logo search
gos_2011

17.Теорія квазіконкурентних ринків як методологічна основа розробки антимонопольної політики держави.

Когда рынок является квазиконкурентным, для него характерны следующие черты: цена в долгосрочном периоде равна средним издержкам; отраслевой выпуск производится с наименьшими издержками; экономическая прибыль оказывается нулевой, а число фирм в долгосрочном периоде постоянно. Квазиконкурентный рынок обеспечивает эффективный выпуск в отрасли и отсутствие рыночной власти у какого-либо экономического агента, действующего на этом рынке. Отличие квазиконкурентного рынка от рынка совершенной конкуренции заключается в степени концентрации производителей: на рынке совершенной конкуренции действует большое число производителей, в то время как квазиконкурентный рынок может быть высококонцентрированным, но все же обладать чертами конкурентного рынка. Черты конкурентного рынка придает квазиконкурентному рынку существование угрозы потенциальной конкуренции из-за относительной легкости входа и выхода с рынка. Как только конкурентный механизм не выполняется, новые фирмы входят в отрасль, а старые тут же теряют рыночную власть, цена и объем выпуска возвращаются на эффективный конкурентный уровень. Если рынок является или может быть квазиконкурентным, вмешательство государства в его функционирование излишне. Государство может усилить степень конкретности рынка, устранив барьеры для входа и проводя другие мероприятия по его либерализации. Это предполагает переключение акцента промышленной политики государства с регулирования поведения фирм на усиление конкурентных аспектов самого рынка. Для проведения адекватной промышленной политики государства разграничение между нестратегическими и стратегическими барьерами входа особенно важно. Значительная часть стратегических барьеров входа может быть оценена как злоупотребление монопольной властью и преследоваться по антимонопольному законодательству. Нестратегические барьеры входа в отрасль могут быть лишь объектом непрямой политики государства, так, например, барьеры, создаваемые значительным масштабом расходов на рекламу можно снизить, ограничив расходы на рекламу зарубежной продукции, а также путем организации и финансирования специализированных промышленных выставок, рекламирующих продукцию отечественного производства. Причем очевидно, что в условиях существования нестратегических барьеров входа в отрасль фирмы, получившие в результате монопольную власть, не должны подлежать санкциям в рамках антимонопольного законодательства. Концепция квазиконкурентных рынков требует радикальной переориентации антимонопольной политики государства. Принцип определения монопольной власти на основании данных о концентрации производств и продаж в отрасли должен быть подвергнут критическому пересмотру. В данном случае можно сказать, что в сложившейся экономической ситуации уместно было бы не усиливать административное и контролирующее давление на крупные предприятия, а поддерживать их, что применимо к большинству отраслей промышленности России.