logo
Теория финансов-лекции

6.2. Органы управления финансами, их задачи и функции

Общее управление финансами в Беларуси, России, как, впрочем, и в других странах СНГ, осуществляют высшие зако­нодательные и исполнительные органы государственной влас­ти: парламенты стран, аппараты президентов, правительства. В частности, в Беларуси Палата представителей Национального собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сбо­ры. Президент подписывает законы (в том числе по финансо­вым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвращает закон или отдельные его положения на доработку в парламент.

Правительство Республики Беларусь рассматривает проект государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их для обсуждения и утверждения в парламент. Обязанность правительства — принимать постановления фи­нансового характера, направленные на реализацию принятых законов.

Непосредственное оперативное управление финансами осу­ществляет финансовый аппарат. Одним из важнейших органов управления является Министерство финансов Республики Бе­ларусь. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, нало­говую, валютную политику, утвержденную парламентом, Пре­зидентом и Правительством Республики Беларусь.

Основными задачами Министерства финансов страны яв­ляются:

В соответствии с данными задачами Министерство финансов выполняет следующие основные функции:

• осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в стране, изучает экономику и финансы отраслей, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;

С учетом многочисленных функций, связанных с управле­нием финансами, Министерство финансов Республики Бела­русь наделено большими правами. В частности, оно вправе тре­бовать и получать:

а) от республиканских органов государственного управления и организаций — информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, а также документы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;

б) от областных исполнительных комитетов — материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам местных бюджетов, утвержденные местными Советами депутатов, своды местных бюджетов областей, а также отчеты об их исполнении.

Кроме этого, Министерство финансов Республики Беларусь имеет право:

В составе Министерства финансов Республики Беларусь функционируют крупные подразделения — Главные управле­ния и управления. На низовом уровне Министерство осущест­вляет свои функции через региональные, областные финансо­вые управления, а в районах и городах — через районные и го­родские финансовые отделы. Характерная особенность управ­ления в системе Минфина — двойное подчинение его республи­канских и местных органов. Так, например, областные финан­совые управления подчиняются одновременно областным орга­нам власти и Министерству финансов.

Органом оперативного управления финансами является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основными его задачами являются:

В соответствии с данными задачами Министерство по нало­гам и сборам осуществляет следующие функции:

• обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров и др.

Центральный аппарат Министерства по налогам и сборам включает в себя ряд управлений. Структура аппарата Мини­стерства и его налоговых инспекций утверждается министром.

Органом управления финансами является Государствен­ный таможенный комитет Республики Беларусь. Важнейшими его функциями являются:

Управление финансами в отраслевых министерствах, госу­дарственных комитетах осуществляют финансовые управле­ния (отделы) этих ведомств. На них возложено выполнение та­ких функций, как:

В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на пред­приятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсут­ствии — другие экономические службы (в частности, бухгалте­рии). Они выполняют примерно те же функции, что и финансо­вые управления (отделы) министерств и ведомств, но в преде­лах конкретного предприятия.

Необходимо отметить, что финансовый аппарат как орган управления финансами имеет исключительно важное значение в общей системе управления. Он ведет огромную работу по мо­билизации финансовых ресурсов любого предприятия, минис­терства, ведомства и, наконец, государства в целом. Без финан­совых ресурсов, как известно, ни один субъект хозяйствования, ни одно государство не может выполнять свои функции.

Финансовый аппарат является одновременно и важнейшим экономическим штабом, который участвует в разработке и реа­лизации всех экономических реформ в стране, в том числе в расширении рыночных отношений, приватизации государст­венной собственности, поддержке рыночных структур. Одно­временно финансовый аппарат — это и бюрократический аппа­рат. После распада СССР в Российской Федерации и Респуб­лике Беларусь случалось, что финансовый аппарат тормозил или вовсе отвергал принятие необходимых экономических мер, неквалифицированно готовил документы (в частности, в облас­ти налогообложения) и т.п. Обязанность финансового аппарата каждой страны — тщательно просчитывать все решения, изу­чать опыт ведущих стран мира и соседних государств.

В экономически развитых странах оперативное управление финансами обычно осуществляется несколькими государствен­ными органами. Так, в Италии его проводят четыре государ­ственных органа: казначейство (государственные расходы и фи­нансовый контроль); министерство финансов (доходы); министерство бюджета (составление государственного бюджета и ко­ординирование финансовых ресурсов); министерство внутрен­них дел (местные финансы). Во Франции задача управления финансами возложена на министерство экономики, финансов и бюджета. В Германии эта роль поручена федеральному ведом­ству по финансам и федеральному управлению государствен­ным долгом — органам, подчиненным федеральному министер­ству финансов. В Великобритании государственным управле­нием финансами занимается казначейство, а в США — минис­терство финансов и административно-бюджетное управление при президенте страны (последнее составляет расходную часть федерального бюджета).

Общее управление финансами в этих странах находится в ведении высших законодательных органов власти — парламен­тов: в ФРГ — бундестага, во Франции — национального собра­ния, в Великобритании — парламента, в США — конгресса.