14.3. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
Важнейшими чертами международной экономики являются рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на микро- и макроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.
Экономическая интеграция, мобилизация экономики не только приводят к изменению структуры мирохозяйственных связей, но и вызывают объективную необходимость в сближении финансовых инструментов регулирования экономических процессов. Эффективное функционирование открытой экономики обеспечивается применением идентичного набора государственных регуляторов. При данном условии гарантируется соблюдение интересов отечественных производителей и иностранных инвесторов.
Такого сочетания разносторонних внешних и внутренних приоритетов можно добиться как регулированием национального законодательства, так и политикой межгосударственного согласования отдельных вопросов. В современных условиях сближение мировых экономик происходит благодаря расширению торговых и финансовых потоков, через организацию различного рода экономических сообществ в итоге процессов интеграции.
Понятие «международная экономическая интеграция» в современной экономической литературе определено как объективный, осознанный и направленный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающий потенциалом саморегулирования и саморазвития, основанный на экономическом интересе самостоятельных хозяйствующих субъектов и международном разделении труда.
Сегодня интеграционные объединения носят региональный характер и различаются глубиной происходящих процессов.
В мире насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа. Ими охвачены основные регионы и все континенты земного шара. На долю стран-членов приходится почти 2/3 ВВП планеты, основная часть международной торговли (около 7 трлн. дол. США) и межстранового движения капиталов (почти 0,6 трлн. дол. США). Некоторые из этих образований включают десятки стран (Африканское экономическое сообщество — 32; Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество — 26 (после приема в ноябре 1997 г. Вьетнама, Перу и России); Европейский союз — 15 и т.д. При такой интенсификации внешнеэкономической деятельности недостаточно только внутреннего регулирования национального законодательства. Межстрановое движение товарных и денежных потоков подчиняется организованно принятым совместным международным актам и решениям.
Формирование различного вида экономических образований преследует в основном две цели:
обеспечение свободного движения товаров и услуг;
создание равных условий для конкуренции всех субъектов, действующих в рамках интеграционных объединений.
В связи с этим в мирохозяйственных связях актуальнейшей задачей становится эффективное и масштабное региональное взаимодействие. Для ее решения требуется определенный инструментарий .
Все начальные формы интеграционных объединений в основном представляют собой различного рода торговые союзы, поэтому государственное регулирование здесь направлено в первую очередь на таможенные отношения.
Вовлечение в сферу мировой торговли трудовых ресурсов, капиталов, работ и услуг, т.е. нетоварных потоков, обострило вопросы нетарифного регулирования, в частности налоговые. Первоначально они решались выработкой единых подходов к налогообложению экспортируемых и импортируемых доходов и капиталов, но затем появилась необходимость в принятии общего механизма межгосударственного регулирования.
Практика межгосударственного регулирования в пределах региональных экономических сообществ подтверждает, что чем выше ступень интеграции и теснее народнохозяйственные связи, тем значительнее степень межгосударственного влияния и обширнее инструментарий общегосударственного регулирования. Для обслуживания механизма межгосударственного регулирования создаются органы, не только отвечающие за координацию, но и контролирующие этот процесс. Причем статус переходит от национальных к межнациональным, а затем и к наднациональным органам.
Таким образом, о проведении последовательной общей налоговой политики можно говорить при организации интеграционных объединений более высокой ступени, а именно экономических союзов и экономических сообществ. В то же время даже начальные формы интеграционных объединений требуют упорядочения налоговых вопросов.
Воздействие государства на экономические процессы через налоговые инструменты осуществляется путем реализации научно обоснованной налоговой политики.
В современных условиях задачами налоговой политики государства являются: учет действующих экономических параметров развития общества и конкретной экономической ситуации в стране; обеспечение рыночных и социальных реформ и поддержание макроэкономической стабильности; обеспечение государства финансовыми ресурсами и их мобилизация; определение возможных резервов роста; создание условий для регулирования экономики страны в отраслевом, региональном и межотраслевом разрезе; соответствие общей экономической политике страны как на национальном, так и на межгосударственном уровне.
Налоговая политика является отражением экономического базиса общества и должна обеспечивать все направления экономического роста.
В условиях расширения международных хозяйственных связей национальная налоговая политика перестает быть только комплексом мер по внутреннему регулированию. Межстрановое движение товаров, рабочей силы и капиталов существенно усиливает значение налогов в распределительных отношениях как между субъектами хозяйствования и государством, так и между государствами, ведущими активную внешнеэкономическую деятельность. В связи с этим национальная налоговая политика представляет собой совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности в мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределении на региональном и общегосударственном уровнях и использовании в рамках экономического пространства государства.
Обеспечение экономического роста и стабильности невозможно без реализации эффективной внешнеэкономической политики, поэтому национальная налоговая политика должна предусматривать ряд соответствующих мер.
Вступая в различного рода экономические группировки, государство берет на себя обязательства по поддержанию и осуществлению межгосударственной экономической политики, соответствующей целям создания и жизнеспособности образуемых экономических союзов. Подписывая договор о вступлении в интеграционное объединение, государство тем самым принимает условие частичной утраты экономического суверенитета и (как следствие) суверенной экономической политики, но одновременно приобретает право на выработку совместной межгосударственной экономической политики и обязанность по ее обеспечению для достижения совместного экономического роста и благосостояния.
Добровольность, осознанная необходимость и экономическая готовность к объединению — обязательные принципы экономической интеграции.
Выработка согласованной налоговой политики осложняется внутренним сущностным противоречием, заложенным в категории «налог». Аккумулируя в себе полюсные интересы государства и налогоплательщика при реализации налоговой политики межгосударственного образования, налоги создают дополнительные противоречия, связанные с возможным несовпадением государственных национальных и межгосударственных общих интересов. Оптимальность налоговой политики экономического союза определяется не только выбором эффективных налоговых инструментов, отвечающих целям интеграционного образования, но и соответствием этих целей реальному экономическому базису, а также интересам всех субъектов складывающихся отношений.
Разнообразие экономических интересов субъектов налоговых отношений не позволяет безоговорочно проецировать национальные налоговые механизмы на объединенную экономику. Поэтому выработка международного механизма налогообложения интеграционного объединения, создание благоприятного для всех участников налогового климата — задача первостепенной важности, диктуемая согласованной налоговой политикой.
Согласно теории налогообложения, любой налоговый механизм представлен тремя основными взаимосвязанными блоками:
налоговым планированием;
налоговым регулированием;
налоговым администрированием.
Все эти блоки должны присутствовать и в налоговом механизме экономического союза. Однако роль каждого из них может быть неодинаковой на разных этапах, что зависит от целей и задач, решаемых в рамках региональных экономических образований, а также от развития научной и методической базы.
Совершенствование и реформирование налоговых систем новых независимых государств — в прошлом советских республик, их адаптация к новым видам деятельности и рыночным институтам происходят достаточно активно. Но в национальных налоговых законодательствах государств, вступивших на путь экономических преобразований и реформ, еще крайне редко применяются научно обоснованные методики налогового планирования и прогнозирования влияния налогов на экономические процессы.
Совместное налоговое планирование целесообразно использовать при планировании объема совместного межгосударственного бюджета. Такая форма организации общегосударственных финансов пока реализуется только Республикой Беларусь и Российской Федерацией при составлении совместного бюджета, который формируется не за счет налоговых поступлений, а на основании вкладов участников объединения и определяется объемом финансирования общих проектов и программ.
Налоговое регулирование в современных условиях является стержнем межгосударственного налогового механизма и опосредуется как внутренними, так и межгосударственными законодательными актами.
Как свидетельствует опыт международных интеграционных образований, интересы экономического объединения требуют унификации налоговых законодательств его участников. И если определить гармонизацию как основное направление совместной налоговой политики, т.е. ее стратегию, то унификация должна рассматриваться как основной механизм осуществления этой цели, а именно — тактика налоговых преобразований.
Налоговая унификация может представлять собой инструмент государственного регулирования внутреннего налогового режима и налогообложения внешнеэкономических операций. С этой точки зрения ее правомочно классифицировать соответственно как внутреннюю (национальную) или внешнюю (межгосударственную) унификацию.
Внутренняя унификация подразумевает универсализацию национальной налоговой системы по следующим основным направлениям:
упрощение методик исчисления налогов;
применение идентичного механизма налогообложения для всех налогоплательщиков и объектов налогообложения;
приведение к равнозначности (одинаковому экономическому эффекту от применения) налоговых ставок по всем хозяйственным операциям и объектам налогообложения;
унификация процедуры исполнения налоговых обязательств.
Внешняя унификация направлена в первую очередь на приведение действующей налоговой системы государства в соответствие с налоговыми системами стран — торговых партнеров и участников экономических союзов. С этой целью необходимо решать следующие задачи:
активизировать интеграционные процессы;
привлекать иностранных инвесторов, в том числе адаптируя правила налогообложения к привычным для них формам;
заключать международные договоры об избежание двойного налогообложения без ущерба для национальной экономики;
создавать равные условия функционирования для отечественных товаропроизводителей, в том числе и на чужих рынках.
Упрощение налогообложения не исключает возможность использовать в национальной налоговой системе специфические формы и методики налогообложения, способные стимулировать развитие отдельных приоритетных направлений экономики (инвестиции, высокие технологии, малый бизнес, производство социально значимых товаров, экспорт и т.д.).
В рамках межгосударственных связей унификация затрагивает в основном перечень основных налогов и ставок и выражается в универсализации правовых налоговых отношений (общие подходы в формировании национальных налоговых кодексов).
Достижение общего уровня налогообложения, унификация отдельных инструментов невозможны без организации действенной системы налогового администрирования в рамках интеграционного объединения. Это предполагает создание органов не только контроля и согласования налоговой политики на меж- и наднациональном уровнях (в зависимости от степени интеграции), но и управления налоговыми потоками в рамках объединения. Кроме того, в их задачу входят анализ и оценка воздействия на объединенную экономику, планирование и прогнозирование процессов налоговой унификации, построение налоговых отношений с третьими странами и т.д.
Основные цели и задачи согласованной налоговой политики и основной формы ее реализации представлены на рис. 14.1.
Рис. 14.1. Согласованная налоговая политика
Таким образом, налоговое регулирование, проводимое в соответствии с согласованной налоговой политикой, имеет обширный спектр действия, распространяясь не только на унификацию конкретных видов налогов и базовых элементов налоговой системы. Немаловажную роль в налоговой унификации играют стандартизация бухгалтерского учета и отчетности, создание скоординированной системы налогового контроля, определение общих подходов в сфере международного налогообложения.
- Содержание
- Глава 1. Сущность финансов
- 1.1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах
- 1.2. Финансы в системе производственных отношений
- 1.3. Функции финансов
- 1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 2.1.Понятие и состав финансовых ресурсов
- 2.2. Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 2.3. Государственный бюджет
- 2.4. Амортизационный фонд
- 2.5. Ссудный фонд
- 2.6. Денежные доходы и сбережения населения
- 2.7. Страховой фонд
- Глава 3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями
- 3.1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
- 3.2. Финансы и цена
- 3.3. Финансы и заработная плата
- 3.4. Финансы и кредит
- Глава 4. Финансовая система государства
- 4.1. Общее понятие о финансовой системе
- 4.2. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика
- Глава 5. Финансовая политика государства
- 5.1. Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи
- 5.2. Составные части финансовой политики, их характеристика
- 5.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
- Глава 6. Управление финансами
- 6.1. Общее понятие об управлении финансами
- 6.2. Органы управления финансами, их задачи и функции
- 6.3. Совершенствование управления финансами
- Глава 7. Финансовое планирование и прогнозирование
- 7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 7.2. Современная система финансовых планов
- 7.3. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- Глава 8. Финансовый контроль
- 8.1. Содержание и значение финансового контроля
- 8.2. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика
- 8.3. Органы финансового контроля
- 8.4. Развитие аудиторского контроля
- Глава 9. Финансы предприятий реального сектора экономики
- 9.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
- 9.2. Содержание финансов предприятий
- 9.3. Функции финансов предприятий
- 9.4. Принципы организации финансов предприятий
- 9.5. Финансовый менеджмент и финансовый механизм предприятий
- 9.6. Финансовые ресурсы и капитал предприятий
- Глава 10. Финансы непроизводственной сферы
- 10.1. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
- 10.2. Финансовое обеспечение социальной сферы
- 10.3. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы
- Глава 11. Сущность и роль страхования в системе экономических отношений
- 11.1. Экономическая сущность страхования
- 11.2. Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 11.3. Организационно-правовые формы страховых компаний
- 11.4. Основные принципы организации финансов в страховании
- Глава 12. Социальная защита населения и социальное страхование
- 12.1. Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм
- 12.2. Социальное страхование
- 12.3. Медицинское страхование
- 12.4. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом
- Глава 13. Государственный бюджет
- 13.1. Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 13.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 13.3. Доходы и расходы бюджета
- 13.4. Бюджетный дефицит
- 13.5. Бюджетный процесс
- Глава 14. Налоги в системе финансовых отношений
- 14.1. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание
- 14.2. Налоговая система
- 14.3. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
- Глава 15. Государственный кредит
- 15.1. Экономическая сущность государственного кредита
- 15.2. Функции государственного кредита
- 15.3. Формы и инструменты государственного кредита
- 15.4. Государственный долг, его содержание и виды
- 15.5. Управление государственным долгом
- Глава 16. Современные формы финансового оздоровления экономики
- 16.1. Институт банкротства как инструмент
- 16.2. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования
- 16.3. Финансовый рынок и его значение в современных условиях
- Глава 17. Финансы в системе международных экономических отношений
- 17.1. Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики
- 17.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- Тема 8. Понятие аудиторского контроля. Виды аудита и его специфика.
- 8.1. Понятие аудиторской деятельности. Аудиторские услуги.
- 8.2.Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений.