logo
Теория финансов-лекции

2.1.Понятие и состав финансовых ресурсов

Чистый доход в составе валового внутреннего продукта яв­ляется основным источником формирования финансовых ре­сурсов. В процессе распределения и перераспределения части ВВП создаются централизованные и децентрализованные фон­ды денежных средств.

Часть чистого дохода направляется на расширенное вос­производство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов, которые находят­ся в распоряжении хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций), т.е. формируются на микроуровне и используются на затраты по расширению производства. За счет децентрализованных финансовых ресурсов финансируют­ся капитальные вложения, расширение оборотных средств, техническое перевооружение, мероприятия по охране природы и т.д. Осуществление этих затрат за счет децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными сред­ствами процесс расширенного воспроизводства.

Одновременно децентрализованные финансовые ресурсы, образуемые за счет части чистого дохода, являются источником расширенного воспроизводства другого элемента валового внут­реннего продукта — стоимости рабочей силы. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые де­нежные фонды направляются на обеспечение социального обус­тройства работников, дополнительное материальное стимули­рование и т.п.

Второй по величине источник формирования децентрализо­ванных финансовых ресурсов — амортизационные отчисления — образуется за счет стоимости основных производствен­ных фондов. Долговременный характер замещения изношен­ных основных фондов накладывает отпечаток на амортизаци­онные отчисления: в отличие от других элементов финансовых ресурсов они в большей мере выполняют функции восполнения и замещения, но поскольку замещение изношенных основных фондов происходит через длительный период, то оно осущест­вляется на принципиально новой технической основе. Назна­чение амортизационного фонда здесь не ограничивается ролью источника простого воспроизводства, поскольку простое за­мещение на прежней технико-технологической основе бессмыс­ленно. Амортизационные отчисления совместно с частью чис­того дохода становятся важным источником расширенного воспроизводства. Эти денежные средства направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и модерни­зацию действующих основных фондов, приобретение более про­изводительного оборудования и современных технологий. Дол­говременный характер замещения основных фондов предопре­деляет разрыв между первоначальной стоимостью основных фондов, обеспечивающих воспроизводство, и их материаль­но-вещественным содержанием. Амортизационный фонд стано­вится самостоятельным целевым источником финансирования капитальных вложений на расширенной основе. Отметим, что в условиях инфляции меняется характер финансирования всего воспроизводственного процесса.

Источниками формирования децентрализованных финансо­вых ресурсов являются также экономия от снижения стоимос­ти строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйствен­ным способом; мобилизация внутренних ресурсов в строитель­стве; прирост устойчивых пассивов; выручка от реализации вы­бывшего и излишнего имущества и др.

В формировании децентрализованных финансовых ресурсов участвуют заемные и привлеченные средства (кредиты банка, кредиторская задолженность, средства, полученные от выпус­ка акций, операций с другими ценными бумагами, и др.).

Осуществление перечисленных затрат за счет использова­ния децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обес­печивать денежными средствами процесс расширенного воспро­изводства на микроуровне. Такой порядок объективен, он не за­висит от форм собственности. Другое дело, что субъективизм может иметь место в пропорциях распределения между элемен­тами ВВП децентрализованных финансовых ресурсов, относя­щихся к компетенции властных структур. Последние способны ускорять или замедлять процессы развития производства.

В условиях рыночных отношений пропорции распределе­ния финансовых ресурсов должны определять сами хозяйству­ющие субъекты. В дореформенный период в нашем государстве порядок формирования децентрализованных денежных фондов финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов довольно жестко регламентировался государством (фонд материального поощрения, фонд развития производства, фонд социального развития и жилищного строительства и др.).

Другая часть чистого дохода в соответствии с сущно­стью финансов служит основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов, которые являются основой финансового обеспечения общегосударственных пот­ребностей, отражающих макроэкономический уровень.

Если децентрализованные финансовые ресурсы представляют главную форму обеспечения расширенного воспроизводства непосредственно хозяйствующих субъектов, то централизован­ные финансовые ресурсы являются результатом перераспреде­ления главным образом чистого дохода через налоговые и нена­логовые платежи и отчисления. Именно рост чистого дохода в основной его форме выражения — прибыли — обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов.

К источникам, за счет которых формируются централизо­ванные фонды финансовых ресурсов, относятся также отчисле­ния хозяйствующих субъектов органам государственного со­циального страхования, имущественного и личного страхова­ния, в целевые бюджетные фонды (дорожный фонд, фонд заня­тости и др.).

На пополнение централизованных финансовых ресурсов идет часть национального богатства, вовлекаемая в хозяйствен­ный оборот (от продажи золотого запаса страны, энергоносите­лей, за счет поступлений от внешнеэкономической деятельнос­ти и др.), а также средства, полученные от реализации государ­ственных ценных бумаг, облигаций, размещения займов и т.д. Незначительную часть централизованных финансовых ресур­сов составляют поступления от населения (налоги, сборы, дохо­ды от займов и лотерей и др.).

Централизованные финансовые ресурсы посредством пере­распределительных процессов (налогов, отчислений и т.д.) со­средоточиваются в государственном бюджете, целевых бюджет­ных фондах, Фонде социальной защиты населения. Некоторые из них формируются путем перераспределения стоимости необ­ходимого продукта в виде отчислений в доход государственного бюджета налогов с населения, отчислений по социальному страхованию и других денежных поступлений от населения.

Основная часть финансовых ресурсов аккумулируется в централизованном фонде финансовых ресурсов государства — государственном бюджете. Концентрация крупных денежных средств в бюджете способствует ведению единой финансовой политики, обеспечивает возможность финансирования важней­ших общегосударственных программ. Финансовые ресурсы на­правляются на развитие реального сектора экономики, финан­сирование социально-культурных мероприятий, социальную защиту населения, пенсионное обеспечение, на финансирова­ние обороны, правоохранительных органов и государственного управления, выплату страховых сумм по всем видам имуще­ственного и личного страхования и др.

Формирование как децентрализованных, так и централизо­ванных фондов финансовых ресурсов государства является ре­зультатом расщепления и последующего распределения чисто­го дохода, создаваемого в сфере материального производства. Корни и истоки формирования этих групп фондов едины — чис­тый доход, его первичное распределение и последующее пере­распределение.

Переход к рыночным отношениям требует, с одной стороны, расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов и соответствующего увеличения финансовых ресурсов, остаю­щихся в их распоряжении; с другой стороны, коренная пере­стройка экономики вызывает необходимость централизации финансовых ресурсов и направления их в приоритетные отрас­ли, нуждающиеся в существенной государственной финансовой поддержке.

Сбалансированными можно считать такие финансовые от­ношения, которые обеспечивают бесперебойное финансирова­ние процесса расширенного воспроизводства хозяйствующих субъектов и на этой основе — рост доходов бюджета. В настоя­щее время налоговая нагрузка на сферу материального про­изводства остается достаточно высокой, вследствие чего у пред­приятий не хватает доходов даже для простого воспроизвод­ства. Баланс интересов может наступить при установлении на­логовой нагрузки на хозяйствующие субъекты в размере не бо­лее 30 % ВВП.

При рассмотрении состава и объема финансовых ресурсов логично вспомнить об учете ресурсов, аккумулируемых банков­скими и страховыми органами. К ним относятся:

1) кредитные ресурсы как государственный денежный резерв, закрепленный за банками в виде уставного, резервного и других фондов, позволяющих получать доходы и прибыль от банковской деятельности и в форме налогов и других платежей, поступающих в бюджет;

2) суммы превышения доходов бюджета над расходами, рассматриваемые как элемент финансовых ресурсов банка, за пользование которыми банк должен выплачивать дивиденды государству;

  1. денежные резервы предприятий, организаций, физических лиц, участвующие в процессе кругооборота основных и оборотных фондов;

  1. денежные сбережения населения, выступающие как часть фонда индивидуального потребления.

Безусловно, образование финансовых ресурсов более тесно связано с созданием ВВП и его первичным распределением. Ре­сурсы банковских учреждений формируются путем перерас­пределения первичных финансовых ресурсов и некоторых дру­гих денежных средств.

Таким образом, количественные границы функционирова­ния финансов определяются финансовыми ресурсами, выража­ющими сущностное содержание финансов.

Финансовые ресурсы — это фонды денежных средств, нахо­дящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъек­тов и населения, формирующиеся в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего про­дукта, главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизвод­ства и общегосударственных потребностей.