logo
Теория финансов-лекции

15.5. Управление государственным долгом

Серьезность проблем, связанных с осуществлением государ­ственно-кредитных операций, требует внимания к управлению государственным долгом.

Управление внутренним государственным долгом преду­сматривает мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, из­менению условий ранее выпущенных займов. Для внешне­го государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов.

В Республике Беларусь управление государственным дол­гом осуществляет по поручению Правительства Республики Беларусь Министерство финансов страны.

Успех управления зависит от соблюдения ряда принципов, как то:

В управлении государственным долгом любой страны важ­ное значение имеет принцип безусловности. Однако по разным экономическим причинам он может нарушаться.

Наиболее часто старые займы покрываются путем выпуска новых займов, т.е. путем рефинансирования государственного долга. При этом используются такие методы, как новация, уни­фикация. Изменение условий займов осуществляется с помо­щью методов конверсии и консолидации.

Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обяза­тельством.

Унификация (обмен облигаций по регрессивному соотноше­нию) — объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Этот метод предпочтителен в условиях выхода из экономичес­кого кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погаше­ние раннее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.

Конверсия — это изменение первоначальных условий займа (чаще доходности). Как правило, государство снижает доход­ность займов для кредиторов.

Консолидация — изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения. Консолидация может совме­щаться с конверсией.

Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономичес­кого эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов должна направляться на погашение и выплату процен­тов по старым займам. При отсрочке не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Этим отсрочка по­гашения отличается от консолидации займов, при которой вла­дельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.

Аннулирование государственного долга — отказ государ­ства от обязательств по выпущенным займам. Это крайняя ме­ра, чаще всего применяемая в странах, где произошла смена по­литической власти. Однако следует помнить, что внешние дол­ги государства не списываются. Примером тому — долги цар­ской России, которые через много лет пришлось оплачивать правительству новой России.

Рефинансирование активно используется в операциях по об­служиванию внешнего государственного долга при условии экономической и политической стабильности страны — заем­щика средств. Поэтому важно обеспечить и в дальнейшем под­держивать высокую финансовую репутацию страны. В настоя­щее время репутация заемщиков на мировом финансовом рын­ке выражается в рейтингах, присваиваемых странам специаль­ными агентствами в соответствии с международными правила­ми рейтингования.

Поскольку по достижении определенного соотношения пла­тежей по обслуживанию государственного долга и ВВП иссяка­ет возможность для дальнейшего экономического роста, то главной задачей государства в управлении долгом является ог­раничение последнего. В бюджетно-налоговой политике Рес­публики Беларусь с этой целью предусматриваются мероприя­тия по увеличению налоговых поступлений, сокращению рас­ходов бюджета на поддержку слабых предприятий, оптими­зации распределения бюджетных средств между отраслями и статьями расходов.

В Беларуси платежи по погашению и обслуживанию внеш­него государственного долга отвечают требованиям защищен­ности и первоочередности по отношению к другим статьям расходов при исполнении республиканского бюджета. Кредиты международных финансовых организаций предоставляются республике в основном на развитие экономических реформ и используются на поддержание курса валют, создание объектов социальной сферы. Под государственные гарантии выдаются кредиты на реализацию инвестиционных проектов. По услови­ям расчетов к ним приравниваются кредиты, которые предо­ставлялись Республике Беларусь, но были переуступлены внут­ренним заемщикам, и те должны самостоятельно рассчиты­ваться по кредитам за счет собственных средств.

Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фураж­ного зерна, нефти и газа, реконструкцию предприятий хими­ческой, нефтеперерабатывающей, металлургической, легкой и пищевой промышленности.

Для оценки долгового бремени того или иного государства в международной практике используются различные методы. На­пример, Всемирный банк определяет уровень кредитоспособ­ности страны через систему показателей, а именно отношение:

Под приведенной стоимостью платежей по внешнему долгу понимается сумма всех платежей по погашению и обслужива­нию иностранных кредитов, включая платежи по погашению основного долга и уплате процентов, с поправкой на коэффици­ент дисконтирования. Последний определяется с учетом альтер­нативных способов использования предоставляемых кредитов.

Если отношение приведенной стоимости платежей по внеш­нему долгу к ВВП составляет более 80 %, экспорту товаров и ус­луг — 220 % и более, то задолженность считается чрезмерной. Умеренной считается задолженность, если первый показатель находится в пределах 18—80 %, а второй — 132—220 %. По расчетам Всемирного банка, в Республике Беларусь значения указанных показателей намного ниже приведенных критериев, что позволяет признать ее страной с низкой задолженностью.

В Республике Беларусь при управлении государственным долгом также используются не требующие специальных расче­тов показатели — отношение внешнего долга к ВВП (критический уровень 50 %) и отношение годовых платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг (критический уровень 25 %).

Однако данные широко распространенные показатели кре­дитоспособности не учитывают все особенности страны, по­этому следует принимать во внимание такой показатель, как чистые трансферты (разность между суммой привлеченных иностранных кредитов и платежами по их погашению). Так, в Республике Беларусь до 1998 г. чистые трансферты по внешне­му государственному долгу имели положительное значение, но с 1998 г. наблюдалось отрицательное сальдо.

Учитывая «товарный» характер иностранных кредитов, Рес­публика Беларусь для погашения государственного долга (внеш­него и внутреннего) должна использовать внутренние источни­ки средств. Это создает дополнительную нагрузку на бюджет страны и отрицательно сказывается на платежном балансе. В це­лях снижения финансового напряжения Правительство Рес­публики Беларусь проводит работу по реструктуризации внеш­ней и внутренней задолженности государства.