logo
Теория финансов-лекции

10.2. Финансовое обеспечение социальной сферы

Социальная сфера — это совокупность отраслей экономи­ки, участвующих в той или иной мере в процессе удовлетворе­ния социальных потребностей граждан. В этом процессе задей­ствован комплекс хозяйственных сфер (в том числе и в матери­альном производстве) и социальных объектов, формирующих социальную инфраструктуру. Это прежде всего — жилищное и коммунальное хозяйство, транспорт, связь, дорожное хозяй­ство, торговля, а также образование, здравоохранение, соци­альное обеспечение, физическая культура и спорт, культура и некоторые другие отрасли и учреждения, определяющие (пря­мо или косвенно) качество жизни населения.

Социальная сфера в значительной степени представлена от­раслями непроизводственной сферы.

В настоящее время из государственного бюджета финанси­руются расходы ряда отраслей социальной сферы, которые должны организовывать свою деятельность на принципах хо­зяйственного расчета и самофинансирования. В частности, суб­сидии из государственного бюджета получают организации и предприятия жилищно-коммунального и дорожного хозяйст­ва, транспорта и связи на покрытие расходов по содержанию и ремонту жилого фонда, предоставлению коммунальных и транс­портных услуг населению, услуг связи, благоустройству горо­дов, поселков и других населенных пунктов, содержанию и ре­монту дорог и др.

Монополистическая структура этих отраслей, безусловно, вызывает необходимость регулировать цены и тарифы на ока­зываемые услуги. Однако в перспективе в условиях развития рыночных методов хозяйствования будет осуществляться по­степенный переход от бюджетного финансирования названных отраслей экономики к самофинансированию на основе соб­ственных доходов.

Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование текущих затрат (особенно в рыночной экономике) имеет весьма ограниченные рамки и осуществляется в исключительных

случаях.

Безусловно, государственные дотации на покрытие убытков предприятий жилищного, коммунального, транспортного хо­зяйства и некоторых других, огромные суммы из бюджетных ресурсов, используемые на возмещение разницы в ценах, до некоторой степени снижают социальную напряженность, под­держивают уровень жизни населения в сложной экономичес­кой ситуации. Однако с экономической точки зрения эта прак­тика неэффективна. Наличие ряда дотационных хозяйств де­стабилизирует экономику, способствует развитию инфляцион­ных процессов.

Для обеспечения безубыточной работы предприятий жи­лищного, коммунального, транспортного хозяйства и связи не­обходимо увеличить возмещение стоимости их услуг до уровня реальных цен за счет потребителей, что требует приведения за­работной платы, а также других доходов населения в соответ­ствие с ценами. Государственные субсидии в этом случае будут иметь адресное направление и выдаваться конкретным потре­бителям услуг соответствующих отраслей.

Сократив финансирование текущей деятельности предприя­тий названных отраслей, государство получит возможность направить высвободившиеся бюджетные ресурсы на дополни­тельное финансирование тех отраслей, которые формируют социальную (непроизводственную) сферу и представляют неры­ночный сектор экономики, — образования, культуры, здраво­охранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, средств массовой информации (В дальнейшем, при рассмотрении вопросов финансирования социальной сфе­ры, речь будет идти о перечисленных отраслях.).

В период перехода к рыночным отношениям, характеризую­щийся экономическим кризисом и обострением социальных проблем, значительно возрастает роль названных отраслей в обеспечении социальной защиты граждан, поддержании их жизненного уровня. В этих условиях расширяется социальная деятельность государства, что влечет за собой увеличение бюд­жетных расходов на соответствующие цели.

В большинстве стран Восточной и Центральной Европы в начальный период экономических реформ наблюдался рост го­сударственных социальных расходов, что закономерно для пе­реходного периода.

В 1990-е гг. в странах постсоветского пространства также происходило наращивание удельного веса социальных расхо­дов в совокупных расходах государства. Главной причиной этого послужило стремление государства укрепить социальную сферу в условиях инфляции, падения объемов производства, несбалансированности бюджета, поддержать наиболее социаль­но незащищенные категории населения.

Безусловно, государство должно обеспечивать гражданам конституционно гарантированные им права на охрану здо­ровья, образование, социальное обеспечение и др. Однако в ус­ловиях развития рыночной экономики, в силу объективных за­конов рынка, услуги непроизводственной сферы не могут оста­ваться полностью бесплатными. По мере перехода к рынку тра­диционные бюджетные расходы на социально-культурные ме­роприятия будут сокращаться. Это значит, что населению придется из собственных средств частично финансировать за­траты по производству соответствующих услуг. Степень учас­тия должна дифференцироваться в зависимости от уровня дохо­дов. Для малообеспеченной группы населения следует преду­смотреть снижение участия в финансировании, вплоть до пол­ного освобождения, либо компенсацию выпадающих доходов. В софинансировании расходов отраслей социальной сферы мо­гут принять участие учреждения, организации и предприятия других отраслей. Это позволит направить высвободившиеся средства бюджета на улучшение условий функционирования данных отраслей и на этой основе повысить качество оказывае­мых ими услуг.

Таким образом, развитие рыночных отношений потребовало проведения реформ не только в материальном производстве, но и в социальной сфере.

До 1990-х гг. в республиках СССР государственный бюджет был практически единственным источником финансирования социально-культурных учреждений. По этой причине социаль­ную сферу называли «бюджетной», непроизводственной.

Порядок бюджетного финансирования учреждений образо­вания, здравоохранения, культуры, социального обеспечения противоречил новым задачам по включению отраслей непроиз­водственной (социальной) сферы в рыночные отношения. Это проявлялось в том, что вопросы финансово-хозяйственной дея­тельности бюджетных учреждений строго регламентировались, хозрасчетные принципы товарно-денежных отношений в отрас­лях жестко ограничивались, такие категории, как цена, при­быль, премия, практически не применялись. Одновременно сокращались возможности дополнительного выделения средств из бюджета, поскольку уменьшалось поступление доходов и нарастал дефицит бюджета. Это происходило на фоне экономи­ческого кризиса. Возникла необходимость усилить влияние от­раслей непроизводственной сферы на материальное производ­ство, увеличив инвестиции в человеческий капитал.

В конце 1980-х гг. руководством страны был разработан и принят документ, определивший основы хозяйствования отрас­лей непроизводственной сферы. Аналогичные документы, от­ражающие специфику деятельности учреждений и оказывае­мых ими услуг, были приняты отраслевыми министерствами СССР (образования, культуры, здравоохранения). Бюджетные учреждения получали право зарабатывать деньги, оказывая платные услуги (по профилю своей основной деятельности). Вместо сметы расходов им разрешалось составлять финансовый план по новой форме — в виде сметы доходов и расходов. В нем отражались все доходы, включая бюджетные и внебюджетные средства, формирующие единый фонд финансовых ресурсов уч­реждения. Разрешалось создавать стимулирующие фонды, на­пример, фонд производственного и социального развития (фонд развития производства), фонд материального поощрения. Це­ны на услуги утверждались соответствующими министерства­ми. Так начиналось формирование современного механизма хо­зяйствования бюджетных учреждений.

В настоящее время организации социальной сферы, находя­щиеся на бюджетном финансировании, могут привлекать до­полнительные ресурсы за счет внебюджетных средств, получае­мых от видов деятельности, приносящих доходы. Они не включаются в состав бюджетов и расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов вне­бюджетных средств. Часть внебюджетных средств направляет­ся в фонд материального поощрения и фонд производственного и социального развития.

Развитие платных услуг способствовало созданию соответ­ствующего рынка, причем за счет не только бюджетных учреж­дений, но и негосударственных формирований, осуществляю­щих предпринимательскую деятельность в социальной сфере. Это в определенной степени сняло нагрузку с бюджета, позво­лило расширить перечень и объем оказываемых населению ус­луг, запустить рыночные механизмы в социальных отраслях.

Расширение предпринимательства не означает отказ от бюд­жетного финансирования, однако в дальнейшем, очевидно, бу­дут развиваться три вида финансового обеспечения организа­ций социальной сферы: а) бюджетное; б) бюджетно-хозрасчет-ное (смешанное); в) хозрасчетное финансирование, осуществля­емое исключительно за счет собственных средств субъектов хо­зяйствования .

При решении вопроса о видах и объеме услуг, оказываемых населению за плату, необходимо учитывать, что жизненно важ­ные услуги должны оказываться бесплатно и финансироваться из государственного бюджета. Одновременно требуется разра­ботать механизм компенсации расходов по оплате услуг соци­ального характера малообеспеченной группе населения.

Развитие рыночных отношений усилит роль внебюджетных источников в финансировании социальных отраслей, позволит уменьшить нагрузку на бюджет.