1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
Существует много определений финансов. Еще в 1962 г. известный экономист, профессор Д.А. Аллахвердян определил понятие финансов следующим образом: «Социалистические финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых на основе планового распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме образуются фонды денежных ресурсов, используемые на нужды расширенного воспроизводства и удовлетворение других общегосударственных потребностей».
Современные исследователи этой проблемы (в частности, В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробозина, Н.В. Гаретовский) лишь видоизменяли подобные определения, не затрагивая сущности объекта исследования, т.е. совокупности денежных отношений, которая определяет специфику категории “финансы”. За основу данного понятия ученые предложили принять распределение ВВП и национального дохода. Но этот сущностный признак имеет самый общий характер и никак не определяет специфику, особенность и место финансов в распределительном процессе.
Несколько дальше продвинулись В.М. Федосов и С.Я. Огородник. Они конкретизировали основной признак финансов, рассматривая его как процесс распределения (перераспределения) части стоимости ВВП.
Оригинальное определение финансов дал профессор Э.А. Вознесенский, считавший, что «финансы социализма представляют собой систему императивных денежных отношений, выражающихся в формах планомерного движения главным образом чистого дохода, образования и использования централизованных и децентрализованных денежных доходов с целью удовлетворения потребностей социалистического государства». В этом определении автор справедливо конкретизировал основной сущностный признак — движение чистого дохода. Он также подчеркнул, что процессы формирования и использования чистого дохода контролируются и регламентируются государством, придающим таким отношениям императивный характер. Профессор сделал вывод, что финансовые отношения обусловлены функционированием государства. Другие стоимостные отношения распределения он причислил к отношениям производства и обмена.
Но Э.А. Вознесенский, правильно определив сущностный признак финансов (чистый доход), рассматривал лишь одну сторону финансовых отношений — отношения перераспределения и создания централизованного фонда денежных средств государства. Другая сторона — обеспечение расширенного воспроизводства и всего кругооборота фондов — осталась за пределами финансовых отношений.
Иным путем пошел профессор Н.В. Гаретовский. Избрав объектом исследования чистый доход, он показал его взаимосвязь с процессами как первичного распределения, так и перераспределения. Однако в определении финансов он не отошел от традиционных дефиниций. Таким образом, до последнего времени в экономической литературе, к сожалению, не сформировалось единого, устоявшегося определения финансов.
К числу дискуссионных относится также вопрос о функциях финансов. Большинство экономистов (Б.М. Федосов, Д.А. Аллахвердян, Л.А. Дробозина, С.Я. Огородник, В.М. Родионова) считают, что финансам присущи две функции — распределительная и контрольная. В то же время в литературе можно найти утверждения, что финансам свойственны и другие функции: оперативная, стимулирующая, перераспределительная, воспроизводственная и др.
Рассматривая функцию как способ выражения сущности финансов, следует определить, что является внутренним содержанием категории финансов и какие явления находятся за пределами этих отношений, но тесно связаны с их внутренним содержанием.
Большинство авторов признают, что внутреннее содержание финансов составляют распределительные отношения, и противоречий между содержательными принципами финансов и их функциями они не отмечают. Первичным процессом, вытекающим из сущности финансов, является распределение и перераспределение части совокупного общественного продукта. Распределение финансовых ресурсов может как стимулировать общественное производство, так и сдерживать его. Оно субъективно и производно по отношению к системе распределения. Рассматривая финансы как базисную категорию в системе производственных отношений, можно сделать вывод, что распределительные отношения объективны наряду с другими стадиями и фазами движения ВВП, другими свойствами финансов, опосредованными функцией распределения.
Распределительная функция финансов первична по отношению к воспроизводственной. Процесс воспроизводства исходит из процесса распределения чистого дохода с последующим направлением части его на расширенное воспроизводство, и в этом своем качестве воспроизводственная функция финансов является производной от распределительной.
Перераспределение финансов носит субъективный характер, оно может порождать волюнтаризм в ускорении развития отдельных регионов и отраслей и замедлять их развитие. Распределительная функция финансов объективна, поскольку обслуживает одну из фаз (стадий) первичного движения ВВП, а функция перераспределения зависима и производна от нее.
Некоторые экономисты считают, что финансам присущи 3 функции: формирования денежных фондов (доходов), пользования денежных фондов (расходов) и контроля. Первые две из них можно разграничить и рассматривать как самостоятельные функции финансов. Однако расчленение распределительной функции означало бы формирование доходов как таковое, без конечной цели расходования. Следовательно, с одной стороны, неизвестна целевая установка формирования доходов, а с другой — возникает вопрос, можно ли расходовать то, что не обеспечено доходами? В сфере материального производства, где создаются ВВП и национальный доход, осуществление расходов также поставлено в прямую зависимость от формирования доходов. Аналогичные выводы, подходы и зависимости возникают при осуществлении расходов на макроэкономическом уровне.
Итак, процесс формирования фондов денежных средств и их расходование — единый неразрывный процесс, и он не может искусственно расчленяться.
Из разделения распределительной функции на две части возможен ложный вывод о том, что получение доходов является самоцелью, хотя в действительности оно подчинено удовлетворению общегосударственных потребностей.
Ряд экономистов наделяют финансы воспроизводственной функцией, и аргументом им служит то, что финансы не только распределяют, но и обслуживают кругооборот фондов, обеспечивая воспроизводственный процесс денежными ресурсами. Следует отметить, что кругооборот фондов обеспечивается денежными средствами через распределительную функцию финансов. Это значит, что в кругообороте фондов финансовые отношения проявляются в функциях распределения ВВП в денежной форме через распределение чистого дохода и обеспечение им процесса расширенного воспроизводства всех элементов движения ВВП (израсходованной стоимости средств производства и стоимости рабочей силы). Отсюда воспроизводственная функция является производной от функции распределения финансов, и в этом качестве ее нельзя выделять в отдельную функцию.
Финансы государства играют важную роль в расширенном воспроизводстве посредством отношений распределения как необходимой фазы воспроизводства, органически связанной с самим процессом производства. Воспроизводство зависит от распределительной функции финансов, и это не дает основания выделять воспроизводственную функцию в самостоятельную функцию финансов.
- Содержание
- Глава 1. Сущность финансов
- 1.1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах
- 1.2. Финансы в системе производственных отношений
- 1.3. Функции финансов
- 1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 2.1.Понятие и состав финансовых ресурсов
- 2.2. Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 2.3. Государственный бюджет
- 2.4. Амортизационный фонд
- 2.5. Ссудный фонд
- 2.6. Денежные доходы и сбережения населения
- 2.7. Страховой фонд
- Глава 3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями
- 3.1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
- 3.2. Финансы и цена
- 3.3. Финансы и заработная плата
- 3.4. Финансы и кредит
- Глава 4. Финансовая система государства
- 4.1. Общее понятие о финансовой системе
- 4.2. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика
- Глава 5. Финансовая политика государства
- 5.1. Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи
- 5.2. Составные части финансовой политики, их характеристика
- 5.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
- Глава 6. Управление финансами
- 6.1. Общее понятие об управлении финансами
- 6.2. Органы управления финансами, их задачи и функции
- 6.3. Совершенствование управления финансами
- Глава 7. Финансовое планирование и прогнозирование
- 7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 7.2. Современная система финансовых планов
- 7.3. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- Глава 8. Финансовый контроль
- 8.1. Содержание и значение финансового контроля
- 8.2. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика
- 8.3. Органы финансового контроля
- 8.4. Развитие аудиторского контроля
- Глава 9. Финансы предприятий реального сектора экономики
- 9.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
- 9.2. Содержание финансов предприятий
- 9.3. Функции финансов предприятий
- 9.4. Принципы организации финансов предприятий
- 9.5. Финансовый менеджмент и финансовый механизм предприятий
- 9.6. Финансовые ресурсы и капитал предприятий
- Глава 10. Финансы непроизводственной сферы
- 10.1. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
- 10.2. Финансовое обеспечение социальной сферы
- 10.3. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы
- Глава 11. Сущность и роль страхования в системе экономических отношений
- 11.1. Экономическая сущность страхования
- 11.2. Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 11.3. Организационно-правовые формы страховых компаний
- 11.4. Основные принципы организации финансов в страховании
- Глава 12. Социальная защита населения и социальное страхование
- 12.1. Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм
- 12.2. Социальное страхование
- 12.3. Медицинское страхование
- 12.4. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом
- Глава 13. Государственный бюджет
- 13.1. Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 13.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 13.3. Доходы и расходы бюджета
- 13.4. Бюджетный дефицит
- 13.5. Бюджетный процесс
- Глава 14. Налоги в системе финансовых отношений
- 14.1. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание
- 14.2. Налоговая система
- 14.3. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
- Глава 15. Государственный кредит
- 15.1. Экономическая сущность государственного кредита
- 15.2. Функции государственного кредита
- 15.3. Формы и инструменты государственного кредита
- 15.4. Государственный долг, его содержание и виды
- 15.5. Управление государственным долгом
- Глава 16. Современные формы финансового оздоровления экономики
- 16.1. Институт банкротства как инструмент
- 16.2. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования
- 16.3. Финансовый рынок и его значение в современных условиях
- Глава 17. Финансы в системе международных экономических отношений
- 17.1. Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики
- 17.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- Тема 8. Понятие аудиторского контроля. Виды аудита и его специфика.
- 8.1. Понятие аудиторской деятельности. Аудиторские услуги.
- 8.2.Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений.