logo
Теория финансов-лекции

4.2. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика

Сложность и многогранность финансовых отношений обус­ловливает необходимость классификации их по сферам функ­ционирования, а последние — по звеньям (рис. 4.1). Исходя из специфики финансовых отношений их можно подразделить на две крупные сферы:

  1. финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций разных форм собственности, или децентрализованные финансы (далее мы в ряде случаев будем именовать их как «финансы предприятий» или «финансы хозяйствующих субъектов»);

  2. финансы государственные (общегосударственные), или централизованные финансы.

Определяющим признаком здесь служит наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких круп­ных, глобальных субъектов в любом государстве два — хозяй­ствующие субъекты (предприятия, фирмы, объединения, ком­пании и т.п.) и государство.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включа­ют денежные отношения, которые возникают между: а) пред­приятиями (это главным образом плата за продукцию и услу­ги); б) предприятиями и вышестоящими организациями (обра­зование централизованных фондов министерств и ведомств); в) предприятиями и входящими в них структурными подразде­лениями; г) предприятиями и государственным бюджетом (пла­тежи в бюджет, финансирование из бюджета); д) предприятия­ми и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Финансы хозяйствующих субъектов — исходная сфера фи­нансовой системы страны, основа общегосударственных финан­сов, поскольку именно на предприятиях в процессе производ­ства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. От состояния дан­ного участка финансовой системы во многом зависит финансо­вое положение страны в целом.

Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) состоят из двух подсфер: финансов предприятий ма­териального производства и финансов учреждений и организа­ций непроизводственной сферы.

Решающую роль в национальной экономике государства за­нимают финансы предприятий материального производ­ства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере соз­дается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предпри­ятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, формиро­вание и использование денежных фондов, каждая подсфера фи­нансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Как показано на рис. 4.2, по отраслевой направленности финан­сы предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям:

В непроизводственной подсфере различают следующие финансовые звенья (рис. 4.3):

В зависимости от формы собственности в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприя­тий, учреждений и организаций, основанных на государствен­ной и на частной собственности.

В настоящее время в Российской Федерации доминирующее место (около 80 %) занимают финансы предприятий негосудар­ственной формы собственности, в то время как в Республике Бе­ларусь преобладают финансы предприятий государственной формы собственности (около 65 %). Такое различие объясняет­ся разными темпами разгосударствления и приватизации в двух государствах. В перспективе, по мере дальнейшего развития при­ватизации и разгосударствления, ожидается, что и в Беларуси главенствующее место займут финансы второй подгруппы.

С учетом организационно-правовых обстоятельств, преду­смотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, фи­нансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

В зависимости от размера предприятий различают финансы крупных и малых предприятий. К малым относятся вновь соз­даваемые предприятия с ограниченной численностью работни­ков. Они дифференцируются по отраслям: в промышленно­сти — до 200 человек, в науке и научном обслуживании — до 100, в строительстве, общественном питании, бытовом обслу­живании — до 50, в отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.

Государственная собственность подразделяется на республи­канскую (собственность Республики Беларусь) и коммуналь­ную (собственность административно-территориальных единиц). С учетом этого различают соответственно финансы предприя­тий республиканской собственности и финансы предприятий коммунальной собственности.

В условиях дальнейшего развития рыночных отношений все предприятия материального производства и небольшая часть организаций непроизводственной сферы осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета. Он пред­ставляет собой такой метод хозяйствования, который предпо­лагает обязательное получение прибыли, достаточной для осу­ществления простого и расширенного воспроизводства.

До недавнего времени подавляющая часть организаций не­производственной сферы осуществляла некоммерческую дея­тельность, т.е. такую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли. Однако в последние годы многие учрежде­ния непроизводственной сферы стали оказывать платные услу­ги и у них появились некоторые элементы коммерческой дея­тельности. В связи с этим финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы можно подразделить на три группы:

  1. финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (организации бытового обслуживания; коммерческие банки; вузы; страховые организации и др.);

  2. финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные вузы, осуществляющие подготовку сверхпланового контингента студентов на платной основе; медицинские учреждения и др.);

  3. финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и др.).

Общегосударственные (централизованные) финансы мож­но определить как систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денеж­ных средств и использованием их на общегосударственные пот­ребности.

Государственный бюджет является одним из ведущих звеньев общегосударственной финансовой системы. С его по­мощью правительство концентрирует в своих руках значитель­ную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюд­жета являются налоги с юридических и физических лиц.

В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их коли­чественные параметры. Наибольшая часть бюджета использу­ется на финансирование отраслей народного хозяйства и соци­ально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удель­ный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечение обороны страны.

По размерам доходной и расходной частей государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяют его сбалансированности, добиваясь, чтобы расходы не превышали доходы. Если расходная часть превысит доходную, то образуется бюджетный дефицит — признак финансовых за­труднений в стране.

Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. В последние годы он все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения ин­фляции, оказания социальной поддержки отдельным слоям на­селения, развития рыночных отношений. Так, в частности, средства государственного бюджета участвуют в развитии и ук­реплении предпринимательских структур, приватизации госу­дарственной собственности, развитии внешнеэкономической деятельности предприятий.

Необходимо иметь в виду, что государственный бюджет Рес­публики Беларусь включает бюджеты отдельных областей и бюджет Минска, в совокупности это консолидированный бюд­жет страны.

Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства пра­вительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет.

Широкое использование наряду с государственным бюдже­том средств внебюджетных фондов обусловлено рядом причин, прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Формиро­вание внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнитель­ные финансовые ресурсы, которые затем используются на от­дельные мероприятия. По экономическому содержанию дан­ные фонды представляют собой форму перераспределения и ис­пользования финансовых ресурсов. Они имеют строго целевое назначение, включая:

  1. мобилизацию средств для пенсионного обеспечения;

  2. финансирование мероприятий, связанных с проблемами занятости населения;

  3. материальное обеспечение обязательного медицинского страхования;

  4. поддержку развития приоритетных отраслей экономики и т.д.

Мобилизация и использование средств указанных фондов осуществляются в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено госу­дарственных финансов. Формирование фондов производится за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основ­ные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавлива­ются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и отличаются определенной самостоя­тельностью. Число внебюджетных фондов в каждой стране оп­ределяет правительство. Например, в России действует более 30 фондов. В Республике Беларусь до 1998 г. их перечень также составлял не один десяток, что усложняло контроль за расходо­ванием. Руководство страны упразднило ряд фондов (напри­мер, фонд социальной защиты молодежи), а некоторые респуб­ликанские внебюджетные фонды включило в состав республи­канского государственного бюджета (фонды поддержки про­изводителей сельскохозяйственной продукции, содействия за­нятости, дорожный, фонд охраны природы, энергосбереже­ния). В 2004 г. в состав бюджета был включен и Фонд социаль­ной защиты населения (самый крупный из внебюджетных фондов). Перечисленные выше фонды именуются теперь рес­публиканскими целевыми бюджетными фондами.

Согласно законодательству, областные и Минский город­ской Совет депутатов формируют местные целевые бюджет­ные фонды (в частности, местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды). Из республиканских внебюджет­ных фондов к 2004 г. остались лишь инновационные, формиру­емые республиканскими и некоторыми другими органами уп­равления.

Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодатель­ством.

Среди звеньев общегосударственных финансов особую роль выполняет государственный кредит, посредством которого осуществляется накопление дополнительных финансовых ре­сурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность де­нежных отношений, возникающих между государством как за­емщиком (или займодателем) денежных средств и физически­ми (юридическими) лицами, а также иностранными прави­тельствами в процессе формирования и использования обще­республиканского фонда денежных средств.

Объективная необходимость существования государствен­ного кредита кроется в постоянной нехватке средств государ­ственного бюджета на удовлетворение потребностей общества и в наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внеш­ним. Внутренним называется государственный кредит, разме­щаемый внутри страны, а внешним — размещаемый в других странах.

В Российской Федерации и в Республике Беларусь преиму­щественное развитие получил внутренний государственный кредит. Однако постоянная нехватка в последние годы внутрен­них финансовых ресурсов побуждает правительства обеих стран все шире привлекать внешний, т.е. международный, государ­ственный кредит.

Необходимо отметить, что авторы ряда учебных пособий по финансам выделяют в составе общегосударственных финансов еще одно звено — фонды страхования, или государственное, имущественное, личное и другие виды страхования. Безуслов­но, финансовые отношения, связанные с личным, имуществен­ным и другими видами страхования, являются очень важным сектором в общей совокупности финансовых отношений госу­дарства. Но выделять их в самостоятельное звено общегосудар­ственных финансов нет экономических оснований. Страховые организации (государственные и негосударственные), форми­рующие фонды страхования, функционируют на тех же прин­ципах, что и другие коммерческие организации, «преследую­щие извлечение прибыли в качестве основной цели своей дея­тельности». Именно по этой причине страховые организации не выделяются в Гражданском кодексе Республики Беларусь как самостоятельная сфера или звено субъектов хозяйствова­ния. Их следует включать в состав коммерческих организаций.

В последние годы отдельные экономисты относят к общего­сударственным финансам и такое звено, как фондовый рынок, который объединяет рынки межбанковских кредитов, ценных бумаг и рынок валюты. Все денежные операции в перечислен­ных секторах фондового рынка выполняют соответствующие финансовые посредники (кредитные организации, биржи и другие финансовые институты), которые принадлежат к ком­мерческим организациям. Следовательно, выделять дополни­тельное звено — фондовый рынок — в составе общегосудар­ственных финансов нет необходимости.

Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий, с которыми у них единый источник — создавае­мый в народном хозяйстве национальный доход. Связь между этими двумя сферами финансовой системы проявляется, в част­ности, при формировании и распределении финансовых ресур­сов. Мобилизованные посредством финансов финансовые ре­сурсы направляются в значительной части на развитие пред­приятий материального производства (промышленности, стро­ительства, сельского хозяйства и др.). Таким образом проявля­ется единство финансовой системы.

♦ Третьей (дополнительной) сферой финансовой системы является финансовый аппарат, в который включаются такие республиканские органы управления финансами, как Минис­терство финансов, Министерство по налогам и сборам, Тамо­женный комитет, Комитет по ценным бумагам, Фонд социаль­ной защиты населения, финансовые управления (отделы) от­раслевых министерств и др. Именно этот аппарат непосред­ственно участвует в финансовой деятельности всех предприя­тий, учреждений и организаций, создает условия, необходимые для нормального течения финансовых процессов в народном хозяйстве страны. Особенность финансового аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата и его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако данная сфера оказывает непосредственное влияние на финансо­вые отношения, организуя их таким образом, чтобы эффектив­ное воздействие оказывалось на все стороны деятельности на­родного хозяйства.

В других странах СНГ состав финансовой системы и ее функ­ции в основном те же, что в Российской Федерации и Республи­ке Беларусь. Вместе с тем, в отдельных странах СНГ имеются некоторые отличия в формах и методах организации финансо­вых отношений, в частности, в построении налоговых взаимо­отношений предприятий с государственным бюджетом, форми­ровании и использовании внебюджетных фондов и т.д. Однако с развитием экономической интеграции между отдельными республиками бывшего СССР указанные различия будут в оп­ределенной мере нивелироваться.