10.2. Финансовое обеспечение социальной сферы
Социальная сфера — это совокупность отраслей экономики, участвующих в той или иной мере в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан. В этом процессе задействован комплекс хозяйственных сфер (в том числе и в материальном производстве) и социальных объектов, формирующих социальную инфраструктуру. Это прежде всего — жилищное и коммунальное хозяйство, транспорт, связь, дорожное хозяйство, торговля, а также образование, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура и спорт, культура и некоторые другие отрасли и учреждения, определяющие (прямо или косвенно) качество жизни населения.
Социальная сфера в значительной степени представлена отраслями непроизводственной сферы.
В настоящее время из государственного бюджета финансируются расходы ряда отраслей социальной сферы, которые должны организовывать свою деятельность на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования. В частности, субсидии из государственного бюджета получают организации и предприятия жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, транспорта и связи на покрытие расходов по содержанию и ремонту жилого фонда, предоставлению коммунальных и транспортных услуг населению, услуг связи, благоустройству городов, поселков и других населенных пунктов, содержанию и ремонту дорог и др.
Монополистическая структура этих отраслей, безусловно, вызывает необходимость регулировать цены и тарифы на оказываемые услуги. Однако в перспективе в условиях развития рыночных методов хозяйствования будет осуществляться постепенный переход от бюджетного финансирования названных отраслей экономики к самофинансированию на основе собственных доходов.
Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование текущих затрат (особенно в рыночной экономике) имеет весьма ограниченные рамки и осуществляется в исключительных
случаях.
Безусловно, государственные дотации на покрытие убытков предприятий жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и некоторых других, огромные суммы из бюджетных ресурсов, используемые на возмещение разницы в ценах, до некоторой степени снижают социальную напряженность, поддерживают уровень жизни населения в сложной экономической ситуации. Однако с экономической точки зрения эта практика неэффективна. Наличие ряда дотационных хозяйств дестабилизирует экономику, способствует развитию инфляционных процессов.
Для обеспечения безубыточной работы предприятий жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и связи необходимо увеличить возмещение стоимости их услуг до уровня реальных цен за счет потребителей, что требует приведения заработной платы, а также других доходов населения в соответствие с ценами. Государственные субсидии в этом случае будут иметь адресное направление и выдаваться конкретным потребителям услуг соответствующих отраслей.
Сократив финансирование текущей деятельности предприятий названных отраслей, государство получит возможность направить высвободившиеся бюджетные ресурсы на дополнительное финансирование тех отраслей, которые формируют социальную (непроизводственную) сферу и представляют нерыночный сектор экономики, — образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, средств массовой информации (В дальнейшем, при рассмотрении вопросов финансирования социальной сферы, речь будет идти о перечисленных отраслях.).
В период перехода к рыночным отношениям, характеризующийся экономическим кризисом и обострением социальных проблем, значительно возрастает роль названных отраслей в обеспечении социальной защиты граждан, поддержании их жизненного уровня. В этих условиях расширяется социальная деятельность государства, что влечет за собой увеличение бюджетных расходов на соответствующие цели.
В большинстве стран Восточной и Центральной Европы в начальный период экономических реформ наблюдался рост государственных социальных расходов, что закономерно для переходного периода.
В 1990-е гг. в странах постсоветского пространства также происходило наращивание удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства. Главной причиной этого послужило стремление государства укрепить социальную сферу в условиях инфляции, падения объемов производства, несбалансированности бюджета, поддержать наиболее социально незащищенные категории населения.
Безусловно, государство должно обеспечивать гражданам конституционно гарантированные им права на охрану здоровья, образование, социальное обеспечение и др. Однако в условиях развития рыночной экономики, в силу объективных законов рынка, услуги непроизводственной сферы не могут оставаться полностью бесплатными. По мере перехода к рынку традиционные бюджетные расходы на социально-культурные мероприятия будут сокращаться. Это значит, что населению придется из собственных средств частично финансировать затраты по производству соответствующих услуг. Степень участия должна дифференцироваться в зависимости от уровня доходов. Для малообеспеченной группы населения следует предусмотреть снижение участия в финансировании, вплоть до полного освобождения, либо компенсацию выпадающих доходов. В софинансировании расходов отраслей социальной сферы могут принять участие учреждения, организации и предприятия других отраслей. Это позволит направить высвободившиеся средства бюджета на улучшение условий функционирования данных отраслей и на этой основе повысить качество оказываемых ими услуг.
Таким образом, развитие рыночных отношений потребовало проведения реформ не только в материальном производстве, но и в социальной сфере.
До 1990-х гг. в республиках СССР государственный бюджет был практически единственным источником финансирования социально-культурных учреждений. По этой причине социальную сферу называли «бюджетной», непроизводственной.
Порядок бюджетного финансирования учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения противоречил новым задачам по включению отраслей непроизводственной (социальной) сферы в рыночные отношения. Это проявлялось в том, что вопросы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений строго регламентировались, хозрасчетные принципы товарно-денежных отношений в отраслях жестко ограничивались, такие категории, как цена, прибыль, премия, практически не применялись. Одновременно сокращались возможности дополнительного выделения средств из бюджета, поскольку уменьшалось поступление доходов и нарастал дефицит бюджета. Это происходило на фоне экономического кризиса. Возникла необходимость усилить влияние отраслей непроизводственной сферы на материальное производство, увеличив инвестиции в человеческий капитал.
В конце 1980-х гг. руководством страны был разработан и принят документ, определивший основы хозяйствования отраслей непроизводственной сферы. Аналогичные документы, отражающие специфику деятельности учреждений и оказываемых ими услуг, были приняты отраслевыми министерствами СССР (образования, культуры, здравоохранения). Бюджетные учреждения получали право зарабатывать деньги, оказывая платные услуги (по профилю своей основной деятельности). Вместо сметы расходов им разрешалось составлять финансовый план по новой форме — в виде сметы доходов и расходов. В нем отражались все доходы, включая бюджетные и внебюджетные средства, формирующие единый фонд финансовых ресурсов учреждения. Разрешалось создавать стимулирующие фонды, например, фонд производственного и социального развития (фонд развития производства), фонд материального поощрения. Цены на услуги утверждались соответствующими министерствами. Так начиналось формирование современного механизма хозяйствования бюджетных учреждений.
В настоящее время организации социальной сферы, находящиеся на бюджетном финансировании, могут привлекать дополнительные ресурсы за счет внебюджетных средств, получаемых от видов деятельности, приносящих доходы. Они не включаются в состав бюджетов и расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов внебюджетных средств. Часть внебюджетных средств направляется в фонд материального поощрения и фонд производственного и социального развития.
Развитие платных услуг способствовало созданию соответствующего рынка, причем за счет не только бюджетных учреждений, но и негосударственных формирований, осуществляющих предпринимательскую деятельность в социальной сфере. Это в определенной степени сняло нагрузку с бюджета, позволило расширить перечень и объем оказываемых населению услуг, запустить рыночные механизмы в социальных отраслях.
Расширение предпринимательства не означает отказ от бюджетного финансирования, однако в дальнейшем, очевидно, будут развиваться три вида финансового обеспечения организаций социальной сферы: а) бюджетное; б) бюджетно-хозрасчет-ное (смешанное); в) хозрасчетное финансирование, осуществляемое исключительно за счет собственных средств субъектов хозяйствования .
При решении вопроса о видах и объеме услуг, оказываемых населению за плату, необходимо учитывать, что жизненно важные услуги должны оказываться бесплатно и финансироваться из государственного бюджета. Одновременно требуется разработать механизм компенсации расходов по оплате услуг социального характера малообеспеченной группе населения.
Развитие рыночных отношений усилит роль внебюджетных источников в финансировании социальных отраслей, позволит уменьшить нагрузку на бюджет.
- Содержание
- Глава 1. Сущность финансов
- 1.1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах
- 1.2. Финансы в системе производственных отношений
- 1.3. Функции финансов
- 1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 2.1.Понятие и состав финансовых ресурсов
- 2.2. Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 2.3. Государственный бюджет
- 2.4. Амортизационный фонд
- 2.5. Ссудный фонд
- 2.6. Денежные доходы и сбережения населения
- 2.7. Страховой фонд
- Глава 3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями
- 3.1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
- 3.2. Финансы и цена
- 3.3. Финансы и заработная плата
- 3.4. Финансы и кредит
- Глава 4. Финансовая система государства
- 4.1. Общее понятие о финансовой системе
- 4.2. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика
- Глава 5. Финансовая политика государства
- 5.1. Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи
- 5.2. Составные части финансовой политики, их характеристика
- 5.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
- Глава 6. Управление финансами
- 6.1. Общее понятие об управлении финансами
- 6.2. Органы управления финансами, их задачи и функции
- 6.3. Совершенствование управления финансами
- Глава 7. Финансовое планирование и прогнозирование
- 7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 7.2. Современная система финансовых планов
- 7.3. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- Глава 8. Финансовый контроль
- 8.1. Содержание и значение финансового контроля
- 8.2. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика
- 8.3. Органы финансового контроля
- 8.4. Развитие аудиторского контроля
- Глава 9. Финансы предприятий реального сектора экономики
- 9.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
- 9.2. Содержание финансов предприятий
- 9.3. Функции финансов предприятий
- 9.4. Принципы организации финансов предприятий
- 9.5. Финансовый менеджмент и финансовый механизм предприятий
- 9.6. Финансовые ресурсы и капитал предприятий
- Глава 10. Финансы непроизводственной сферы
- 10.1. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
- 10.2. Финансовое обеспечение социальной сферы
- 10.3. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы
- Глава 11. Сущность и роль страхования в системе экономических отношений
- 11.1. Экономическая сущность страхования
- 11.2. Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 11.3. Организационно-правовые формы страховых компаний
- 11.4. Основные принципы организации финансов в страховании
- Глава 12. Социальная защита населения и социальное страхование
- 12.1. Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм
- 12.2. Социальное страхование
- 12.3. Медицинское страхование
- 12.4. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом
- Глава 13. Государственный бюджет
- 13.1. Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 13.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 13.3. Доходы и расходы бюджета
- 13.4. Бюджетный дефицит
- 13.5. Бюджетный процесс
- Глава 14. Налоги в системе финансовых отношений
- 14.1. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание
- 14.2. Налоговая система
- 14.3. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
- Глава 15. Государственный кредит
- 15.1. Экономическая сущность государственного кредита
- 15.2. Функции государственного кредита
- 15.3. Формы и инструменты государственного кредита
- 15.4. Государственный долг, его содержание и виды
- 15.5. Управление государственным долгом
- Глава 16. Современные формы финансового оздоровления экономики
- 16.1. Институт банкротства как инструмент
- 16.2. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования
- 16.3. Финансовый рынок и его значение в современных условиях
- Глава 17. Финансы в системе международных экономических отношений
- 17.1. Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики
- 17.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- Тема 8. Понятие аудиторского контроля. Виды аудита и его специфика.
- 8.1. Понятие аудиторской деятельности. Аудиторские услуги.
- 8.2.Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений.