16.2. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования
По своей сути термин «реструктуризация» означает изменение (рационализацию) производственной, организационной, социальной, финансовой и иных сфер деятельности предприятий в целях сохранения или восстановления их платежеспособности, рентабельной работы и повышения конкурентоспособности. В таком своем качестве реструктуризация вполне справедливо рассматривается как инструмент финансового оздоровления отдельных предприятий и экономики всего государства.
В переходный период наибольшее распространение получила реструктуризация организационно-правовых форм хозяйствования предприятий. В начале экономических реформ именно это мероприятие позволило без дополнительных капитальных вложений и в короткие сроки изменить статус многих предприятий, условия их функционирования и финансирования. Эти перемены повлекли за собой включение у работников трансформируемых организаций новых мотиваций к более эффективному, рациональному, экономному хозяйствованию.
Основные трансформационные процессы в сфере организационно-правового устройства предприятий в Республике Беларусь сводятся преимущественно к развитию крупных корпоративных формирований.
Требования к эффективности производства, конкурентоспособности производимой продукции постоянно повышаются. Чтобы им соответствовать, необходимо объединять технологические, финансовые и материальные усилия нескольких предприятий. Именно интеграция обеспечивает предприятиям выгоды и преимущества: увеличение объемов производства продукции; суммирование накопленного опыта; снижение затрат на развитие; усиление позиций на рынке товаров; доступ к технологиям и патентам участников объединения и т.д.
Из всех известных видов интеграционных формирований в Республике Беларусь наибольшее распространение получили концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, предприятия с иностранными инвестициями. Трансформационные процессы, завершившиеся созданием таких формирований, в наибольшей степени оправдали себя и проиллюстрировали возможности реструктуризации как инструмента финансового оздоровления национальной экономики.
♦ Концерн — это крупное объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности. Структура концерна представляет собой единый хозяйственный комплекс с централизованной системой управления. Централизация достигается возложением функций управления: а) на обособленный аппарат управления; б) на головную организацию, вокруг которой осуществляется кооперация.
Концерн обеспечивает защиту прав и интересов всех участников в отношениях с партнерами по бизнесу, институтами финансовой системы государства и органами власти. В задачу концерна входит также создание благоприятных условий для эффективной инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической деятельности своих субъектов.
В современных условиях хозяйствования концерны чаще всего приходят на смену ранее действовавшим министерствам и ведомствам. В отдельных случаях (по решению участников) концерн может входить в систему действующего министерства или ведомства, и тогда отношения между сторонами строятся на договорной основе.
Внутренние взаимоотношения в концерне также обусловлены взаимными договорами, а не иерархической подчиненностью. Благодаря этому все участники сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность. Субъекты хозяйствования, входящие в концерн, формируют свои доходы и прибыль, определяют направления их использования. Они выстраивают спектр финансовых отношений со всеми институтами финансовой системы государства и выступают в роли налогоплательщиков, заемщиков, страхователей и т.п.
Предприятия — участники концерна самостоятельно определяют свои цели, задачи и приоритетные направления финансирования. Однако следует отметить, что формулировка их целей, организация финансовых отношений и финансовых потоков осуществляются в контексте финансовой стратегии и тактики всего концерна.
Чтобы финансово обеспечить решение стратегических и тактических задач концерна, в его границах создаются консолидированные финансовые потоки как результат дополнительных распределительных отношений между участниками концерна. Благодаря этому часть доходов предприятий — участников концерна аккумулируется в головной организации или обособленном аппарате управления. Данные финансовые ресурсы подлежат дальнейшему перераспределению в границах концерна для финансирования приоритетных направлений его развития, оказания финансовой поддержки отдельным подразделениям и участникам. За счет консолидированных источников концерн может создавать учреждения, фирмы, центры, службы по оказанию коммерческих, научно-исследовательских, проектных, информационных и иных услуг своим участникам.
В Республике Беларусь наибольшую известность получили следующие концерны: Белтопгаз, Белэнерго, Беллегпром, Беллесбумпром, Белнефтехим, Белгоспищепром, Белбиофарм, Белресурсы, Белместпром, Белмелиоводхоз. Сфера деятельности каждого из них связана с функционированием определенной подотрасли промышленности.
Так, Беллегпром — Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности — был создан в 1992 г. на базе Министерства легкой промышленности Республики Беларусь. В его состав входят 104 субъекта хозяйствования, представляющих текстильную, трикотажную, швейную, кожевенную, обувную и меховую отрасли легкой промышленности. Среди участников такие известные в Республике Беларусь предприятия, как брестский чулочный комбинат, барановичское производственное объединение «Камволь», гомельское обувное предприятие «Труд», акционерное общество «Витебские ковры» и др.
Продукция Беллегпрома — это хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, льняные ткани, пряжа, ковры, швейные, трикотажные, чулочно-носочные изделия, искусственные меха и т.п. В общем объеме продукции легкой промышленности Беларуси более 80 % приходится на долю данного концерна. Около 90 % всех тканей в республике, свыше 70 % обуви, 100 % кожевенных товаров производят его предприятия. Значительная часть продукции (около 46 %) поставляется на экспорт. В структуре Беллегпрома организован Республиканский торговый дом «Легпром», который насчитывает более 160 магазинов, 400 торговых секций, 22 торговых представительства за рубежом.
При высоком уровне хозяйственной и финансовой самостоятельности каждого предприятия, входящего в концерн, все они функционируют в тесном взаимодействии. Интеграция является основой, на которой строится финансовое благополучие концерна в целом и любого его участника в отдельности. За счет консолидированных финансовых ресурсов Беллегпром финансирует различные инновационные проекты, осуществляет модернизацию материально-технической базы своих предприятий, координирует научные, технологические, экономические и маркетинговые исследования, поддерживает сотрудничество с ведущими европейскими дизайнерскими компаниями.
♦ Холдинги — это специфические объединения предприятий, являющиеся звеньями технологической или более высокой по уровню развития бизнес-вертикали, объективно возникающей при осуществлении предпринимательской деятельности. Основное предназначение холдинга — концентрировать капитал и за счет его централизации направлять деятельность всей вертикали и каждого ее звена в отдельности, добиваясь оптимизации прибыли.
Холдинговая система основана на акционировании и, в частности, концентрации в одних руках контрольного пакета акций предприятий и фирм, входящих в объединение. Контрольный пакет акций и является тем инструментом, который позволяет холдингу реализовать на практике свое целевое предназначение. В итоге без прямого слияния капиталов предприятий осуществляется их функциональное взаимодействие. В зависимости от формы собственности держателя контрольного пакета акций холдинги делятся на частные и государственные.
Эффект кооперации, в полную силу эксплуатируемый в холдинговой системе, позволяет реализовать цели, труднодостижимые для отдельно взятого субъекта. Речь идет о создании более рациональной производственной структуры фирм и компаний, внедрении и применении перспективных технологий, оперативном использовании благоприятно складывающейся рыночной конъюнктуры, осуществлении в значительных объемах капитальных вложений, организации новых внешнеэкономических связей, обеспечении приемлемого режима кредитования и т.п.
Благодаря руководству из единого центра холдинговая система позволяет принимать стратегические решения для ряда предприятий, значительно отличающихся по интересам и сферам деятельности.
В реальной жизни холдинги используются как: а) инструмент объединения имущества и капитала предприятий (производственные холдинги); б) способ управления активами различных предприятий и фирм (финансовые холдинги).
Производственные холдинги — это результат объединения предприятий в границах технологической вертикали. Их создание наиболее оправданно в производствах с длительным производственным циклом и высоким уровнем кооперации. Все предприятия, организации, учреждения, задействованные в производстве конечной продукции, находятся в единой технологической цепочке. Наличие общей цели деятельности — производство конечной продукции — требует объединения усилий всех ее производителей.
Производственный холдинг обеспечивает технологическое и финансово-экономическое единство всех его участников и эффективно балансирует их интересы. Он позволяет устранить или минимизировать основную финансовую несправедливость всех технологических цепочек — высокую окупаемость затрат, прибыльность предприятий и отраслей, стоящих в конце технологической цепочки (сборка готовой продукции, торговля), на фоне хронической убыточности предприятий и производств, находящихся в самом ее начале (заготовка сырья, первичная обработка, создание полуфабрикатов).
В качестве головных предприятий-интеграторов, как правило, выступают предприятия, осуществляющие сборку готовой продукции. Именно они являются центральным звеном общей технологической цепи и определяют финансовые результаты деятельности всего объединения.
В холдингах такого типа все участники интеграции продолжают выполнять свои технологические функции, связанные с производством продукции, но практически полностью теряют хозяйственную и финансовую самостоятельность. В этом качестве производственные холдинги отличаются от концернов и являются разновидностью наиболее жестких форм внутриотраслевой интеграции.
Идею производственного холдинга удобнее всего иллюстрировать на примере взаимодействия предприятий в границах любого народнохозяйственного комплекса государства: военно-промышленного, аграрно-промышленного и т.п. Все они построены по холдинговому типу и включают набор отраслей и организаций, обеспечивающих полный технологический цикл производства определенного вида продукции.
Например, аграрно-промышленный комплекс Республики Беларусь включает все отрасли, связанные с получением продуктов питания и доведением их до потребителей. При этом звеньями одной технологической цепочки являются:
промышленные предприятия, которые производят тракторы, сельскохозяйственные машины, удобрения;
сельскохозяйственные предприятия, производящие продукцию растениеводства и животноводства;
агросервисные предприятия, отвечающие за техническое обслуживание и материальное обеспечение сельского хозяйства;
заводы, комбинаты и другие предприятия перерабатывающей промышленности, выпускающие из сельскохозяйственного сырья конкретные виды продуктов питания — муку, крупу, сахар, сыры;
торговые и заготовительные предприятия, обеспечивающие доведение продукции до потребителей.
Технологическое единство названных предприятий и производств делает возможным и целесообразным их объединение в структуру холдингового типа.
Следует отметить, что перспективы финансового оздоровления важнейших хозяйственных комплексов Республики Беларусь напрямую связаны с их реорганизацией, в частности посредством создания на их основе структур холдингового типа.
Производственные холдинги могут иметь статус международных и объединять технологически родственные предприятия нескольких государств. Примером является международный холдинг «Атлант-М» — одна из крупнейших автомобильных компаний в СНГ, специализирующаяся на продаже, гарантийном и сервисном обслуживании автомобилей, а также продаже запасных частей к ним.
Холдинг «Атлант-М» объединяет три самых крупных рынка автомобилей в СНГ: России, Украины и Беларуси. Его деятельность связана с 12 автомобильными марками, отечественными и зарубежными. Холдинг имеет 31 самостоятельное отделение, 6 современных автоцентров, 8 официальных дилеров известных автомобильных марок. В нашей стране наиболее известными предприятиями холдинга являются «Атлант Моторс» —официальный дилер фирмы «Volkswagen» в Беларуси; «Сити-кар» — предприятие, осуществляющее автомобильные грузоперевозки; «Холпи» — официальный дилер фирмы «Mazda» в Беларуси; «Конел» — официальный дистрибьютор смазочных материалов «Mobil»; «Траянда» — представитель российского автомобилестроения и т.п.
«Атлант-М» — это полноценный холдинг, состоящий из самостоятельных подразделений и головной организации. Все его отделения согласовывают финансовую стратегию и тактику с политикой холдинга в целом.
Финансовые (чистые) холдинги могут существовать в экономике с достаточно высоким уровнем развития рыночных институтов и, в частности, рынка ценных бумаг. По своей сути финансовый холдинг — это компания, владеющая пакетом акций других компаний (предприятий, фирм) с целью управления их деятельностью и контроля. Эффективное управление, как известно, обеспечивается контрольным пакетом акций. Однако кроме контрольных пакетов холдинги могут владеть паритетными (50 %) и неконтрольными пакетами акций, так называемыми пакетами участия в других обществах.
Финансовый (чистый) холдинг представляет собой, как правило, головную компанию какой-либо значительной финансовой группировки, монополии, владеющую контрольным пакетом акций ее предприятий и специализирующуюся на управлении. При этом сама холдинговая компания такого вида не занимается непосредственно производством и реализацией продукции (работ, услуг).
Финансовый холдинг может иметь многоступенчатую структуру, состоящую из материнской и дочерних компаний. Материнская холдинговая компания контролирует через систему участий (т.е. владение акциями) дочерние холдинги, являющиеся, в свою очередь, держателями акций других фирм. Появление чистых холдингов связано прежде всего с высоким уровнем развития акционерной собственности, позволяющим без прямого слияния капиталов компаний осуществлять их функциональное взаимодействие.
Свой доход холдинговая компания получает в виде дивидендов на акции, держателем которых она выступает. В финансовом холдинге сохраняется конкуренция между членами, и в этом состоит главное его отличие от производственного холдинга и концерна.
Холдинги позволяют относительно быстро формировать реальные институты рынка, ускоряют движение капитала в отраслях. Кроме этого, они создают предпосылки для дальнейшего углубления интеграционных процессов, способствуют выходу на качественно иной уровень, связанный с функционированием финансово-промышленных групп.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) — это продукт более развитой формы интеграции предприятий, организаций, учреждений. В них объединены субъекты хозяйствования, относящиеся к разным отраслям экономики: промышленные, торговые и транспортные предприятия, банки, кредитные учреждения, страховые компании и т.п. ФПГ основываются на объективной технологической связи, пронизывающей различные отрасли по вертикали. Членов ФПГ объединяют общие интересы и единые экономические стимулы.
Концентрация капитала всех участников финансово-промышленной группы служит базой, на которой растет их финансовый потенциал и проявляются основные преимущества.
Главными предпосылками создания ФПГ в государстве являются:
исчерпанность внутриотраслевых инвестиционных возможностей предприятий и потребность в новой системе инвестирования;
формирование торгового и банковского капитала, достаточного для ликвидации инвестиционного кризиса в национальной экономике;
возрастание объемов финансовых активов различных внебанковских кредитно-финансовых учреждений и страховых компаний; возможность использовать последние в роли инвесторов.
Основной целью объединения независимых фирм, компаний, предприятий является необходимость привлечь в национальную экономику дополнительный капитал, необходимый для освоения новых технологий, повышения конкурентоспособности производимой продукции и выхода на мировые рынки.
В этой связи финансово-промышленные группы следует рассматривать как: а) корпоративные структуры, обеспечивающие интеграцию финансового и промышленного капитала, которая позволяет осуществлять широкомасштабную инвестиционную деятельность; б) новые организационно-хозяйственные структуры, объединяющие предприятия той или иной
степени технологической сопряженности; в) предпринимательские объединения, целью создания которых является деятельность, направленная на извлечение прибыли.
Во главе финансово-промышленной группы стоит центральная компания — юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора с целью ведения дел ФПГ. Как правило, это инвестиционный институт, создающийся в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза, который выполняет следующие функции:
выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы;
ведет консолидированный учет, отчетность и баланс ФПГ;
выполняет в интересах участников отдельные финансовые операции.
Создание финансово-промышленных групп в Республике Беларусь явилось следствием рыночной трансформации национальной экономики и результатом совпадения интересов субъектов хозяйствования и государства. Интерес субъектов хозяйствования (предприятий, банков, других кредитно-финансовых учреждений) заключался в стремлении упрочить свое финансовое состояние, имидж, место и роль в национальной экономике. Государство увидело в ФПГ возможность преодолеть негативные тенденции в развитии национальной экономики, объединив производственный, банковский и торговый капитал.
Общие подходы к образованию, государственной регистрации и функционированию белорусских ФПГ определил Закон Республики Беларусь «О финансово-промышленных группах». Итак, формирование ФПГ начинается с заключения всеми потенциальными участниками договора о создании группы. В нем отражаются наименование ФПГ и цель ее создания, органы управления и объемы их полномочий, порядок изменения состава группы, распределения прибыли и уплаты налогов, условия объединения активов и т.п.
Высшим органом управления ФПГ в Республике Беларусь является совет управляющих, в который входят представители всех участников группы. Для оперативного управления ФПГ, координации деятельности участники учреждают центральную компанию (или наделяют полномочиями одного из членов группы, как правило, банк, который координирует все сферы деятельности ФПГ и управляет консолидированным капиталом).
Следует отметить, что далеко не каждое образование, в организационной структуре которого есть банк, может быть отнесено к финансово-промышленной группе. Банк обязательно должен быть функционально включен в реализацию задач группы, а его кредитная политика — всецело подчинена ее экономическим интересам. При этом счета всех участников должны находиться именно в данном банке, а вклады на них — являться основным источником банковских ресурсов и доходов.
Участники ФПГ сохраняют независимость, они самостоятельно действуют на внутреннем рынке, вступают в международные торговые сделки. Центральной компании передаются только функции стратегического управления инвестициями, финансами, производством и сбытом продукции.
Финансовые аспекты создания и функционирования ФПГ связаны с определением механизма объединения капитала участников, формированием и использованием прибыли, налогообложением ФПГ, установлением системы ответственности участников по обязательствам, осуществлением реорганизационных и ликвидационных процедур.
Под прибылью ФПГ понимается консолидированная прибыль ее участников. При ведении сводного консолидированного баланса ФПГ прибыль отражается на балансе центральной компании. Порядок и направления ее расходования определяются решением совета управляющих.
По обязательствам финансово-промышленной группы ее участники несут солидарную ответственность, что устанавливается договором о создании ФПГ. Если деятельность ФПГ прекращается в связи с истечением срока действия договора о ее создании, расторжением договора по решению всех ее участников или в результате обнаружения противоправности ее функционирования, имущественные и хозяйственно-правовые вопросы решаются в соответствии с законодательством государства.
Существенное влияние на организацию финансов ФПГ, качество финансовых отношений и финансовых потоков оказывает государство. По решению Правительства Республики Беларусь для поддержки ФПГ осуществляются следующие мероприятия:
участникам ФПГ предоставлено право самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и начисления амортизационных отчислений;
центральным компаниям ФПГ в доверительное управление переданы временно закрепленные за государством пакеты акций участников этих ФПГ;
для привлечения различного рода инвестиций обеспечиваются государственные гарантии;
для реализации проектов и программ ФПГ предоставляются инвестиционные государственные кредиты.
В результате объединения промышленного, банковского и торгового капитала в распоряжении ФПГ оказывается мини-рынок капиталов, таким образом обеспечивается единство управления этим рынком и рынками труда и материальных ресурсов. Кругооборот капитала ФПГ приобретает специфические формы, резко меняются сроки его оборачиваемости, возрастают отдача и нормы приращения за счет увеличения и стабилизации объемов получаемой прибыли. Эти обстоятельства в конечном итоге и определяют более высокую финансовую устойчивость ФПГ, возможность динамичного реагирования на изменения финансовых отношений и финансовых потоков в государстве.
На постсоветском пространстве финансово-промышленные группы получили широкое распространение только в России. Они являются преобладающей формой хозяйствования в российском топливно-энергетическом и военном комплексах. Известнейшие российские компании РАО «Газпром», «Лук’ойл», «ЕЭС России», «КБ имени Сухого» являются официальными финансово-промышленными группами.
В Республике Беларусь создание ФПГ сдерживается неразвитостью отечественного фондового рынка. В то же время Беларусь наряду с Россией, Молдовой, Казахстаном, Литвой и Украиной активно задействована в международных ФПГ. Известна белорусско-российская компания «Славнефть»; белорусское ПО «Азот» участвует в РАО «Газпром», а белорусские МАЗ, БелАЗ, Минский завод колесных тяго-чей — в БелРосАвто.
В межгосударственной ФПГ «Аэрофин» среди 20 участников (17 предприятий и 3 кредитно-финансовых учреждения) 4 представляют нашу страну: Национальная авиакомпания «Белавиа», государственное предприятие «Аэропорт Гомельавиа», ЗАО «Авиакомпания Техавиасервис», государственное предприятие «Минскавиа».
В деятельности межгосударственной ФПГ «Нижегородские автомобили» участвуют борисовский «Автогидроусилитель» и ОАО «БАТЭ».
Участие белорусских предприятий в ФПГ приобщает их к мировому сообществу, способствует созданию в Республике Беларусь условий и предпосылок для развития международной интеграции.
Совместные и иностранные предприятия — продукт международной межфирменной интеграции. Их использование существенно повышает потенциал корпоративных формирований, усиливает их позитивное воздействие на национальную экономику.
Развитие международной интеграции позволяет:
производить, распределять, потреблять товары и услуги, используя материальными нематериальные активы, расположенные в различных частях мира;
завоевывать мировые рынки, большая часть которых регулируется мировыми техническими стандартами и нормами;
использовать наднациональные организационные структуры экономического содержания (ЕС, МВФ, ВТО и т.п.).
Основным финансовым инструментом международной интеграции являются иностранные инвестиции в национальную экономику. Очевидна выгода для национальной экономики. Интерес иностранного инвестора состоит в получении прибыли или достижении иных важных для него экономических, социальных, природоохранных эффектов.
Правовые основы привлечения иностранных инвестиций в экономику нашей страны определены Законом «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» от 14.11.1991 г. № 1242-ХII с изменениями от 05.12.1997 г. № 99-3, который устанавливает две основные формы распространения иностранных инвестиций на ее территории: а) долевое участие иностранных партнеров в создании предприятий совместно с белорусскими юридическими лицами, ведущее к образованию совместных предприятий (СП); б) единоличное формирование иностранным инвестором капитала и имущества предприятия, в результате которого образуется иностранное предприятие (ИП).
Уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями (СП, ИП) определяется государством, принимающим инвестиции, и объявляется в долларах США. В Республике Беларусь минимальный размер иностранных инвестиций в уставный фонд совместного или иностранного предприятия эквивалентен 20 000 дол. США.
В основу создания совместного предприятия положены следующие правила:
каждый из партнеров вносит свой вклад в создание СП, отчего возникает собственность, находящаяся в совместном владении и управлении;
каждый из партнеров имеет право участвовать в прибылях СП пропорционально их вкладу в уставный фонд;
каждый из партнеров несет риски от совместной предпринимательской деятельности пропорционально вкладу в совместное имущество;
совместная работа рассчитана на продолжительное время и опирается на договорную основу и регулирование важнейших аспектов совместной деятельности.
При этом основными мотивами создания СП могут быть:
ограничения или запрет на импорт в стране базирования совместного предприятия;
стремление к минимизации риска по сравнению с созданием полностью иностранного предприятия;
стремление иностранного инвестора заявить о себе на местном рынке товаров;
получение конкурентных преимуществ благодаря соединению представленных иностранным инвестором технических, маркетинговых, управленческих ноу-хау со знанием отечественным партнером местного рынка и его дешевой высококвалифицированной рабочей силой.
В зависимости от организационно-правовой формы совместные предприятия могут создаваться в виде ООО, ОДО, АО, ОАО. При группировке совместных предприятий по сферам деятельности среди них различают: сбытовые, производственные, научно-исследовательские и конструкторские.
Иностранное предприятие создается в национальной экономике исключительно за счет иностранного инвестора. Основными его мотивами при организации производства за рубежом могут быть:
возможность экономить на затратах за счет использования местных производственных ресурсов, сырья, дешевой рабочей силы;
возрастающая конкуренция со стороны местных и зарубежных предприятий на рынке страны, сотрудничество с которой ранее осуществлялось в форме экспорта;
преимущества сбыта благодаря близости покупателей;
возможность для иностранного предприятия использовать различные налоговые и таможенные льготы, действующие в стране, принимающей иностранные инвестиции.
Иностранные предприятия специализируются, как правило: а) на изготовлении отдельных деталей и комплектующих изделий; б) осуществлении монтажа деталей в готовые изделия; в) выполнении финансовых операций; г) переработке сырья и т.п. Согласно белорусскому законодательству предприятия с иностранными инвестициями могут вкладывать средства в совместные банки, страховые компании, другие кредитно-финансовые учреждения, однако доля иностранного инвестора в уставном фонде таких учреждений не может превышать 49 %.
Все предприятия с иностранными инвестициями (СП, ИП) должны пройти государственную регистрацию — таково обязательное условие их законного функционирования. Объявленный в учредительных документах уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями должен быть сформирован не менее чем на 50 % в течение первого года регистрации и в полном объеме — до истечения двух лет со дня их государственной регистрации. Факт формирования уставного фонда СП или ИП подтверждается специальным свидетельством, выдаваемым зарегистрировавшим их органом.
Важнейшим финансовым аспектом эффективного функционирования в национальной экономике совместных и иностранных предприятий является наличие в государстве, принимающем иностранные инвестиции, определенных льгот и гарантий иностранным инвесторам.
В Республике Беларусь, например, предприятия с долей иностранного инвестора в уставном фонде более 30 % могут рассчитывать на следующие финансовые льготы:
без лицензий и дополнительных разрешений экспортировать продукцию собственного производства;
без лицензий импортировать продукцию для собственной хозяйственной деятельности;
оставлять в своем распоряжении валютную выручку (за исключением суммы налоговых платежей из этой выручки);
не уплачивать налог на прибыль в течение трех лет с момента объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год.
Наряду с названными адресными льготами на предприятия с иностранными инвестициями распространяются многие другие льготы, предусмотренные для отечественных предприятий.
К инструментам улучшения инвестиционного климата следует отнести также получившее распространение в Беларуси правило о беспошлинном ввозе иностранным инвестором сырья и материалов, необходимых для формирования уставного фонда совместного или иностранного предприятия.
Созданию и распространению совместных и иностранных предприятий способствуют гарантии, предусмотренные Правительством Республики Беларусь:
гарантии от принудительных отчуждений, которые исключают возможность национализации, реквизиции, изъятия, захвата, принудительной купли и иных действий, ведущих к лишению иностранного инвестора его права собственности и контроля в отношении его инвестиций, если это происходит не по приговору суда или по мотивам общественной необходимости (в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий и других обстоятельств, носящих чрезвычайный характер). При этом государство уточняет, что инфляция, экономические нужды государства, дефицит государственного бюджета и его иностранный долг не считаются мотивами общественной необходимости;
гарантии от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, не допускающие вмешательство последних в хозяйственную и иную деятельность предприятия с иностранными инвестициями, за исключением случаев, обусловленных государственным контролем и надзором за деятельностью всех предприятий;
гарантии по использованию доходов совместных и иностранных предприятий, дающие инвестору возможность после уплаты налогов свободно расходовать его доходы на цели инвестирования, реинвестирования, покупку товаров и валюты на внутреннем рынке Республики Беларусь, беспрепятственно переводить доходы в валюте в страну происхождения инвестиций или в любую другую страну.
Таким образом, совершенно очевидно позитивное воздействие реструктуризации организационно-правовых форм современных предприятий на качество их хозяйствования и роль государства в организации этих процессов.
- Содержание
- Глава 1. Сущность финансов
- 1.1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах
- 1.2. Финансы в системе производственных отношений
- 1.3. Функции финансов
- 1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 2.1.Понятие и состав финансовых ресурсов
- 2.2. Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 2.3. Государственный бюджет
- 2.4. Амортизационный фонд
- 2.5. Ссудный фонд
- 2.6. Денежные доходы и сбережения населения
- 2.7. Страховой фонд
- Глава 3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями
- 3.1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
- 3.2. Финансы и цена
- 3.3. Финансы и заработная плата
- 3.4. Финансы и кредит
- Глава 4. Финансовая система государства
- 4.1. Общее понятие о финансовой системе
- 4.2. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика
- Глава 5. Финансовая политика государства
- 5.1. Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи
- 5.2. Составные части финансовой политики, их характеристика
- 5.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
- Глава 6. Управление финансами
- 6.1. Общее понятие об управлении финансами
- 6.2. Органы управления финансами, их задачи и функции
- 6.3. Совершенствование управления финансами
- Глава 7. Финансовое планирование и прогнозирование
- 7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 7.2. Современная система финансовых планов
- 7.3. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- Глава 8. Финансовый контроль
- 8.1. Содержание и значение финансового контроля
- 8.2. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика
- 8.3. Органы финансового контроля
- 8.4. Развитие аудиторского контроля
- Глава 9. Финансы предприятий реального сектора экономики
- 9.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
- 9.2. Содержание финансов предприятий
- 9.3. Функции финансов предприятий
- 9.4. Принципы организации финансов предприятий
- 9.5. Финансовый менеджмент и финансовый механизм предприятий
- 9.6. Финансовые ресурсы и капитал предприятий
- Глава 10. Финансы непроизводственной сферы
- 10.1. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
- 10.2. Финансовое обеспечение социальной сферы
- 10.3. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы
- Глава 11. Сущность и роль страхования в системе экономических отношений
- 11.1. Экономическая сущность страхования
- 11.2. Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 11.3. Организационно-правовые формы страховых компаний
- 11.4. Основные принципы организации финансов в страховании
- Глава 12. Социальная защита населения и социальное страхование
- 12.1. Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм
- 12.2. Социальное страхование
- 12.3. Медицинское страхование
- 12.4. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом
- Глава 13. Государственный бюджет
- 13.1. Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 13.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 13.3. Доходы и расходы бюджета
- 13.4. Бюджетный дефицит
- 13.5. Бюджетный процесс
- Глава 14. Налоги в системе финансовых отношений
- 14.1. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание
- 14.2. Налоговая система
- 14.3. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
- Глава 15. Государственный кредит
- 15.1. Экономическая сущность государственного кредита
- 15.2. Функции государственного кредита
- 15.3. Формы и инструменты государственного кредита
- 15.4. Государственный долг, его содержание и виды
- 15.5. Управление государственным долгом
- Глава 16. Современные формы финансового оздоровления экономики
- 16.1. Институт банкротства как инструмент
- 16.2. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования
- 16.3. Финансовый рынок и его значение в современных условиях
- Глава 17. Финансы в системе международных экономических отношений
- 17.1. Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики
- 17.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- Тема 8. Понятие аудиторского контроля. Виды аудита и его специфика.
- 8.1. Понятие аудиторской деятельности. Аудиторские услуги.
- 8.2.Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений.