7.3. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
Стратегическое планирование представляет собой процесс определения целей организации (и их изменений), ресурсов для достижения этих целей и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов. Стратегический план составляет коммерческую тайну предприятия.
Стратегический финансовый план устанавливает важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых денежных накоплений.
Факторы, определяющие необходимость стратегического планирования, связаны с развитием научно-технического прогресса. Решающая роль в условиях конкуренции принадлежит новым технологиям и продуктам, однако в новых реалиях возрастают неопределенность перспектив научно-технического развития, финансовый риск освоения новых технологий и продуктов. Предприятие должно сосредоточивать внимание на анализе окружающей среды, вырабатывая долгосрочную концепцию и стратегию своего развития, поскольку успех зависит от того, насколько оно сможет приспособиться к внешнему окружению — экономическому, научно-техническому, социальному, политическому и т.п.
Известные американские ученые У. Кинг и Д. Клиланд, рассуждая о содержании и возможностях стратегического планирования в книге «Стратегическое планирование и хозяйственная политика», утверждают, что корпорации должны активно формировать внешние условия хозяйствования, воздействовать на них, тем самым обеспечивая свое будущее, и приспосабливаться лишь к таким изменениям среды, на которые они не могут оказывать существенного влияния.
В корпоративном планировании на смену теории всеобъемлющего рационального подхода пришла теория стратегического планирования. Всеобъемлющий подход предполагает разработку логически завершенных, количественно определенных планов. Он требует уточнения поставленных задач и всестороннего анализа альтернатив.
Стратегическое планирование отличают от всеобъемлющего планирования отсутствие логического конца и предпочтение, отдаваемое частным, заранее выбранным целям. Стратегическое планирование ищет ответы на вопросы:
Какое влияние будет иметь данное событие?
Как мы узнаем, если это произойдет?
Какие это будет иметь последствия?
Каким будет наш следующий шаг?
Будущее рассматривается в качестве одного из факторов управления. Поскольку масштабы операций, как правило, расширяются, то любое решение, принятое в данный момент, будет иметь как положительные, так и отрицательные последствия в перспективе. Будущее скрывает в себе неопределенность, поскольку не может быть достоверных данных о том, что произойдет, а есть лишь предположения, оценки, более или менее обоснованные выводы. Тем не менее, будущее не является чем-то не зависящим от настоящего. Корни любых предстоящих событий можно найти в настоящем. Это позволяет построить систему контроля за развитием планируемых процессов по отклонениям от прогнозируемого состояния.
Теория стратегического планирования получила широкое применение в конце 1970-х гг. Такие гиганты американского бизнеса, как «Дюпон», «Дженерал электрик», «Ксерокс», «Бэнк оф Америка» и другие активно использовали ее концепцию в своей практике. С этой целью существенно перестроился механизм внутрифирменного управления: усилились плановые функции высшего эшелона управляющих; была создана система постоянного обновления целей компаний в зависимости от изменения условий ведения бизнеса; произошла структурная реорганизация; развернулись исследования перспектив развития.
Результатом процесса стратегического планирования является так называемая «система планов», включающая четыре вида взаимосвязанных планов:
основные направления развития — документ, фиксирующий стратегию достижения генеральных целей и основные направления хозяйственной деятельности;
перспективный план, границы которого выходят за пределы одного года. Он обычно включает планы будущего совершенствования продукции и услуг, а также перехода к производству нового поколения реализуемой продукции. При этом учитываются финансовые возможности производства новых товаров и использования новых ресурсов;
краткосрочный (производственный) план, разрабатываемый обычно на один год и охватывающий в основном текущую деятельность. От перспективного плана его отличает более узкий горизонт планирования;
специальные планы (проекты), конкретизирующие такие цели, как создание нового оборудования, разработка новых товаров и услуг, проникновение на новые рынки, внедрение новых технологий, перестройка организационной структуры путем объединения отдельных подразделений предприятия или слияния с другими фирмами и т.д. Проекты могут иметь различные временные сроки, но они узки по направленности, ориентированы на достижение ограниченного числа конкретных целей и использование небольшого круга ресурсов.
Каждый из планов системы должен содержать механизм адаптации, позволяющий приспосабливаться к изменяющимся условиям, например росту или сворачиванию деятельности. Благодаря этому планы приобретают гибкость, способность координироваться, адаптироваться к событиям неопределенного будущего. Так, можно планировать многоцелевое использование производственного оборудования, усиление существующих мощностей и расширение сферы деятельности предприятий за счет предстоящего поглощения и слияния структур корпорации.
Из содержания стратегического корпоративного планирования можно сделать некоторые выводы.
♦ Стратегическое планирование ориентировано на решение широкомасштабных задач, выделение наиболее важных событий, приводящих к изменению номенклатуры продукции и масштабов производства, а также на их прогнозирование и оценку возможных последствий. Оно предполагает перестройку внутрифирменного управления и усиление роли планирования, в том числе финансового.
Стратегическое планирование — комплексное понятие, включающее систему взаимосвязанных планов, в том числе финансовых. Оно предусматривает четкое определение целей и задач, решаемых на разных иерархических уровнях управления.
В основе стратегического планирования, как правило, лежит долгосрочная концепция развития, однако у него мало общего с долгосрочным планированием, которое широко применялось на предприятиях СССР и заключалось в составлении жестких унитарных планов на пять и более лет. Стратегическое планирование непосредственно влияет на «рыночное поведение» предприятия.
В стратегическом планировании плановый горизонт ограничен не временем, а темпами развития организации и отрасли в целом. В новых, динамичных отраслях стратегические планы могут быть одно- или двухгодичными, в отраслях инфраструктуры — охватывать десятилетия.
Финансовые разделы стратегических планов (финансовые планы) отражают финансовые аспекты воплощения в жизнь идей бизнеса — объемы привлекаемых источников и финансовые результаты от размещения и использования ресурсов.
В отрыве от производственно-технического, ценового обоснования финансовая стратегия и финансовые планы теряют свою актуальность. Это обстоятельство подтверждает производный, палеотивный характер финансов, но не влияет на возможность их активного воздействия на различные виды деятельности предприятий и, соответственно, ее результаты.
Очевидно, что с переходом к рыночной экономике планы, в которых только приводятся принимаемые решения и намечаемые действия, но не предполагается влияние на ход событий, исчерпали себя. Современные предприятия нуждаются в новых формах планирования, отвечающих рыночным особенностям и позволяющих предприятиям самостоятельно, с учетом своей специфики определять состав и содержание плановых документов, а также периодичность их составления. Изменившаяся экономическая среда обусловила появление в отечественной практике бизнес-планов, планов движения денежных средств, бюджетов.
Следует сказать, что стратегическое планирование — новое направление плановой работы, большинство отечественных предприятий пока не руководствуются им во взаимоотношениях с внешней средой и не использует как эффективный инструмент управления финансами.
В условиях экономической нестабильности и инфляционных ожиданий предприятия сталкиваются с трудностями прогнозирования и планирования будущего. Поэтому главное внимание многие субъекты хозяйствования уделяют текущему (краткосрочному) планированию, что подразумевает разработку:
финансового плана основной деятельности, процедура составления которого сводится к обоснованию прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и прочих операций и ее распределению;
финансового плана непрофильной деятельности, для которого требуется расчет доходов и расходов, а также прибыли или убытка от этой деятельности;
плана обеспечения ликвидности, в основе которого лежит определение резерва ликвидных средств;
оперативных финансовых планов (платежного календаря, кассового плана);
кредитного и валютного планов, а также налогового плана (бюджета) и др.
В развитых зарубежных странах в 1990-е гг. получила распространение теория инкрементализма. Суть инкрементализма заключается в тщательном анализе альтернативных методов осуществления различных видов деятельности и альтернативных источников их финансирования; развитие планируется как ряд последовательно осуществляемых мелких шагов. Смелые и радикальные решения не отвергаются, но их закладывают в план, если они подкреплены необходимыми источниками, фондами.
Доминирование данной теории в планировании можно объяснить современной экономической действительностью, характеризующейся недостатком денежных средств у предприятий всех организационно-правовых форм.
Теория инкрементализма наряду с теорией стратегического планирования используется в странах, имеющих мощный экономический и научно-технический потенциал.
Проследив эволюцию теорий планирования, можно заметить, что число проблем в управлении корпоративными финансами со временем не уменьшается.
Для отечественных предприятий актуальными остаются стратегические цели предприятия, выбор вариантов вложения средств и источников финансирования затрат, необходимость предвидеть влияние внешних факторов и стремление учитывать при планировании все имеющиеся возможности и случайности.
Проблемы финансового планирования для отечественных предприятий не теряют своей остроты. Для их решения в кратчайшие сроки необходимо создать систему планирования, адаптированную к условиям рынка, возродить методологические принципы планирования, более широко использовать в расчетах показателей планов современные методики и подходы, принятые в международной практике.
- Содержание
- Глава 1. Сущность финансов
- 1.1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах
- 1.2. Финансы в системе производственных отношений
- 1.3. Функции финансов
- 1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 2.1.Понятие и состав финансовых ресурсов
- 2.2. Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 2.3. Государственный бюджет
- 2.4. Амортизационный фонд
- 2.5. Ссудный фонд
- 2.6. Денежные доходы и сбережения населения
- 2.7. Страховой фонд
- Глава 3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями
- 3.1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
- 3.2. Финансы и цена
- 3.3. Финансы и заработная плата
- 3.4. Финансы и кредит
- Глава 4. Финансовая система государства
- 4.1. Общее понятие о финансовой системе
- 4.2. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика
- Глава 5. Финансовая политика государства
- 5.1. Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи
- 5.2. Составные части финансовой политики, их характеристика
- 5.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
- Глава 6. Управление финансами
- 6.1. Общее понятие об управлении финансами
- 6.2. Органы управления финансами, их задачи и функции
- 6.3. Совершенствование управления финансами
- Глава 7. Финансовое планирование и прогнозирование
- 7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 7.2. Современная система финансовых планов
- 7.3. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- Глава 8. Финансовый контроль
- 8.1. Содержание и значение финансового контроля
- 8.2. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика
- 8.3. Органы финансового контроля
- 8.4. Развитие аудиторского контроля
- Глава 9. Финансы предприятий реального сектора экономики
- 9.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
- 9.2. Содержание финансов предприятий
- 9.3. Функции финансов предприятий
- 9.4. Принципы организации финансов предприятий
- 9.5. Финансовый менеджмент и финансовый механизм предприятий
- 9.6. Финансовые ресурсы и капитал предприятий
- Глава 10. Финансы непроизводственной сферы
- 10.1. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
- 10.2. Финансовое обеспечение социальной сферы
- 10.3. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы
- Глава 11. Сущность и роль страхования в системе экономических отношений
- 11.1. Экономическая сущность страхования
- 11.2. Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 11.3. Организационно-правовые формы страховых компаний
- 11.4. Основные принципы организации финансов в страховании
- Глава 12. Социальная защита населения и социальное страхование
- 12.1. Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм
- 12.2. Социальное страхование
- 12.3. Медицинское страхование
- 12.4. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом
- Глава 13. Государственный бюджет
- 13.1. Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 13.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 13.3. Доходы и расходы бюджета
- 13.4. Бюджетный дефицит
- 13.5. Бюджетный процесс
- Глава 14. Налоги в системе финансовых отношений
- 14.1. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание
- 14.2. Налоговая система
- 14.3. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
- Глава 15. Государственный кредит
- 15.1. Экономическая сущность государственного кредита
- 15.2. Функции государственного кредита
- 15.3. Формы и инструменты государственного кредита
- 15.4. Государственный долг, его содержание и виды
- 15.5. Управление государственным долгом
- Глава 16. Современные формы финансового оздоровления экономики
- 16.1. Институт банкротства как инструмент
- 16.2. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования
- 16.3. Финансовый рынок и его значение в современных условиях
- Глава 17. Финансы в системе международных экономических отношений
- 17.1. Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики
- 17.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- Тема 8. Понятие аудиторского контроля. Виды аудита и его специфика.
- 8.1. Понятие аудиторской деятельности. Аудиторские услуги.
- 8.2.Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений.