10.3. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы
Большинство учреждений и организаций социальной сферы находятся на бюджетном финансировании. Высокий уровень расходов государства на отрасли социальной сферы требует обоснования размеров средств, направляемых на развитие здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, и их распределения между бюджетами, территориями, а также отдельными учреждениями.
Планирование расходов бюджета на социально-культурные мероприятия осуществляется как по горизонтали, так и по вертикали. Планирование по горизонтали предполагает определение объема расходов отдельных учреждений — школ, больниц, библиотек, клубов, т.е. индивидуальное планирование, а также расходов совокупности учреждений одного ведомства — отделов образования, здравоохранения, культуры, т.е. сводное планирование. Планирование по вертикали осуществляется по местным бюджетам различных уровней и республиканскому (в унитарных государствах) или федеральному (в федеративных государствах) бюджету.
Базой для планирования являются показатели, дифференцирующиеся как показатели сети учреждений, штатов и контингентов. Расходы планируются в расчете на единицу: а) сети (учреждение); б) обслуживаемого контингента (например, учащегося); в) штатную единицу. Поэтому непосредственно планированию предшествует этап расчета данных показателей.
Планирование расходов осуществляется в разрезе предметных статей, подстатей и элементов расходов в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов и одновременно — с ведомственной классификацией, т.е. в разрезе получателей бюджетных средств.
Для защиты социальных гарантий граждан в ряде государств устанавливаются единые социальные стандарты: единые правила оплаты труда работников бюджетной сферы; величина прожиточного минимума; минимальный потребительский бюджет; объем и качество услуг учреждений образования, здравоохранения и др. На основе социальных стандартов разрабатываются финансовые нормативы.
В ряде стран практика бюджетного планирования предусматривает выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы по регионам. С этой целью определяется особый показатель, на основе которого рассчитывается объем финансирования — норматив бюджетной обеспеченности в непроизводственной сфере на одного жителя.
Принимая во внимание различия в уровне доходной базы местных бюджетов, в республиканском (в унитарных государствах) или федеральном (в федеративных государствах) бюджете предусматриваются трансферты регионам для доведения бюджетной обеспеченности на одного жителя до среднего норматива.
Сметно-бюджетное финансирование — это метод предоставления средств бюджета хозяйствующим субъектам для организации их деятельности.
Учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, составляют смету расходов, являющуюся особой формой финансового плана, в которой отражается односторонний характер взаимоотношений с бюджетом. В смете указываются объем бюджетных ассигнований на год и с разбивкой по кварталам, а также их распределение по статьям и подстатьям расходов.
Бюджетное финансирование основывается на следующих принципах:
финансирования расходов по строго целевому назначению, т.е. под конкретные цели и мероприятия;
предоставления бюджетных ассигнований в минимально необходимых размерах и в соответствии с установленными нормами и нормативами. Имеется в виду, что эффективность использования бюджетных средств, предоставляемых учреждениям и организациям непроизводственной сферы, во многом зависит от установленных норм и их экономической обоснованности. Однако в условиях инфляции нормы перестают отражать реальную потребность в финансовых ресурсах на покрытие тех или иных расходов. Требуется механизм корректировки, обеспечивающий точность расчета затрат, необходимых для деятельности учреждений;
финансирования по мере выполнения плана по производственным и оперативно-сетевым показателям. Этот принцип ставит объем предоставляемых бюджетных средств в зависимость от результатов деятельности учреждения, служит интересам учреждений и одновременно увязывает их с финансовыми возможностями государства. При невыполнении показателей по сети, штатам, контингентам размер бюджетного финансирования автоматически уменьшается.
Внебюджетные источники финансовых ресурсов учреждений непроизводственной сферы формируются за счет поступлений от оказания платных услуг по профилю основной деятельности, другой предпринимательской или коммерческой деятельности, платы от сдачи в аренду помещений, добровольных перечислений и взносов юридических и физических лиц, общественных организаций, пожертвований.
Если источниками доходов являются хозяйственная или коммерческая деятельность, то планирование осуществляется в самостоятельной приходно-расходной смете, а доходы используются в особом порядке.
- Содержание
- Глава 1. Сущность финансов
- 1.1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах
- 1.2. Финансы в системе производственных отношений
- 1.3. Функции финансов
- 1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 2.1.Понятие и состав финансовых ресурсов
- 2.2. Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 2.3. Государственный бюджет
- 2.4. Амортизационный фонд
- 2.5. Ссудный фонд
- 2.6. Денежные доходы и сбережения населения
- 2.7. Страховой фонд
- Глава 3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями
- 3.1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
- 3.2. Финансы и цена
- 3.3. Финансы и заработная плата
- 3.4. Финансы и кредит
- Глава 4. Финансовая система государства
- 4.1. Общее понятие о финансовой системе
- 4.2. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика
- Глава 5. Финансовая политика государства
- 5.1. Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи
- 5.2. Составные части финансовой политики, их характеристика
- 5.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
- Глава 6. Управление финансами
- 6.1. Общее понятие об управлении финансами
- 6.2. Органы управления финансами, их задачи и функции
- 6.3. Совершенствование управления финансами
- Глава 7. Финансовое планирование и прогнозирование
- 7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 7.2. Современная система финансовых планов
- 7.3. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- Глава 8. Финансовый контроль
- 8.1. Содержание и значение финансового контроля
- 8.2. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика
- 8.3. Органы финансового контроля
- 8.4. Развитие аудиторского контроля
- Глава 9. Финансы предприятий реального сектора экономики
- 9.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
- 9.2. Содержание финансов предприятий
- 9.3. Функции финансов предприятий
- 9.4. Принципы организации финансов предприятий
- 9.5. Финансовый менеджмент и финансовый механизм предприятий
- 9.6. Финансовые ресурсы и капитал предприятий
- Глава 10. Финансы непроизводственной сферы
- 10.1. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
- 10.2. Финансовое обеспечение социальной сферы
- 10.3. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы
- Глава 11. Сущность и роль страхования в системе экономических отношений
- 11.1. Экономическая сущность страхования
- 11.2. Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 11.3. Организационно-правовые формы страховых компаний
- 11.4. Основные принципы организации финансов в страховании
- Глава 12. Социальная защита населения и социальное страхование
- 12.1. Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм
- 12.2. Социальное страхование
- 12.3. Медицинское страхование
- 12.4. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом
- Глава 13. Государственный бюджет
- 13.1. Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 13.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 13.3. Доходы и расходы бюджета
- 13.4. Бюджетный дефицит
- 13.5. Бюджетный процесс
- Глава 14. Налоги в системе финансовых отношений
- 14.1. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание
- 14.2. Налоговая система
- 14.3. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
- Глава 15. Государственный кредит
- 15.1. Экономическая сущность государственного кредита
- 15.2. Функции государственного кредита
- 15.3. Формы и инструменты государственного кредита
- 15.4. Государственный долг, его содержание и виды
- 15.5. Управление государственным долгом
- Глава 16. Современные формы финансового оздоровления экономики
- 16.1. Институт банкротства как инструмент
- 16.2. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования
- 16.3. Финансовый рынок и его значение в современных условиях
- Глава 17. Финансы в системе международных экономических отношений
- 17.1. Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики
- 17.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- Тема 8. Понятие аудиторского контроля. Виды аудита и его специфика.
- 8.1. Понятие аудиторской деятельности. Аудиторские услуги.
- 8.2.Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений.