logo search
Теория финансов-лекции

15.3. Формы и инструменты государственного кредита

Государственный кредит может быть внутренним, когда за­емщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.

♦ В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кре­дит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств. В Российской Федерации внутренний государственный кредит выступает в формах государственных займов путем эмиссии ценных бумаг, кредитов Центрального банка или коммерческих банков и кор­пораций. В обоих государствах право привлекать заемные сред­ства юридических и физических лиц от лица правительства принадлежит Министерству финансов.

Государственные займы характеризуются тем, что вре­менно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюд­жета и финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги представляют собой долго­вые обязательства государства. Они формируют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг — и являются эффективным инструментом макроэкономического регулирования.

Важнейшая задача фондового рынка — обслуживание госу­дарственного долга. Уровень доходности, сложившийся на рын­ке государственных ценных бумаг, является точкой отсчета, относительно которой оценивается целесообразность операций с другими финансовыми инструментами. Поскольку негосудар­ственные ценные бумаги являются менее надежными инстру­ментами, то операции с ними должны обеспечивать большую доходность по сравнению с операциями на рынке государствен­ных ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг поз­воляет также регулировать движение финансовых (денежных) потоков. Выкупая или предлагая к продаже государственные ценные бумаги, государственные институты имеют возмож­ность освобождать или связывать дополнительные инвестици­онные ресурсы и изменять направление размещения временно свободных денежных ресурсов. Государственные займы в фор­ме эмиссии ценных бумаг являются источником безэмиссион­ного финансирования бюджета, что важно для стабилизации экономики.

В современных условиях тенденции на рынке государствен­ных ценных бумаг служат индикаторами рыночной конъюнк­туры для отечественных субъектов финансового рынка и иност­ранных инвесторов.

В развитых странах нормальное соотношение объемов сде­лок на рынках государственных и корпоративных ценных бу­маг составляет примерно 0,9 : 1. Значительное превышение это­го соотношения в пользу государственных ценных бумаг может привести к финансовому кризису, как это случилось в России в августе 1998 г.

Основными видами государственных ценных бумаг в Рес­публике Беларусь являются: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации с купон­ным доходом; облигации, номинированные в свободно конвер­тируемой валюте; облигации государственного выигрышного валютного займа; векселя Правительства Республики Бела­русь. В России это различные государственные облигации (в пе­риод с 1994 по 1996 г. имели хождение также казначейские

обязательства).

Облигация — наиболее распространенный вид государствен­ных ценных бумаг. Она удостоверяет предоставление ее вла­дельцем денежных средств в распоряжение государства и под­тверждает обязательство эмитента возместить в предусмотрен­ный срок номинальную стоимость ценной бумаги с уплатой до­хода (процентов). Допускается выплата процентов в течение всего срока пользования заемными средствами, а по его истече­нии — возврат основной суммы долга. По условиям займа воз­можны иные способы выплаты дохода.

Средства, поступающие от продажи государственных обли­гаций, направляются на пополнение бюджета или выполнение иных государственных задач.

Государственные внутренние займы классифицируются по ряду признаков:

• форме обращения на рынке — рыночные и нерыночные займы, специальные выпуски. Рыночные займы свободно продаются и покупаются и являются основными в финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они целенаправленно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов (например, на Западе нерыночные государственные облигации выпускаются для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов). Держатели облигаций нерыночных займов имеют некоторые привилегии — право досрочного предъявления к оплате (хотя и с потерей в процентах), возможность погашать облигациями налоговые платежи;

Важное значение для успешного проведения государствен­но-кредитных операций имеет вопрос о курсе займа.

Курсом займа называется цена облигации займа, выражен­ная в процентах к номиналу. Курсы могут быть трех типов: аль­пари (цена совпадает с номиналом), ажио (цена выше номина­ла) и дизажио (цена ниже номинала).

Правительство страны заключает договор об условиях вы­пуска займа с банком, группой банков, биржей, министерством финансов или другими финансовыми институтами.

Условия включают сумму займа, срок, условия погашения, уровень доходности, эмиссионный курс.

Эмиссионным называется курс займа в момент его выхода, при первичном размещении. Он, как правило, ниже номинала, что объясняется покрытием затрат по первичному размещению займа и привлечением кредиторов.

Сделки купли-продажи государственных облигаций на вто­ричном рынке осуществляются по реальному (биржевому) кур­су, который зависит от уровня доходности займа и банковского процента. Облигации государственных займов погашаются за счет доходов бюджета, а процентные платежи по ним произво­дятся за счет расходной части бюджета.

Формой внутреннего государственного кредита является выдача кредитов центральным банком правительству стра­ны и местным органам власти (в Беларуси — Национальным банком). Мощным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населе­ния и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. В большинстве стран сберегательные банки (кассы) имеют особый статус. Государство гарантирует сохранность вкладов в таких банках и, в свою очередь, исполь­зует остатки средств на счетах в своих целях. В Беларуси Сбер­банк является коммерческим, т.е. может совершать различные банковские, в том числе ссудные, операции. Но в то же время признается его особый статус, обусловленный гарантиями госу­дарства на вклады граждан.

При такой форме внутреннего государственного кредита, как кредиты коммерческих банков и других юридических лиц возможны безоблигационные займы и оформление заим­ствования средств государством векселями правительства, зак­лючением договоров с кредиторами.

Внешний (международный) государственный кредит пред­ставляет собой совокупность экономических отношений, воз­никающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финан­совом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти эко­номические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах воз­вратности, срочности и платности.

Получателями внешних займов в Беларуси являются Пра­вительство Республики Беларусь и местные органы власти, в России — федеральное правительство, правительства субъек­тов федерации и местные органы власти. Кредиторами во внешнем государственном кредите выступают правительства и юри­дические лица иностранных государств, международные фи­нансовые организации, а также частные лица-нерезиденты.

Иностранные заимствования позволяют странам превышать в процессе инвестирования и потребления пределы, определяе­мые текущим внутренним производством, и финансировать ка­питальные вложения за счет внутренних сбережений и сбере­жений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста.

Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительствен­ным, межбанковским соглашениям, а также по линии между­народных финансовых организаций.