logo
Теория финансов-лекции

5.1. Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи

Любые финансовые отношения объективны, но в то же вре­мя они складываются не стихийно, а организуются государ­ством. Для того чтобы организация финансовых отношений но­сила научный характер, способствовала положительному воз­действию на результаты хозяйствования, обществу необходимо выработать стратегию и тактику использования финансов для достижения поставленных целей и задач в экономическом и со­циальном развитии. Выработанная государством стратегия и тактика организации финансов на данном этапе развития об­щества представляет собой финансовую программу, или финан­совую политику.

Финансовая политика — это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа ис­пользования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.

Финансовая политика как составная часть экономической политики государства является одной из приоритетных сфер государственного регулирования экономики. В ней конкрети­зируются главные направления развития народного хозяйства, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.

В то же время финансовая политика — относительно само­стоятельная сфера деятельности государства. Практически она осуществляется посредством разработанной на определенный период времени системы мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет, их рациональному распределению и эффективному использованию для выполне­ния государством своих функций. Ее реализация обеспечивает­ся совокупностью бюджетно-налоговых, монетарных и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответ­ствующими законодательными полномочиями по формирова­нию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Финансовая политика должна быть направ­лена на обеспечение устойчивого экономического роста, соци­ального развития и значимости государства в мировом сообще­стве. Она способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, создавая условия для осуще­ствления совместных мероприятий, в том числе по привлече­нию иностранного капитала в экономику.

Содержание финансовой политики многогранно и опреде­ляется единством трех основных звеньев:

Развитие экономики и социальной сферы в Республике Беларусь происходит в условиях кризисных явлений. Падение объемов производства удалось остановить, однако заметно сни­жение инвестиционной активности, не преодолен дефицит бюд­жета, финансовое состояние многих субъектов хозяйствования остается неудовлетворительным.

Выход из экономического кризиса и дальнейшее динамич­ное развитие требуют взвешенной и обоснованной финансовой политики, главным субъектом которой является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансо­вого развития общества на отдаленную перспективу и опреде­ляет задачи, средства и пути их достижения на предстоящий период.

Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой — отношения между государством и хо­зяйствующими субъектами по поводу формирования финан­совых ресурсов и их использования. Свое практическое вопло­щение финансовая политика в лице государства реализует че­рез финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

Являясь наиболее динамичной частью финансовой полити­ки, финансовый механизм выступает важнейшим ее результа­том. Он изменяется вследствие решения различных тактичес­ких задач, чутко реагируя на все особенности текущей обста­новки в экономике и социальной сфере страны. В конечном счете при помощи финансового механизма осуществляется вся деятельность государства в области финансов.

Таким образом, финансы как специфическая форма про­изводственных отношений составляют элемент базиса, они объективны и независимы от сознания; финансовая политика государства является формой сознательной деятельности лю­дей и относится к надстройке. Финансовые отношения выс­тупают основой финансовой политики, предопределяя ее содер­жание. Следовательно, финансовая политика не может быть не­изменной, установленной раз и навсегда, она меняется на раз­ных этапах развития общества.

Финансовая политика как особая сфера государственной де­ятельности требует законодательного оформления в соответ­ствующих нормативных актах. Министерство финансов и На­циональный банк Республики Беларусь на основе действующе­го законодательства разрабатывают главные направления де­нежно-кредитной политики, готовят инструкции по формиро­ванию доходов бюджета и его использованию, нормативные до­кументы о порядке и правилах предоставления средств физи­ческим и юридическим лицам.

Основными целями финансовой политики являются наибо­лее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствую­щее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Ради их достиже­ния средствами финансовой политики изыскиваются резервы и создаются условия, благоприятствующие развитию малого биз­неса и предпринимательской деятельности. Одновременно оп­ределяются рациональные формы изъятия доходов предприя­тий и населения в пользу государства, а также доля участия на­селения в формировании финансовых ресурсов.

К целям финансовой политики также относятся увеличение бюджетной обеспеченности жителей, повышение уровня дохо­дов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

Осуществление государством своей функции по более полно­му удовлетворению потребностей общества зависит от имею­щихся финансовых ресурсов, следовательно, планирование до­ходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов требует ре­ального подхода к финансовым возможностям и не терпит «по­литизированных» оценок динамики ВВП и главных бюджето­образующих показателей.

В связи с этим большое значение приобретают вопросы оп­тимального распределения государственных финансов, их со­средоточения на ключевых направлениях развития экономики и эффективного использования, в том числе для реализации це­левых программ.

Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективнее осуществлять свои функции — социальные, экономические, экологические, оборонные и др.

Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:

В зависимости от длительности периода и характера решае­мых задач финансовая политика подразделяется на финансо­вую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансо­вой политики, рассчитанный на перспективу и предусматрива­ющий решение крупномасштабных задач, поставленных эконо­мической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, фор­мируются концепции их использования, намечаются принци­пы организации финансовых отношений. Выбор долговремен­ных целей и составление целевых программ финансовой поли­тики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных векторах экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач кон­кретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отноше­ний, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из теку­щих потребностей страны.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добива­ется результатов тактически, приходится вносить коррективы в стратегический курс.

Стратегия создает благоприятные условия для решения так­тических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узло­вые проблемы развития экономики и социальной сферы, пред­лагает оперативные способы изменения форм организации фи­нансовых отношений, позволяет в более сжатые сроки, с наи­меньшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

В качестве финансовой стратегии может выступать Нацио­нальная программа привлечения инвестиций в экономику Рес­публики Беларусь на 2002—2010 гг. К другим направлениям стратегии относятся финансовое оздоровление экономики, по­вышение конкурентоспособности продукции. Так, оздоровле­ние может достигаться за счет сокращения дефицита бюджета, уменьшения инфляции, снижения налоговой нагрузки на эко­номику.

В советский период роль финансов недооценивалась. Цент­рализованное управление финансами оказалось чрезмерно рег­ламентированным. Опыт хозяйственного развития СССР пока­зал, что многие радикальные хозяйственные реформы (нэп, на­логовые реформы 1930-х гг. и 1965 г.) обречены на неудачу, если государство не добивается успехов в финансовой политике.

С распадом СССР произошла разбалансированность эконо­мики, сопровождавшаяся разрывом традиционных экономи­ческих связей. Либерализация цен привела к инфляции, дефи­циту бюджета, росту государственного долга, убыточности и банкротству хозяйствующих субъектов.

Результативность финансовой политики в период перестрой­ки и перехода экономики к рыночным отношениям снижали неблагоприятные финансово-кредитные проявления. Они были обусловлены прежде всего недооценкой сложности проблем пе­реходного периода, завышенными ожиданиями, связанными с влиянием монетарных механизмов на саморегулирование ре­формируемой экономики. Все эти причины, а также ослабление позиций в управлении экономикой и всеми фазами воспроиз­водственного процесса многократно увеличили масштабы фи­нансового кризиса.

В условиях рыночной экономики финансовая политика ба­зируется на долгосрочных научных прогнозах, подкрепляемых системой обоснованных финансовых регуляторов, в первую очередь — налогов, которые обеспечивают изъятие и перерас­пределение созданного валового внутреннего продукта и фор­мирование централизованных фондов денежных ресурсов госу­дарства.

Функция регулирования используется государством в процес­се расходования средств госбюджета на различные цели: госу­дарственные капитальные вложения, развитие социально-куль­турной сферы, укрепление обороноспособности страны, обслу­живание внешнего и внутреннего государственного долга и т.д.

Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, рес­труктуризацию предприятий, приватизацию, конверсию пред­приятий военно-промышленного комплекса, определение при­оритетных направлений.

Финансовое регулирование можно проводить, используя следующие инструменты финансовой политики:

Совокупность финансовых регуляторов наряду с денеж­но-кредитным механизмом составляет основу современной фи­нансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от умения властных структур государства обес­печить комплексное использование финансово-кредитных ры­чагов и стимулов.

Теория и практика хозяйствования выработали ряд требо­ваний к финансовой политике. К ним относятся:

  1. научный подход, предполагающий соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории (нарушение этого важнейшего требования ведет к большим потерям в народном хозяйстве);

  2. учет конкретных исторических условий, итогов каждого этапа развития общества, внутреннего положения в стране и международной обстановки, реальных экономических и фи­нансовых возможностей государства;

  3. тщательный анализ практики предшествующего хозяйственного и финансового строительства, изучение новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта (своевременное изменение финансовой политики с учетом специфических особенностей позволяет в короткие сроки и с меньшими потерями решать стоящие перед государством задачи);

  4. применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики с ориентацией на выполнение ключевой задачи конкретного этапа развития; обеспечение тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики — финансовой и кредитной политикой в области ценообразования, заработной платы;

5) повышение эффективности использования финансовых ресурсов в результате действенной финансовой политики (игнорирование факторов, влияющих на эффективное использование финансовых ресурсов при проведении финансовой политики оборачивается распылением средств и оскудением источников, которые обеспечивают финансирование потребностей государства);

  1. учет множества факторов в многовариантных расчетах по методу наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране; прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;

  2. предвидение последствий финансовых мероприятий, позволяющее избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике и создать благоприятные условия для деятельности предприятий;

  3. широкое применение выводов политэкономической и финансовой наук при выработке эффективной финансовой политики;

  4. анализ обширной достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, состоянии дел в экономике; использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники.

Результативность финансовой политики повышается, если она соответствует потребностям общественного развития, инте­ресам всех слоев общества и учитывает конкретные историчес­кие условия. Не в меньшей мере успех зависит от того, насколь­ко проработан механизм согласования и реализации интересов различных субъектов экономической деятельности и имею­щихся у государства объективных возможностей. Чтобы оце­нить финансовую политику правительства, в первую очередь следует определить, какие цели общественного развития на­мечены им в качестве приоритетных, какие задачи (перспек­тивные и более близкие) и в какие сроки оно предполагает ре­шить. Только при таких условиях можно дать объективную оценку финансовой политике.