logo search
gos_2011

7 . Людина в економічній системі та моделі її економічної поведінки.

Экономическая теория анализирует решающую область жизнедеятельности людей, а именно сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. В изучении человеческого общества она исходит из того, что человек является одновременно и производителем и потребителем экономических благ. Человек не только создает, но и приводит в действие и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют и новые требования к физическим и интеллектуальным параметрам человека.

Модель человека в экономической теории

Многообразие человеческой личности делает необходимым при научном анализе экономической жизни использовать унифицированное представление о человеке, действующем в. конкретной системе исторических координат, т.е. построить модель человека. Эта модель включает в себя мотивы экономической активности, ее цели, а также особенности физических, психологических и интеллектуальных возможностей человека, используемых им для достижения поставленных целей.

Особо следует подчеркнуть огромную роль в мотивации экономической деятельности психологических факторов. Ведь недаром многие, если не все, теоретики прошлого и настоящего при объяснении экономического поведения людей оперируют такими понятиями, как «склонность», «предпочтение», «ожидание», «намерение» и т. д.

направления «моделирования» человека:

Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Его основой является эгоистический материальный, прежде всего денежный интерес, являющийся главным мотивационным стимулом деятельности «экономического человека». Модель «homo economicus», разработанная еще в XVIII в, — наиболее известная из рассматриваемых моделей? - обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной конкуренции.

Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo economicus» предполагает использование постулата о рациональном поведении человека. В его основе лежит стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. При удовлетворении своих интересов люди находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора. Анализ экономического поведения человека затрудняется и неэкономическим компонентом в мотивации его деятельности (альтруизм, религиозные установки и др.).

Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека представляются более сложными. Мотивационные стимулы включают в себя не только стремление к материальным благам, но и определенные элементы психологического характера: милосердие; цели, связанные с традициями, соображениями престижа, использованием свободного времени. В этой модели затруднено и достижение поставленных целей вследствие недостаточной информированности хозяйствующих субъектов (ограниченной рациональности), несовершенства их интеллекта, стереотипности поведения, религиозных установок и т. п. Общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство государства.

Третье направление представлено принципиально новой моделью, отражающей современные реалии. Для нее характерно изменение мотивации деятельности в направлении возрастания значения составляющих, обеспечивающих реализацию духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого процесса труда, социальная значимость). Новой модели присущи значительная информированность о мире, более высокий общеобразовательный и культурный уровень, многообразие и динамизм потребностей. Эта модель социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с нежесткими границами между социальными общностями.

Современный этап развития производства характеризуется двумя особенностями.

Во-первых, налицо признаки отчуждения труда, принудительной зависимости во взаимоотношениях человека, техники и природы. Преодолеть это отчуждение, вернуть людям радость труда – задача, решение которой позволит говорить об осуществлении революционного переворота в производстве. Во-вторых, сделан качественный скачок в осуществлении компьютеризации техники и производства. Этот процесс, изменяя культурно-информационный мир человека, позволяет выработать его новую организацию, изменить ориентацию и результаты. Мы являемся сегодня свидетелями появления нового индустриального хозяйства – неоиндустриального хозяйства.