5.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
Одним из условий полноценного развития страны (как на макро-, так и на микроуровне) является верный выбор финансовой политики. Основу финансовой политики и финансового механизма составляет стратегическая концепция, правильность которой проверяется практикой. Непопулярную финансовую политику, дающую отрицательные результаты при ее реализации, заменяют новой. Особенности белорусской модели экономики требуют постоянной корректировки финансовой политики.
Финансовая политика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2010 годы;
Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год;
Законом Республики Беларусь о бюджете на соответствующий год;
Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы;
Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года;
Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и др.
В отличие от денежно-кредитной политики, ведущейся на основе долгосрочной программы развития банковского сектора и денежно-кредитной сферы, бюджетное планирование в республике, как правило, охватывает лишь очередной финансовый год. Но необходимо предусматривать преобразования в бюджетном секторе на среднесрочную перспективу. В начале 2003 г. началась работа над основными направлениями бюджетно-налоговой политики. 2004 г. отметился целенаправленным движением к формированию эффективной бюджетной системы, которое должно завершиться введением в действие Бюджетного кодекса Республики Беларусь.
Основные положения документов, определяющих финансовую политику, следующие:
обеспечение устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения;
создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;
снижение налоговой нагрузки;
повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов бюджета по отношению к ВВП;
поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;
концентрация бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий;
оптимизация и совершенствование управления государственным долгом.
Фискальное регулирование в республике проводится практически ежегодно. Это связано с неустойчивой экономической конъюнктурой, нуждающейся в постоянной корректировке. Так, в конце 1990-х гг. декретами Президента Республики Беларусь были введены налоги на игорный бизнес и лотерейную деятельность; в 2004 г. ставка НДС снизилась с 20 до 18 % и была упразднена льготная ставка 15 % налога на прибыль для малых предприятий и др. В 2004—2005 гг. поэтапно снижались отчисления в республиканский и местные фонды, их суммарная величина в результате составила 3,9 %. Эти сборы весьманегативно влияют на финансово-хозяйственную деятельность белорусских предприятий. Они снижают конкурентоспособность отечественной продукции и ставят под угрозу дальнейший экономический рост. Чтобы уменьшить местные и республиканские сборы, необходимо сократить расходы бюджетных фондов, через которые в 2003 г. перераспределялось более 15 % доходов консолидированного бюджета.
Важным дискреционным шагом стало включение в 2004 г. в республиканский бюджет Фонда социальной защиты населения. Это дало заметный рост как доходов, так и расходов бюджета. На долю фонда в доходах консолидированного бюджета приходится 28,3 %, а в расходах — 27,5 %.
В 2004 г. в бюджетно-налоговой сфере была сделана еще одна значительная подвижка: благодаря внесенным изменениям методология составления бюджета приблизилась к международным стандартам. Так, начиная с 2004 г. средства от реализации государственной собственности относятся не к капитальным доходам, а к источникам финансирования дефицита бюджета. Прекращая финансирование дефицита за счет кредитов Национального банка, государство получает возможность не только снизить темпы роста совокупной рублевой денежной массы (это должно положительно воздействовать на уровень инфляции в стране), но и существенно изменить финансирование программы жилищного строительства. Вместо целевых кредитов Национального банка правительству в источниках финансирования жилищного строительства начинают доминировать кредитные ресурсы банков и бюджетные ассигнования — в основном средства местных жилищно-инвестиционных фондов и субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемым населению на строительство жилья. В то же время льготные кредиты перестают способствовать увеличению прибыльности банковского сектора.
Признаком стабильности бюджетно-налоговой системы в мировой практике служат следующие пороговые значения:
дефицит бюджета — не более 3 % ВВП;
уровень государственного долга для переходных экономик — не более 55 % ВВП;
уровень платежей по обслуживанию внешнего долга в объеме доходов бюджета — не более 30 %.
В Республике Беларусь показатели финансовой безопасности находятся в допустимых границах и далеки от критических значений.
Фундаментом успешной бюджетно-налоговой политики должно быть не просто формальное избавление от бюджетного дефицита, но устранение порождающих его проблем. Этого можно достичь, сформировав благоприятную инвестиционную и конкурентную среду, устранив препятствия, тормозящие экономическую активность хозяйствующих субъектов. Необходим комплекс мероприятий, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных ресурсов в госбюджет, а с другой — создали предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов. Одно из таких мероприятий — передача рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства.
В рамках финансовой политики особое внимание следует уделять активизации инвестиционных процессов. Этого можно достичь только при условии существенного улучшения инвестиционного климата во всех его составляющих, что является задачей действенной инвестиционной политики.
Инвестиционный климат — это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, правовых, политических и организационных предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему. Как правило, оценку инвестиционного климата осуществляют применительно к макроэкономической сфере. Инвестиционный климат нашей страны неустойчив, он постоянно меняется то в лучшую, то в худшую сторону. Сегодня позиции Республики Беларусь в зарубежных рейтингах незавидны: она находится за пределами первой сотни инвестиционно привлекательных стран. Кризис инвестиционной сферы проявляется в недостаточных объемах капиталовложений во все отрасли экономики и отсутствии интереса к развертыванию деятельности на территории Беларуси со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Это является главной причиной дефицита внутренних и внешних инвестиций, бегства частного капитала за границу (в более привлекательные регионы) и, как следствие, — невыполнения государственных инвестиционных программ. В частности, по оценкам экспертов, Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на 1996—2000 гг. была исполнена лишь на 13 %, а Программа финансовой стабилизации экономики Беларуси на 1996—2000 гг. практически не выполнена.
Относительно высокие темпы развития белорусской экономики в 1996—1997 гг. замедлились в 1998—1999 гг. В чем причины этих явлений? Экономическому развитию способствовали многие факторы, в том числе договор с Россией о «нулевом варианте», т.е. о списании задолженности за приобретенные энергоресурсы и недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал. Стимулом служили также политика денежной экспансии и жесткое регулирование цен. Однако данные факторы вскоре исчерпали себя, зато государство повело денежно-кредитную политику, состоявшую в опережающем эмиссионном кредитовании государственных программ в области жилищного строительства. Кроме того, проявились последствия финансового кризиса в России, пришедшегося на август 1998 г. Вследствие этого чрезвычайно обострились инфляционные процессы.
С 2000 г. в Беларуси проводится достаточно жесткая денежно-кредитная политика. Это позволило снизить темпы инфляции и создало условия для оздоровления финансовой сферы. Положительный уровень реальных процентных ставок и относительная стабильность рыночного курса белорусского рубля обеспечили сбалансированность спроса и предложения на денежном рынке. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в конце 2000 г. — к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. Однако принятые меры не принесли пока существенного улучшения экономической ситуации.
Усложнение финансовых проблем, неудовлетворительное финансовое состояние отечественных субъектов хозяйствования в свою очередь блокируют рост инвестиций и обновление основных средств. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений.
С принятием в 2001 г. Инвестиционного кодекса Республики Беларусь значительно улучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности. Вместе с тем сохраняются серьезные недостатки: противоречивость нормативных правовых актов, непоследовательность и наличие взаимоисключающих норм.
В 2006—2010 гг. источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при возрастающем внутреннем спросе на них. Важнейшая проблема белорусской экономики — инвестиционное обновление основного капитала. Особенно остро она стоит в экспортоориентированных отраслях промышленности, где износ активной части основных фондов достиг 75—85 % при критическом уровне 60 %. В последнее время ведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках. Сокращаются экспортные поставки тракторов, холодильников, морозильников, химических нитей.
Согласно Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г., принятой в 2002 г., общий объем инвестиций в основной капитал в 2010 г. должен возрасти по сравнению с 2000 г. в 2—2,5 раза, а доля инвестиций в ВВП — достичь 26—28 %. Сегодня удельный вес инвестиций в ВВП составляет 19 %, что ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство основного капитала, — 20—22 %. Приведенные данные говорят о том, что пока не удалось создать инвестиционную модель, приемлемую для экономики страны.
Целью Программы привлечения инвестиций на 2002— 2010 гг. является обеспечение высоких и устойчивых темпов роста инвестиций, необходимых для рациональных преобразований в экономике и социальной сфере, повышения конкурентоспособности и экономической безопасности государства. Необходимо добиться радикального изменения инвестиционного режима, разработать соответствующую стратегию и механизмы стимулирования и привлечения капитальных вложений. Требуется завершить формирование нормативно-правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций и обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
Важнейшим приоритетом инвестиционной политики должно стать восстановление расширенного воспроизводства. Основным инструментом достижения данной цели является новая амортизационная политика, проводимая правительством с 2003 г. Она восстанавливает воспроизводственную роль амортизационных отчислений, предусматривая формирование амортизационного фонда за счет только той их части, которая вошла в себестоимость реализованной продукции. В связи с этим появляется реальный инвестиционный источник воспроизводства основных средств и нематериальных активов.
Для Республики Беларусь денежно-кредитное и бюджетно-налоговое регулирование играет особую роль, так как проблемы инфляции, дефицита бюджета, стабильности рубля, кредитования носят первостепенный характер. Это не значит, что остальным направлениям отводится второстепенная роль. Каждая сфера должна регулироваться надлежащим образом, с присущими ей национальными особенностями, соответствующими методами и инструментами. Но результаты, достигнутые на одном направлении, могут оказаться неэффективными без адекватных шагов в других областях. Эта проблема очень важна для Беларуси. Денежно-кредитная политика утратит действенность, если не будет подкрепляться соответствующими изменениями в бюджетно-налоговой, внешней политике; и наоборот. Грамотное и продуманное денежно-кредитное регулирование привлечет отечественных и зарубежных инвесторов, что повысит в будущем налоговые поступления, уменьшит налоговое бремя, увеличит занятость, поднимет эффективность экономики в целом. Нехватка денежных ресурсов — самое больное место государственного бюджета. Обоснованное секвестрование избавит финансовую систему страны от невозвратных кредитов, необходимости дотирования. Все это в свою очередь сделает более доступными средства для крупных и малых предприятий (в том числе начинающих), позволит обновить производственные мощности, реализовать свой потенциал и далее — даст возможность развиваться приоритетным отраслям и секторам экономики.
Следует подчеркнуть исключительную зависимость сельского хозяйства от мер, проводимых в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах. Раньше аграрному сектору уделялось второстепенное значение по сравнению с промышленным, что порождало диспропорции, которые теперь невозможно устранить без бюджетных ассигнований. Развитие кредитования способно решить эту проблему. Кроме того, агропромышленный комплекс должен получить максимальные льготы по налогообложению. В льготном налоговом законодательстве нуждаются и предприятия, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства и торгующие продовольствием.
Беларусь сравнительно недавно стала независимым государством и еще не успела накопить опыт ведения народного хозяйства в качестве самостоятельной единицы. Для нее важно использовать опыт, накопленный развитыми странами, у которых финансовая система носит устойчивый и стабильный характер.
В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики. Она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.
Применение современных экономических законов с учетом национальных особенностей белорусской экономики поможет сформировать эффективную финансовую политику, что станет одним из факторов прогрессивного развития Беларуси в целом.
- Содержание
- Глава 1. Сущность финансов
- 1.1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах
- 1.2. Финансы в системе производственных отношений
- 1.3. Функции финансов
- 1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 2.1.Понятие и состав финансовых ресурсов
- 2.2. Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 2.3. Государственный бюджет
- 2.4. Амортизационный фонд
- 2.5. Ссудный фонд
- 2.6. Денежные доходы и сбережения населения
- 2.7. Страховой фонд
- Глава 3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями
- 3.1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
- 3.2. Финансы и цена
- 3.3. Финансы и заработная плата
- 3.4. Финансы и кредит
- Глава 4. Финансовая система государства
- 4.1. Общее понятие о финансовой системе
- 4.2. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика
- Глава 5. Финансовая политика государства
- 5.1. Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи
- 5.2. Составные части финансовой политики, их характеристика
- 5.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
- Глава 6. Управление финансами
- 6.1. Общее понятие об управлении финансами
- 6.2. Органы управления финансами, их задачи и функции
- 6.3. Совершенствование управления финансами
- Глава 7. Финансовое планирование и прогнозирование
- 7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 7.2. Современная система финансовых планов
- 7.3. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- Глава 8. Финансовый контроль
- 8.1. Содержание и значение финансового контроля
- 8.2. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика
- 8.3. Органы финансового контроля
- 8.4. Развитие аудиторского контроля
- Глава 9. Финансы предприятий реального сектора экономики
- 9.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
- 9.2. Содержание финансов предприятий
- 9.3. Функции финансов предприятий
- 9.4. Принципы организации финансов предприятий
- 9.5. Финансовый менеджмент и финансовый механизм предприятий
- 9.6. Финансовые ресурсы и капитал предприятий
- Глава 10. Финансы непроизводственной сферы
- 10.1. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
- 10.2. Финансовое обеспечение социальной сферы
- 10.3. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы
- Глава 11. Сущность и роль страхования в системе экономических отношений
- 11.1. Экономическая сущность страхования
- 11.2. Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 11.3. Организационно-правовые формы страховых компаний
- 11.4. Основные принципы организации финансов в страховании
- Глава 12. Социальная защита населения и социальное страхование
- 12.1. Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм
- 12.2. Социальное страхование
- 12.3. Медицинское страхование
- 12.4. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом
- Глава 13. Государственный бюджет
- 13.1. Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 13.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 13.3. Доходы и расходы бюджета
- 13.4. Бюджетный дефицит
- 13.5. Бюджетный процесс
- Глава 14. Налоги в системе финансовых отношений
- 14.1. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание
- 14.2. Налоговая система
- 14.3. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
- Глава 15. Государственный кредит
- 15.1. Экономическая сущность государственного кредита
- 15.2. Функции государственного кредита
- 15.3. Формы и инструменты государственного кредита
- 15.4. Государственный долг, его содержание и виды
- 15.5. Управление государственным долгом
- Глава 16. Современные формы финансового оздоровления экономики
- 16.1. Институт банкротства как инструмент
- 16.2. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования
- 16.3. Финансовый рынок и его значение в современных условиях
- Глава 17. Финансы в системе международных экономических отношений
- 17.1. Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики
- 17.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- Тема 8. Понятие аудиторского контроля. Виды аудита и его специфика.
- 8.1. Понятие аудиторской деятельности. Аудиторские услуги.
- 8.2.Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений.