logo
Теория финансов-лекции

8.3. Органы финансового контроля

Система органов финансового контроля страны во многом зависит от государственного устройства и функций государ­ственных и негосударственных органов управления.

В Республике Беларусь на высшем уровне управления госу­дарственный финансовый контроль осуществляют, как уже отмечалось в § 8.2, прежде всего органы государственной влас­ти и управления: Президент, парламент, правительство стра­ны. В Российской Федерации действует такой же порядок. Пре­зиденты обеих стран в соответствии с Конституцией осуще­ствляют контроль при подписании законов, декретов, указов по финансовым вопросам, при назначении и освобождении минис­тров финансов и других членов правительства.

При Палате представителей и Совете Республики Нацио­нального собрания в Беларуси и при Совете Федерации и Госу­дарственной Думе в России создаются специальные структу­ры — комитеты, подкомитеты, комиссии по вопросам финан­сов, бюджета, налогам и другим аспектам финансовой полити­ки. Они контролируют соблюдение финансового законодательс­тва, вносят коррективы в представляемые правительством про­екты государственного бюджета, законов по налогообложению и других законов финансового характера. Парламенты утверждают отчеты правительств об исполнении бюджета за соответ­ствующие отчетные годы и законы по финансовым вопросам (налогам, социальному страхованию, страхованию имущества юридических и физических лиц, личному страхованию, разви­тию рынка ценных бумаг, развитию банковского дела и т.п.).

Важное место в системе финансового контроля Российской Федерации занимает Счетная палата (Счетная палата — юридическое лицо. Ее возглавляет председатель, назнача­емый Госдумой на шесть лет. Заместителей председателя назначает на такой же срок Совет Федерации.). Это независимый от правительства, постоянно действующий орган, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному собра­нию Российской Федерации. Сфера полномочий Счетной пала­ты — контроль за федеральной собственностью и расходовани­ем федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица (государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и Централь­ный банк России, органы местного самоуправления, коммер­ческие банки, страховые фирмы, коммерческие фонды и него­сударственные коммерческие организации) в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использовани­ем федеральной собственности, а также наличием у них налого­вых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральны­ми органами.

Законом Российской Федерации «О Счетной палате Россий­ской Федерации» от 11.01.1995 г. перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи: организация и осуществление контроля за своевременным использованием до­ходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и це­левому назначению; определение эффективности и целесооб­разности расходования государственных средств и использова­ния федеральной собственности; оценка обоснованности доход­ных и расходных статей-проектов федерального бюджета; фи­нансовая экспертиза проектов федеральных законов и норма­тивных правовых актов федеральных органов государственной власти; анализ выявленных отклонений от установленных по­казателей бюджета и подготовка предложений по их устране­нию; контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке России, уполномо­ченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях; ре­гулярное представление палатам Федерального собрания Российской Федерации информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга страны, дея­тельность ее Центрального банка по обслуживанию государ­ственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых правительством, а также предо­ставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государ­ствам и международным организациям.

Основные формы контроля, используемые Счетной пала­той, — тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причи­ненного государству ущерба и привлечению к ответственности (в том числе и уголовной) должностных лиц, виновных в нару­шении законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого пред­приятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При невыполнении этого требования, а также при выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, Счетная палата имеет право составлять предпи­сания, обязательные для исполнения. Если они не исполняют­ся, то Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государ­ственной Думой вправе принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам про­веряемого юридического лица. Предписание может быть обжа­ловано в судебном порядке.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной, ее результаты должны освещаться в СМИ.

В Беларуси важным органом финансового контроля со сто­роны представительной власти, по существу равнозначным российской Счетной палате, является Комитет государствен­ного контроля. Формирование данного органа предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (1996 г.). Эта обязанность лежит на Президенте страны.

Систему государственного контроля образуют Комитет госу­дарственного контроля и его территориальные органы во всех областях и столице. По решению Президента Республики Бела­русь территориальные органы Комитета государственного кон­троля могут создаваться в городах и районах республики.

Комитет государственного контроля включает более 15 глав­ных управлений (например, Главное управление бюджетно-финансового контроля, Главное управление контроля за банков­ской деятельностью и др.). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Бе­ларусь» от 02.11.2001 г. № 617 в состав данного комитета включен созданный на базе Государственного комитета финан­совых расследований Республики Беларусь Департамент фи­нансовых расследований с правами юридического лица. Это значительно расширило его функции.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы контролируют: исполнение республиканского бюджета, соблюдение законодательства в области финансовых и налого­вых отношений в системе местных бюджетов и государствен­ных целевых бюджетных и внебюджетных фондов; расходова­ние средств республиканского и местных бюджетов, направля­емых на создание государственных органов; сохранность и ис­пользование государственного имущества; соблюдение государ­ственными органами, иными юридическими лицами актов за­конодательства в области инвестиционной деятельности; за­конность использования юридическими лицами, индивидуаль­ными предпринимателями государственных ресурсов; соблюде­ние государственными органами и банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств; состояние контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также проведение проверок (ревизий) иных юриди­ческих лиц и индивидуальных предпринимателей; финансо­во-хозяйственную деятельность органов, представительств и учреждений республики, действующих за рубежом и финанси­руемых за счет средств республиканского бюджета; соблюдение участниками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рын­ка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг и т.п.

Основные формы контроля, используемые органами Коми­тета государственного контроля, — тематические проверки и ревизии.

Должностные лица Комитета государственного контроля имеют широкие права. В частности, при проведении проверок (ревизий) они вправе входить на территорию и в помещения (кроме жилых) государственных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения и другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг, материальных и иных ценностей и порядка их хранения. Они могут опечатывать кассы или кассовые помеще­ния, склады и архивы, требовать от должностных лиц в уста­новленных законодательством случаях предъявления деклара­ции о доходах и имуществе.

И в Беларуси, и в России контроль со стороны правитель­ства проявляется в том, что оно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в парламент проект бюджета и отчеты о его исполнении, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики. Кроме этого, правительство отвечает за исполнение законов страны и декретов, указов и распоряжений Главы государства, оно вправе отменять акты министерств и иных органов государ­ственного управления.

Оперативный финансовый контроль в Беларуси осущест­вляют прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный та­моженный комитет Республики Беларусь.

Министерство финансов Республики Беларусь не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосред­ственно контролирует ее осуществление. Все его структурные подразделения в той или иной форме контролируют финансо­вые отношения. Аппарат Министерства финансов прежде всего осуществляет финансовый контроль в процессе разработки бюджета страны, контролирует своевременное поступление до­ходов и расходование бюджетных ресурсов по целевому назна­чению, участвует в проведении валютного контроля, контроли­рует направление и использование государственных инвести­ций, выделяемых на основе решений правительства.

Министерство финансов имеет право: требовать и получать от органов государственного управления и организаций инфор­мацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств; ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюде­ния их получателями законодательства, необоснованного полу­чения либо использования указанных средств не по целевому назначению; взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства; применять экономические санкции и налагать административ­ные взыскания в соответствии с законодательством.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Министерством финансов Беларуси методичес­кое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности. В рамках данного министерства важную роль играет Главное контрольно-ревизионное управле­ние Беларуси.

В соответствии с действующим законодательством основны­ми функциями названного выше подразделения являются: про­ведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятель­ности предприятий и организаций, использующих средства бюджета; проведение ревизий смет на содержание финансовых органов, а также проверок их работы по организации составле­ния и исполнения бюджета, контролю за целевым и эффектив­ным использованием бюджетных средств, а также внебюджет­ных и государственных целевых бюджетных фондов; разработ­ка методических документов и форм отчетности о контроль­но-ревизионной работе; проведение ревизий финансово-хозяй­ственной деятельности учреждений и организаций, подчинен­ных структурным подразделениям Минфина; методическое ру­ководство контрольно-ревизионной работой, обобщение прак­тики применения законодательства по вопросам ревизий и про­верок, разработка предложений по его совершенствованию.

Органы Главного государственного казначейства Респуб­лики Беларусь осуществляют оперативный контроль за испол­нением доходной части бюджета, эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, за соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюд­жета. Кроме этого, органы казначейства составляют отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляют его правительству.

Важное место в системе финансового контроля занимает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основная задача налоговых органов — обеспечить работу еди­ной системы контроля за соблюдением налогового законода­тельства, правильностью исчисления, полнотой и своевремен­ностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Ключевым оперативным звеном в структуре данного мини­стерства являются налоговые инспекции (областные, город­ские, районные), которые осуществляют непосредственный на­логовый контроль и ведут учет налогоплательщиков.

Министерство по налогам и сборам и его органы имеют пра­во: проводить в установленном налоговым законодательством порядке налоговые проверки; проверять в организациях и у граждан документы, связанные с исчислением и уплатой нало­гов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по соответствующим вопросам; требовать от налогоплательщиков для проведения налоговой проверки первичные документы (бухгалтерскую, статистическую отчетность и др.), связанные с исчислением и уплатой налогов. Налоговые органы имеют так­же право: производить изъятие документов, вещей и товар­но-материальных ценностей налогоплательщиков, которые яв­ляются объектами нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве; в случаях, предусмотренных законода­тельством, назначать инвентаризацию имущества налогопла­тельщиков, опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества налогоплательщиков (за исклю­чением касс и хранилищ банков и небанковских кредитно-фи­нансовых организаций); налагать (в соответствии с законода­тельством) арест на денежные средства (кроме денежных средств и других ценностей в банках, небанковских кредитно-финансо­вых организациях) и иное имущество налогоплательщиков — нарушителей законодательства о налогах и предприниматель­стве; в случаях, предусмотренных законодательством, приоста­навливать операции налогоплательщиков по их счетам и вкла­дам в банках и небанковских кредитно-финансовых организаци­ях, а также взыскивать задолженность по налогам в бюджет и др.

Важные контрольные функции выполняет Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с законодательст­вом он, в частности, организует и осуществляет валютный кон­троль (как непосредственно, так и через уполномоченные бан­ки); производит государственную регистрацию банков и небан­ковских кредитно-финансовых организаций и выдачу им ли­цензий на осуществление банковских операций; разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; оп­ределяет порядок проведения безналичных и наличных расче­тов; контролирует обеспечение безопасности и защиты инфор­мации в банковской системе и др.

С учетом данных функций Национальный банк Беларуси наделен широкими правами в области регулирования кредит­ных отношений, валютного обращения деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею, в частности: правом контролировать осуществление ими валютных операций; определять меры их ответственности за нарушение валютного законодательства; выдавать разрешения (лицензии) на ведение валютных операций, связанных с движением капитала; постоянно контролировать соблюдение банка­ми и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства и др.

В состав органов, осуществляющих финансовый контроль, входит и Государственный таможенный комитет Респуб­лики Беларусь. Он выполняет следующие функции: ведет борь­бу с контрабандой, административными таможенными право­нарушениями; пресекает незаконный ввоз-вывоз через тамо­женную границу наркотических средств, оружия и предметов, представляющих художественную, историческую и археологи­ческую ценность; осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создавая условия, способ­ствующие ускорению товарооборота через таможенную грани­цу; контролирует вывоз стратегических и других жизненно важных для интересов страны материалов; ведет валютный контроль в пределах своей компетенции и др.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется ми­нистерствами, государственными комитетами, другими органа­ми управления на подведомственных им предприятиях, в уч­реждениях и организациях. Для этих целей в составе минис­терств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управле­ния (отделы, группы), подчиняющиеся непосредственно руко­водителю органа управления. Если такое подразделение не соз­дано, то контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных предприятий, учреждений и организаций возлагается на руководителя бухгалтерского учета (главного бухгалтера) органа управления.

Ревизии и проверки могут производиться на договорной ос­нове аудиторскими организациями. Решение об этом принима­ет руководитель органа управления.

Основными задачами ведомственного контроля являются соблюдение финансовой дисциплины, борьба с хищениями го­сударственной и негосударственной собственности, денежных средств и материалов, выявление случаев незаконного их рас­ходования, проверка постановки бухучета и отчетности.

Органами внутрихозяйственного финансового контроля являются специальные структурные подразделения предприя­тий, учреждений и организаций — обычно финансовые и пла­ново-финансовые отделы, бухгалтерии. Особенно большую роль играют главные (старшие) бухгалтеры, которые непосредствен­но подписывают все документы (бухгалтерские отчеты, расход­ные документы и др.), связанные с финансово-хозяйственной деятельностью своих предприятий (учреждений).

Финансовый контроль тесно связан с разнообразными фи­нансовыми санкциями, которые в соответствии с законода­тельством применяют финансовые органы по отношению к предприятиям, учреждениям и организациям в случае наруше­ния ими определенных требований и правовых норм. Санкции выступают в виде пени, штрафов и неустоек. Так, штрафы на­числяются: за сокрытие прибыли или других объектов налого­обложения; необоснованное получение дотаций и компенсаций из бюджета; использование средств бюджета не по целевому назначению; завышение объема стоимости строительно-мон­тажных и ремонтно-строительных работ, выполненных за счет бюджетных ассигнований; приписки и др.

Применение санкций повышает ответственность предприя­тий, учреждений, организаций и стимулирует к соблюдению законодательства и условий различных договоров, укреплению финансовой дисциплины.

Наряду с названными выше органами финансового контро­ля действуют специальные структуры, к которым относятся ау­диторские организации, и индивидуальные предприниматели.