15.3. Формы и инструменты государственного кредита
Государственный кредит может быть внутренним, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.
♦ В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кредит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств. В Российской Федерации внутренний государственный кредит выступает в формах государственных займов путем эмиссии ценных бумаг, кредитов Центрального банка или коммерческих банков и корпораций. В обоих государствах право привлекать заемные средства юридических и физических лиц от лица правительства принадлежит Министерству финансов.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюджета и финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Государственные ценные бумаги представляют собой долговые обязательства государства. Они формируют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг — и являются эффективным инструментом макроэкономического регулирования.
Важнейшая задача фондового рынка — обслуживание государственного долга. Уровень доходности, сложившийся на рынке государственных ценных бумаг, является точкой отсчета, относительно которой оценивается целесообразность операций с другими финансовыми инструментами. Поскольку негосударственные ценные бумаги являются менее надежными инструментами, то операции с ними должны обеспечивать большую доходность по сравнению с операциями на рынке государственных ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг позволяет также регулировать движение финансовых (денежных) потоков. Выкупая или предлагая к продаже государственные ценные бумаги, государственные институты имеют возможность освобождать или связывать дополнительные инвестиционные ресурсы и изменять направление размещения временно свободных денежных ресурсов. Государственные займы в форме эмиссии ценных бумаг являются источником безэмиссионного финансирования бюджета, что важно для стабилизации экономики.
В современных условиях тенденции на рынке государственных ценных бумаг служат индикаторами рыночной конъюнктуры для отечественных субъектов финансового рынка и иностранных инвесторов.
В развитых странах нормальное соотношение объемов сделок на рынках государственных и корпоративных ценных бумаг составляет примерно 0,9 : 1. Значительное превышение этого соотношения в пользу государственных ценных бумаг может привести к финансовому кризису, как это случилось в России в августе 1998 г.
Основными видами государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации с купонным доходом; облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте; облигации государственного выигрышного валютного займа; векселя Правительства Республики Беларусь. В России это различные государственные облигации (в период с 1994 по 1996 г. имели хождение также казначейские
обязательства).
Облигация — наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг. Она удостоверяет предоставление ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и подтверждает обязательство эмитента возместить в предусмотренный срок номинальную стоимость ценной бумаги с уплатой дохода (процентов). Допускается выплата процентов в течение всего срока пользования заемными средствами, а по его истечении — возврат основной суммы долга. По условиям займа возможны иные способы выплаты дохода.
Средства, поступающие от продажи государственных облигаций, направляются на пополнение бюджета или выполнение иных государственных задач.
Государственные внутренние займы классифицируются по ряду признаков:
субъектам-эмитентам (например, выпускаемые правительством страны или местными органами управления);
месту размещения — внутренние и внешние займы;
признаку держателей ценных бумаг — займы, реализуемые только среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные, т.е. размещаемые среди физических и юридических лиц (например, в Республике Беларусь государственные краткосрочные облигации и долгосрочные облигации с купонным доходом размещаются среди юридических лиц, в том числе коммерческих банков; валютные облигации на предъявителя — среди физических лиц, а первый выпуск облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте, — в ЗАО «Белингосстрах»);
• форме обращения на рынке — рыночные и нерыночные займы, специальные выпуски. Рыночные займы свободно продаются и покупаются и являются основными в финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они целенаправленно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов (например, на Западе нерыночные государственные облигации выпускаются для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов). Держатели облигаций нерыночных займов имеют некоторые привилегии — право досрочного предъявления к оплате (хотя и с потерей в процентах), возможность погашать облигациями налоговые платежи;
срокам действия — займы краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования в периоды временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях правительством страны выпускаются векселя. Их срок значительно различается по странам: от 60 дней в Японии до 4, 6,12 месяцев в Италии. Исключением является Германия, где векселя могут выпускаться на среднесрочный период — до 2 лет. Как правило, для привлечения средств на средне- и долгосрочный период выпускаются облигации;
форме выплаты доходов — займы процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным доходом. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала (дисконтом), а выкупаются по номиналу. Такие облигации могут называться облигациями с нулевым купоном;
форме стоимости — товарные и денежные займы. В современных условиях используются денежные займы, однако в истории Беларуси был переходный период от капитализма к социализму, когда применялись и товарные займы — хлебный, сахарный;
оформлению — облигационные и безоблигационные займы;
методам размещения — займы добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу соответствует свой способ реализации. В СССР до 1958 г. широко использовались займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа. Формально они являлись добровольными, но население подписывалось на них под давлением со стороны органов власти, что по сути делало их обязательными. Необходимость в принудительных займах возникает в случае войн, революций, других чрезвычайных обстоятельств. Одна из форм принудительных займов — замораживание вкладов на счетах в банке.
Важное значение для успешного проведения государственно-кредитных операций имеет вопрос о курсе займа.
Курсом займа называется цена облигации займа, выраженная в процентах к номиналу. Курсы могут быть трех типов: альпари (цена совпадает с номиналом), ажио (цена выше номинала) и дизажио (цена ниже номинала).
Правительство страны заключает договор об условиях выпуска займа с банком, группой банков, биржей, министерством финансов или другими финансовыми институтами.
Условия включают сумму займа, срок, условия погашения, уровень доходности, эмиссионный курс.
Эмиссионным называется курс займа в момент его выхода, при первичном размещении. Он, как правило, ниже номинала, что объясняется покрытием затрат по первичному размещению займа и привлечением кредиторов.
Сделки купли-продажи государственных облигаций на вторичном рынке осуществляются по реальному (биржевому) курсу, который зависит от уровня доходности займа и банковского процента. Облигации государственных займов погашаются за счет доходов бюджета, а процентные платежи по ним производятся за счет расходной части бюджета.
Формой внутреннего государственного кредита является выдача кредитов центральным банком правительству страны и местным органам власти (в Беларуси — Национальным банком). Мощным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. В большинстве стран сберегательные банки (кассы) имеют особый статус. Государство гарантирует сохранность вкладов в таких банках и, в свою очередь, использует остатки средств на счетах в своих целях. В Беларуси Сбербанк является коммерческим, т.е. может совершать различные банковские, в том числе ссудные, операции. Но в то же время признается его особый статус, обусловленный гарантиями государства на вклады граждан.
При такой форме внутреннего государственного кредита, как кредиты коммерческих банков и других юридических лиц возможны безоблигационные займы и оформление заимствования средств государством векселями правительства, заключением договоров с кредиторами.
♦ Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности.
Получателями внешних займов в Беларуси являются Правительство Республики Беларусь и местные органы власти, в России — федеральное правительство, правительства субъектов федерации и местные органы власти. Кредиторами во внешнем государственном кредите выступают правительства и юридические лица иностранных государств, международные финансовые организации, а также частные лица-нерезиденты.
Иностранные заимствования позволяют странам превышать в процессе инвестирования и потребления пределы, определяемые текущим внутренним производством, и финансировать капитальные вложения за счет внутренних сбережений и сбережений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста.
Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций.
- Содержание
- Глава 1. Сущность финансов
- 1.1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах
- 1.2. Финансы в системе производственных отношений
- 1.3. Функции финансов
- 1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 2.1.Понятие и состав финансовых ресурсов
- 2.2. Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 2.3. Государственный бюджет
- 2.4. Амортизационный фонд
- 2.5. Ссудный фонд
- 2.6. Денежные доходы и сбережения населения
- 2.7. Страховой фонд
- Глава 3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями
- 3.1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
- 3.2. Финансы и цена
- 3.3. Финансы и заработная плата
- 3.4. Финансы и кредит
- Глава 4. Финансовая система государства
- 4.1. Общее понятие о финансовой системе
- 4.2. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика
- Глава 5. Финансовая политика государства
- 5.1. Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи
- 5.2. Составные части финансовой политики, их характеристика
- 5.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
- Глава 6. Управление финансами
- 6.1. Общее понятие об управлении финансами
- 6.2. Органы управления финансами, их задачи и функции
- 6.3. Совершенствование управления финансами
- Глава 7. Финансовое планирование и прогнозирование
- 7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 7.2. Современная система финансовых планов
- 7.3. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- Глава 8. Финансовый контроль
- 8.1. Содержание и значение финансового контроля
- 8.2. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика
- 8.3. Органы финансового контроля
- 8.4. Развитие аудиторского контроля
- Глава 9. Финансы предприятий реального сектора экономики
- 9.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
- 9.2. Содержание финансов предприятий
- 9.3. Функции финансов предприятий
- 9.4. Принципы организации финансов предприятий
- 9.5. Финансовый менеджмент и финансовый механизм предприятий
- 9.6. Финансовые ресурсы и капитал предприятий
- Глава 10. Финансы непроизводственной сферы
- 10.1. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
- 10.2. Финансовое обеспечение социальной сферы
- 10.3. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы
- Глава 11. Сущность и роль страхования в системе экономических отношений
- 11.1. Экономическая сущность страхования
- 11.2. Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 11.3. Организационно-правовые формы страховых компаний
- 11.4. Основные принципы организации финансов в страховании
- Глава 12. Социальная защита населения и социальное страхование
- 12.1. Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм
- 12.2. Социальное страхование
- 12.3. Медицинское страхование
- 12.4. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом
- Глава 13. Государственный бюджет
- 13.1. Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 13.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 13.3. Доходы и расходы бюджета
- 13.4. Бюджетный дефицит
- 13.5. Бюджетный процесс
- Глава 14. Налоги в системе финансовых отношений
- 14.1. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание
- 14.2. Налоговая система
- 14.3. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
- Глава 15. Государственный кредит
- 15.1. Экономическая сущность государственного кредита
- 15.2. Функции государственного кредита
- 15.3. Формы и инструменты государственного кредита
- 15.4. Государственный долг, его содержание и виды
- 15.5. Управление государственным долгом
- Глава 16. Современные формы финансового оздоровления экономики
- 16.1. Институт банкротства как инструмент
- 16.2. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования
- 16.3. Финансовый рынок и его значение в современных условиях
- Глава 17. Финансы в системе международных экономических отношений
- 17.1. Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики
- 17.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- Тема 8. Понятие аудиторского контроля. Виды аудита и его специфика.
- 8.1. Понятие аудиторской деятельности. Аудиторские услуги.
- 8.2.Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений.