6.3. Совершенствование управления финансами
На современном этапе совершенствование управления финансами диктуется, прежде всего, необходимостью более эффективного воздействия на деятельность производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства. В Беларуси оно осуществляется по двум основным направлениям: а) перестройки органов управления финансами, совершенствования методов организации работы финансовых органов; б) развития автоматизированных систем управления финансами.
После распада СССР на многих предприятиях Беларуси были созданы самостоятельные финансовые отделы и другие структурные подразделения (планово-финансовые отделы, финансовые группы в составе бухгалтерии и т.п.), организованы новые органы управления (например, Министерство по налогам и сборам).
Органы управления финансами в своей работе используют два метода — административный и экономический. При административном методе вышестоящие органы (министерства, ведомства) прибегают к администрированию — волевым, приказным мерам решения тех или иных вопросов.
Экономический метод означает отсутствие мелочной опеки предприятий в вопросах оперативного управления финансами, отказ от постоянных корректировок плановых заданий, выявление резервов роста прибыли и других экономических и финансовых показателей не по приказу сверху, а в силу внутренней экономической потребности, самостоятельное решение предприятиями своих экономических и финансовых проблем.
В условиях развития рыночных отношений экономические методы становятся доминирующими, возрастает роль автоматизированных систем в управлении финансами.
Под автоматизированной системой управления финансами (далее — АСУФ) понимается совокупность экономических и математических методов управления, электронной вычислительной и организационной техники и современных средств связи, позволяющая научно управлять финансами. АСУФ выступает в качестве подсистемы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.
Важное место в автоматизированной системе управления финансами ряда стран (Россия, Беларусь) занимает автоматизированная система финансовых расчетов (АСФР) — подсистема АСУФ. С ее помощью повышается эффективность управления финансами, поскольку благодаря ей решается проблема трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечиваются многовариантность расчетов финансовых планов и их согласованность между собой. АСФР применяется не только для планирования, но и при исполнении бюджета (составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам и др.). АСФР позволяет рационализировать структуру финансовых органов.
В настоящее время актуальной задачей является автоматизация финансовых расчетов в страховых организациях, низовых финансовых органах, особенно в налоговых инспекциях, имеющих дело с обширными и постоянно изменяющимися данными по налогоплательщикам.
Однако не следует преувеличивать возможности АСУФ. Часть задач по управлению финансами не поддается формализации, для их решения требуются традиционные методы и опыт работников финансовых органов. АСУФ не может совершенствовать формы и методы финансовых отношений, это сфера деятельности специалиста, который ставит перед системой цели и задачи, вводит первичную информацию, производит корректировку и осуществляет постоянный контроль за работой системы. Таким образом, специалист по финансам, используя данные, получаемые на основе АСУФ, выбирает вариант решения. Это под силу высококвалифицированному работнику.
АСУФ является важным направлением совершенствования управления экономикой и финансами. Эффективность ее функционирования требует оснащения финансовых служб современной электронно-вычислительной техникой.
В управлении финансами большую роль играет финансовый менеджмент — специфическая система управления финансовыми ресурсами, сочетающая финансовую политику, методы, инструменты, а также работников, принимающих управленческие решения и претворяющих их на практике с целью достижения поставленных целей стабильности и экономического роста.
Финансовый менеджмент пронизывает все звенья финансовой системы и выступает важнейшей составной частью структуры управления в условиях рынка.
В экономической литературе финансовый менеджмент обычно рассматривается с трех точек зрения: институциональной, организационно-правовой, функциональной.
С институциональной точки зрения финансовый менеджмент — это орган управления хозяйствующего субъекта. С организационно-правовой точки зрения финансовый менеджмент — это вид предпринимательской деятельности. С функциональной точки зрения финансовый менеджмент — это система экономического управления и одновременно — часть финансового механизма. В системе экономического управления имеются две подсистемы — субъект и объект управления, связанные потоком информации (информационные связи).
Субъект управления — это управляющая подсистема, которую образует специальная группа людей, посредством различных форм управляющего воздействия обеспечивающая целенаправленное функционирование объекта. Субъектом управления может быть финансовая дирекция или профессиональный управляющий — финансовый менеджер.
Объект управления — это управляемая подсистема, представляющая собой денежный поток, кругооборот капитала, источники финансовых ресурсов и финансовые отношения, возникающие как между хозяйствующим субъектом и другими экономическими субъектами, так и внутри хозяйствующего субъекта.
Воздействие субъекта на объект управления составляет процесс управления; для его осуществления необходимо циркулирование определенной информации между субъектом и объектом управления.
Процесс управления финансами (независимо от его конкретного содержания) предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.
Различают информацию двух видов:
внешнюю информацию, включающую данные о состоянии финансового рынка, конъюнктурный обзор, нормативно-законодательные акты, инструктивно-методические указания, валютные курсы и др.;
информацию о состоянии объекта управления, включающую данные об эффективности применяемых форм и методов управления финансами, выполнении плановых заданий и графиков, результатах финансового анализа и др.
От субъекта к объекту управления поступает командная информация в форме приказов, программ, плановых заданий (рис. 5.1).
Рис. 6.1. Общая схема финансового менеджмента:
1 — движение командной информации; 2 — движение информации о состоянии объекта; 3 — движение внешней информации
Функции, выполняемые финансовым менеджментом, не одинаковы для субъектов и объектов управления. К функциям субъекта управления относятся прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, стимулирование и контроль.
Функциями объекта управления являются организация денежного оборота, обеспечение хозяйствующего субъекта инвестиционными средствами, накопление капитала и эффективное его вложение, организация финансовой работы.
Финансовый менеджмент действует во всех звеньях финансового рынка. Это менеджмент операций: а) валютных; б) с драгоценными металлами и драгоценными камнями; в) на денежном рынке; г) кредитных; д) с недвижимостью и др.
Управление финансами происходит во времени, что влияет на цели и направления управления. По временному признаку финансовый менеджмент делится на стратегический и оперативно-тактический.
Стратегический финансовый менеджмент представляет собой управление инвестициями, через него реализуются выбранные стратегические цели. Он предполагает прежде всего:
финансовую оценку проекта вложения капитала;
отбор критериев, по которым принимаются инвестиционные решения;
поиск оптимального варианта вложения капитала;
определение источников финансирования.
Все инвестиции осуществляются во времени, поэтому в стратегическом менеджменте важно учитывать влияние фактора времени. Известно, что ценность денег со временем снижается, к тому же чем продолжительнее инвестиционный период, тем выше степень финансового риска.
Оперативно-тактический финансовый менеджмент представляет собой оперативное управление денежной наличностью, которое направлено на обеспечение суммы наличных денег, достаточной для выполнения финансовых обязательств, а также на достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных денег в качестве капитала.
Существуют три цели управления денежной наличностью:
увеличение скорости поступления наличных денег;
снижение скорости денежных выплат;
обеспечение максимальной отдачи от вложения наличных денег.
Финансовый менеджмент как орган управления — это аппарат управления, часть руководства хозяйствующих субъектов. На крупных предприятиях и в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Финансовая дирекция включает ряд подразделений (финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия и т.д.), состав которых определяется высшим органом управления хозяйствующего субъекта.
Основными функциями финансовой дирекции являются следующие:
определение цели финансового развития хозяйствующего субъекта;
разработка финансовой стратегии и финансовой программы развития хозяйствующего субъекта и его подразделений;
определение инвестиционной политики;
установление сметы расходов финансовых ресурсов для всех подразделений хозяйствующего субъекта;
разработка плана денежных потоков, финансовых планов хозяйствующего субъекта и его подразделений;
участие в разработке бизнес-плана хозяйствующего субъекта;
осуществление денежных расчетов с поставщиками, покупателями и т.д.;
ведение бухгалтерского и статистического учета в области финансов, составление бухгалтерского баланса хозяйствующего субъекта и др.
В управлении финансовой деятельностью главной фигурой является финансовый менеджер. На крупных предприятиях и в акционерных обществах создаются группы финансовых менеджеров с ведущим финансовым менеджером во главе. Обязанности финансового менеджера регламентируются должностной инструкцией, включающей и квалификационную характеристику данного работника.
Финансовый менеджмент как форма предпринимательской деятельности способствует тому, что управление финансовой сферой перестает быть чисто бюрократическим, административным актом, приобретая черты творческой деятельности, активно реагирующей на изменения, происходящие в окружающей среде. Финансовый менеджмент предполагает использование научных основ планирования и управления, финансового анализа, он открыт для нововведений (инноваций).
Как форма предпринимательства финансовый менеджмент может быть выделен в самостоятельный вид деятельности, которую выполняют профессиональные менеджеры и финансовые институты (например, холдинговые и трастовые компании). Его сущность схематически выражается в следующем обмене:
Деньги Услуги финансового менеджмента Деньги с приростом.
Сферой приложения финансового менеджмента является финансовый рынок. Здесь проявляются экономические отношения между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей, между стоимостью этих ресурсов и потребительской стоимостью. Функционирование финансового рынка создает основу для предпринимательства в области управления движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями.
Любое управление осуществляется с помощью ряда приемов, т.е. способов управляющего воздействия на объект управления, предназначенных для достижения конкретной цели в конкретной хозяйственной ситуации в конкретный срок.
В практике финансового менеджмента используются различные приемы управления финансами: перевод денежных средств, помещение капитала в банки с целью его прироста, получение дохода за счет спекулятивной сделки и др. Общим содержанием всех приемов финансового менеджмента является управляющее воздействие денежных отношений на конкретный актив и денежный поток в целом.
- Содержание
- Глава 1. Сущность финансов
- 1.1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах
- 1.2. Финансы в системе производственных отношений
- 1.3. Функции финансов
- 1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 2.1.Понятие и состав финансовых ресурсов
- 2.2. Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 2.3. Государственный бюджет
- 2.4. Амортизационный фонд
- 2.5. Ссудный фонд
- 2.6. Денежные доходы и сбережения населения
- 2.7. Страховой фонд
- Глава 3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями
- 3.1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
- 3.2. Финансы и цена
- 3.3. Финансы и заработная плата
- 3.4. Финансы и кредит
- Глава 4. Финансовая система государства
- 4.1. Общее понятие о финансовой системе
- 4.2. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика
- Глава 5. Финансовая политика государства
- 5.1. Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи
- 5.2. Составные части финансовой политики, их характеристика
- 5.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
- Глава 6. Управление финансами
- 6.1. Общее понятие об управлении финансами
- 6.2. Органы управления финансами, их задачи и функции
- 6.3. Совершенствование управления финансами
- Глава 7. Финансовое планирование и прогнозирование
- 7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 7.2. Современная система финансовых планов
- 7.3. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- Глава 8. Финансовый контроль
- 8.1. Содержание и значение финансового контроля
- 8.2. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика
- 8.3. Органы финансового контроля
- 8.4. Развитие аудиторского контроля
- Глава 9. Финансы предприятий реального сектора экономики
- 9.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
- 9.2. Содержание финансов предприятий
- 9.3. Функции финансов предприятий
- 9.4. Принципы организации финансов предприятий
- 9.5. Финансовый менеджмент и финансовый механизм предприятий
- 9.6. Финансовые ресурсы и капитал предприятий
- Глава 10. Финансы непроизводственной сферы
- 10.1. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
- 10.2. Финансовое обеспечение социальной сферы
- 10.3. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы
- Глава 11. Сущность и роль страхования в системе экономических отношений
- 11.1. Экономическая сущность страхования
- 11.2. Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 11.3. Организационно-правовые формы страховых компаний
- 11.4. Основные принципы организации финансов в страховании
- Глава 12. Социальная защита населения и социальное страхование
- 12.1. Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм
- 12.2. Социальное страхование
- 12.3. Медицинское страхование
- 12.4. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом
- Глава 13. Государственный бюджет
- 13.1. Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 13.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 13.3. Доходы и расходы бюджета
- 13.4. Бюджетный дефицит
- 13.5. Бюджетный процесс
- Глава 14. Налоги в системе финансовых отношений
- 14.1. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание
- 14.2. Налоговая система
- 14.3. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
- Глава 15. Государственный кредит
- 15.1. Экономическая сущность государственного кредита
- 15.2. Функции государственного кредита
- 15.3. Формы и инструменты государственного кредита
- 15.4. Государственный долг, его содержание и виды
- 15.5. Управление государственным долгом
- Глава 16. Современные формы финансового оздоровления экономики
- 16.1. Институт банкротства как инструмент
- 16.2. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования
- 16.3. Финансовый рынок и его значение в современных условиях
- Глава 17. Финансы в системе международных экономических отношений
- 17.1. Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики
- 17.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- Тема 8. Понятие аудиторского контроля. Виды аудита и его специфика.
- 8.1. Понятие аудиторской деятельности. Аудиторские услуги.
- 8.2.Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений.