logo
Теория финансов-лекции

13.3. Доходы и расходы бюджета

В историческом аспекте бюджеты разных стран имеют мно­го общего: основные каналы поступления и структуру доходов, направления расходования.

Как уже отмечалось ранее (см. § 4.2), для характеристики бюджета любого государства необходимо исследовать содержа­ние его доходной и расходной частей. Доходы и расходы бюдже­та представляют собой особые формы реализации бюджетных отношений и определяют этапы перераспределения стоимости общественного продукта посредством государственного бюджета.

В целях обеспечения сопоставления показателей бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация доходов и расходов.

Доходы государственного бюджета выражают экономичес­кие отношения предприятий, организаций и граждан с государ­ством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Ма­териальным содержанием этих отношений выступают денеж­ные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти.

Доходы бюджетов образуются за счет налогов и неналого­вых платежей. В странах с развитой рыночной экономикой, а также формирующих рыночные механизмы основными доход­ными источниками бюджета являются налоги и сборы.

Налоги представляют собой обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с предприятий и физических лиц в поряд­ке и сроки, установленные законодательством, для финансово­го обеспечения деятельности государства и территориальных формирований.

Под сборами понимаются обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц за совершение уполномочен­ными органами определенных действий в отношении платель­щиков. В отличие от налогов сборы носят чаще всего целевой характер.

Налогам присущи безвозвратность, безвозмездность, склон­ность к смене собственника. Посредством налогов часть соб­ственности экономических агентов и граждан (в денежной фор­ме) превращается в государственную и образует централизован­ный бюджетный фонд.

Неналоговые доходы бюджета включают: доходы от прода­жи и использования имущества, находящегося в государствен­ной или муниципальной собственности; доходы от оказания платных услуг, оказываемых органами государственной влас­ти, местного самоуправления или находящимися в их ведении бюджетными учреждениями; суммы, получаемые в виде штра­фов, компенсаций, конфискаций и другие суммы принудитель­ного изъятия; доходы, получаемые в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд от бюджетов других уровней; безвозмездные поступления и прочие неналоговые доходы.

Привлечение доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, связано с процессом приватизации, в то время как среди доходов от ис­пользования этого имущества значительную долю составляют средства, поступающие в виде платы за сдачу имущества во вре­менное пользование.

Финансовая помощь из бюджетов другого уровня может поступать в виде дотаций, субвенций и субсидий. Дотации предоставляются для покрытия текущих расходов, а субвенции и субсидии носят целевой характер, причем субсидии предо­ставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Безвозмездные поступления включают: суммы, поступив­шие от юридических и физических лиц, международных орга­низаций и правительств иностранных государств; безвозмездные поступления по взаимным расчетам между бюджетами раз­личных уровней в виде передачи части доходов или полномо­чий по финансированию расходов в связи с изменением налого­вого либо бюджетного законодательства.

Среди неналоговых доходов бюджета особое место занимают доходы, связанные с использованием бюджетных средств в сфере финансового рынка. Это доходы, получаемые в виде про­центов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, или дивидендов по акциям, находящим­ся в государственной собственности, и некоторые другие.

Источники поступления доходов в бюджет Республики Бе­ларусь представлены в табл. 13.1.

Таблица 13.1

Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к итогу*

Доходы

Год**

2000

2001

2002

2004

Текущие налоговые доходы

В том числе:

подоходный налог

налог на прибыль и доходы чрезвычайный налог для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС

налог на добавленную стоимость

налоги с продаж

акцизы

налоги на собственность

76,5

8,7 13,8

2,3 25,7 0,8

8,0 2,9

76,4

9,3 12,7

2,7 25,2 1,3

7,7

4,1

72,5

9,0 9,0

2,5 25,1 1,3 6,9 4,5

77,5

9,5 11,5

2,6 23,6 3,3

7,4

5,6

Доходы от внешнеэкономической деятель­ности

4,5

5,2

6,0

8,5

Текущие неналоговые доходы и обяза­тельные платежи

В том числе:

доходы от государственной собствен­ности и предпринимательской деятель­ности

административные сборы и платежи прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

3,5

0,9

1,2

1,4

4,3

0,9 1,3

2,1

4,4

1,0 1,6

1,8

4,9

1,3

1,9

1,7

Капитальные доходы

1,1

1,0

5,2

0,1

Безвозмездные поступления

0,5

Доходы свободных экономических зон

0,4

0,3

0,4

0,2

Доходы государственных целевых бюд­жетных и внебюджетных фондов

18,5

18,0

17,0

17,3

Итого

100

100

100

100

* Без Фонда социальной защиты населения. **Уточненный план.

Доходы бюджета классифицируются не только по способам взимания (налоговые и неналоговые), но и по ряду других при­знаков: источникам образования, категориям плательщиков, принадлежности к соответствующему уровню бюджетной сис­темы и др.

По условиям и способу зачисления в бюджеты различных уровней доходы бюджета делятся на собственные, закреплен­ные и регулирующие. К собственным относятся доходы от му­ниципальной собственности, местные налоги и сборы и некото­рые другие доходы. Закрепленные — это доходы, законодатель­но закрепленные (полностью или частично) за бюджетами того или иного уровня. К регулирующим относятся доходы, которые зачисляются в бюджеты соответствующих уровней по установ­ленным в законодательном порядке нормативам отчисления.

Доходная часть бюджета государств с развитой рыночной экономикой формируется в основном за счет налоговых плате­жей. Она характеризуется множеством налогов и отличается высоким уровнем косвенного налогообложения, что в условиях кризисных явлений, инфляции дает определенную гарантию систематического пополнения бюджетного фонда. Однако сос­тав доходов бюджета, их структура в значительной степени оп­ределяются финансовой политикой государства и зависят от объ­ема национального дохода и общественного продукта страны.

Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, опосредующие распределение и использование ре­сурсов бюджетного фонда. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов, а материальным воплощением — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления.

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов пред­назначены для обеспечения текущей деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные акти­вы, созданием государственных запасов и резервов.

По роли в процессе воспроизводства расходы бюджета де­лятся на расходы, связанные с финансированием материально­го производства, и расходы непроизводственной сферы.

По функциональному назначению различают расходы по фи­нансированию отраслей экономики (промышленности, сель­ского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, транс­порта и др.), социально-культурной сферы, обороны страны, аппарата управления, правоохранительной деятельности и го­сударственной безопасности, обслуживания государственного

долга и др.

Расходы, на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию таких отраслей непроизводствен­ной сферы, как образование, здравоохранение, культура и ис­кусство, социальное обеспечение, а также расходы на средства массовой информации, физкультуру и спорт, мероприятия по социальной защите граждан. Финансируя соответствующие уч­реждения, государство покупает их услуги, чтобы бесплатно предоставить населению. Таким образом, эти расходы участву­ют в воспроизводстве человеческого капитала.

Расходы на оборону страны связаны с необходимостью обеспечивать функционирование оборонной промышленности, поддерживать боеготовность армии, разрабатывать новое воору­жение, осуществлять социальную защиту военнослужащих и их семей.

Расходы на управление включают затраты на финансирова­ние органов государственной власти и управления, отдельных категорий государственных служащих.

Важное значение в поддержании внутреннего порядка и предотвращении социальных конфликтов имеют расходы бюд­жета на правоохранительную деятельность.

Расходы на обеспечение государственной безопасности на­правлены на защиту внутренних и внешних интересов страны в различных сферах государственной деятельности.

Направления расходов бюджета Республики Беларусь пред­ставлены в табл. 13.2.

При формировании рыночных отношений происходит тран­сформация качественных и количественных параметров госу­дарственного бюджета, а также переориентация направлений бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности. Из­меняется структура расходов бюджета.

Особое внимание в условиях развития рыночных отноше­ний уделяется социальной защите наименее обеспеченных сло­ев населения. Это выражается в дополнительных расходах го­сударства на мероприятия по повышению минимального уров­ня заработной платы, увеличению пособий, в том числе по без­работице, выплате различного рода компенсаций и т.п.

Значительная часть государственных расходов на социаль­но-культурные мероприятия финансируется из целевых бюд­жетных и внебюджетных социальных фондов.

Таблица 13.2

Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к итогу*

Расходы

Год**

2000

2001

2002

2004

Государственное управление и местное са­моуправление

2,7

2,8

2,9

3,2

Международная деятельность

0,9

0,9

0,9

0,9

Национальная оборона

2,8

3,1

3,0

2,8

Правоохранительная деятельность и обес­печение безопасности

5,1

5,5

5,3

5,5

Судебная власть

0,2

0,2

0,2

0,3

Наука

1,1

1,1

1,0

1,3

Расходы на отрасли экономики

15,0

15,1

13,7

12,0

Предупреждение и ликвидация послед­ствий чрезвычайных ситуаций и стихий­ных бедствий

3,4

3,8

3,5

3,0

Расходы на социально-культурные меро­приятия и социальную политику

36,7

39,0

41,7

43,3

Прочие расходы

9,6

7,8

8,5

7,2

Капитальные вложения

5,3

4,2

3,7

4,3

Расходы государственных целевых бюд­жетных и внебюджетных фондов

17,2

16,5

15,6

16,2

Итого

100

100

100

100

Вместе с тем развитие рыночных отношений в непроизвод­ственной сфере, а также ограниченные возможности бюджета в условиях бюджетного дефицита требуют привлечения внебюджетных источников для финансирования социально-культур­ных учреждений на основе расширения сферы платных услуг, оказываемых предприятиям и населению.

Значительно сокращаются расходы на отрасли экономики, формируются резервные фонды, финансируются развитие ры­ночной инфраструктуры, программы разгосударствления и при­ватизации и прочие расходы, отражающие направления и объе­мы рыночных реформ.

Однако сокращение бюджетных расходов на отрасли хозяй­ства не может завершиться полным отказом от их бюджетного финансирования, ибо стабилизация экономики и развитие пред­принимательства требуют финансовой помощи государства.

В условиях рынка область долгосрочных вложений расши­ряется за счет включения в нее основных фондов, природных ресурсов и т.д. Ресурсы государственного бюджета, направ­ляемые в капитальные вложения, обеспечивают государствен­ное регулирование инвестиционной деятельности, поддержива­ют приоритетные направления в развитии экономики посред­ством льготных кредитов, бюджетных ссуд, а также прямого вложения капитала в наиболее перспективные инвестицион­ные проекты и государственные программы. Бюджетное фи­нансирование инвестиционного процесса является важным ме­ханизмом эффективного размещения капитала. При этом вы­бор объектов и методов финансирования определяется конеч­ным экономическим результатом — долгосрочной выгодой от вложения бюджетных средств.