8.4. Развитие аудиторского контроля
Для нормального функционирования рыночной экономики необходима достоверная информация о деятельности предприятий. Она помогает владельцу определять стратегию развития своего предприятия и способы повышения эффективности его деятельности; государственным органам — контролировать соблюдение требований законодательных актов по вопросам налогообложения; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям — оценивать платежеспособность предприятия, вероятность возврата кредитов и определять страховой риск. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы, а также предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с контролируемым предприятием.
В связи с указанными обстоятельствами во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой в государственные органы и публикуемой в печати финансовой отчетностью. Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе не сложилось однозначного понятия аудита. Одни авторы считают, что термин «аудит» происходит от латинского слова audio, означающего «я слышу», другие утверждают, что «аудит» в переводе с английского языка означает «подсказчик».
Международные нормативы аудита определяют его как независимую проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации по объекту, если такая проверка производится с целью выражения дальнейшего мнения. При этом не играет роли, приносит объект прибыль или нет, каковы его размер и форма организации.
История аудита берет начало в Шотландии, где в 1853 г. был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов. Однако упоминания об этом явлении можно встретить в источниках более раннего периода. Так, еще в XIV в. учетные книги фигурировали в качестве вещественного доказательства в суде. В XVI в. во многих странах действовал правовой контроль учетных книг, а в Англии аудиторами называли людей, занимавшихся проверкой учетных записей.
Родиной аудита принято считать Великобританию. Уже в 1844 г. здесь был принят пакет законов, предписывавших акционерным компаниям поручать проверку бухгалтерских книг и счетов компаний независимым бухгалтерам. Последние обязывались отчитываться о результатах проверок перед акционерами.
♦ В США в 1887 г. появилась Ассоциация аудиторов, а в 1896 г. в штате Нью-Йорк аудиторская деятельность была регламентирована законодательным путем. Отныне на должность аудитора мог претендовать только дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности и получивший лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.
На территории Российского государства предпринимались три попытки организовать независимый финансовый контроль: в 1891 г. (институт присяжных счетоводов), 1907 г. (институт бухгалтеров) и 1924 г. (институт государственных бухгалтеров-экспертов). Однако все они оказались безуспешными, не получив одобрения ни государства, ни общества.
Появление первых аудиторских организаций в СССР относится к 1987 г. и совпадает с выходом постановлений о создании на территории государства совместных предприятий, согласно которым проверка финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности новых предприятий должна была осуществляться за определенную плату хозрасчетными аудиторскими организациями.
В Беларуси развитие аудита началось в 1990 г., когда появились хозрасчетные независимые аудиторские организации Минскаудит, Белэкоаудит и др. В 1991 г. Совет Министров Республики Беларусь постановлением «О контрольно-ревизионной службе» от 30.09.1991 г. № 367 признал целесообразным создание в республике аудиторской службы в целях усиления действенности финансового контроля за соблюдением режима экономии, сохранности денежных средств и материальных ценностей, пресечения злоупотреблений и преступлений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Этим же документом было утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь, заложившее основу ее нормативной базы. Большую роль в становлении отечественного аудита сыграл Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (1994 г.). Он определил основы осуществления аудита на территории страны, установил правила и порядок его проведения, регулирования отношений, возникающих, с одной стороны, между предприятиями, учреждениями и организациями, ведущими самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность (независимо от форм собственности и видов этой деятельности), и аудиторами и аудиторскими организациями — с другой.
В конце 2002 г. в этот закон были внесены некоторые изменения. В новой редакции уточнено понятие аудита. По своей сущности аудиторская деятельность (аудит) — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости — и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
В сфере аудиторской деятельности функционируют:
а) аудиторы — индивидуальные предприниматели, физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также квалификационный аттестат аудитора;
б) аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трех аудиторов.
Аудиторы и аудиторские организации выполняют два вида работ:
1) проводят аудит:
• достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;
целевого использования кредитов и инвестиций;
финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);
финансового состояния эмитента ценных бумаг;
иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных законодательством;
2) оказывают сопутствующие аудиту услуги:
по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
документальному подтверждению факта формирования уставного фонда;
постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского учета;
составлению деклараций о доходах и имуществе;
анализу финансовой и хозяйственной деятельности;
консультированию по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения;
автоматизации бухгалтерского учета, внедрению информационных технологий и др.
Следует заметить, что сопутствующие аудиту услуги могут оказываться независимо от проведения аудита.
Аудит подразделяется на внешний и внутренний. Внешний аудит является независимой формой аудита, осуществляемой независимыми аудиторами и аудиторскими организациями. Внутренний аудит — это ведомственная или внутренняя форма контроля субъекта хозяйствования, он проводится по желанию и на условиях субъекта хозяйствования и подконтролен ему.
Различают еще обязательный аудит — разновидность внешнего аудита организации или индивидуального предпринимателя, проведение которого установлено законодательными актами.
Право на осуществление аудиторской деятельности приобретается с лицензией, выдаваемой Министерством финансов Республики Беларусь. Для проведения внешнего аудита банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требуется дополнительная лицензия на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, выдаваемая Национальным банком Республики Беларусь, а для проведения внешнего аудита страховых (перестраховочных) организаций — соответствующая дополнительная лицензия от Министерства финансов Республики Беларусь.
Аудиторским организациям и аудиторам — индивидуальным предпринимателям запрещено заниматься другими видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской и оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности.
Взаимоотношения между аудиторскими организациями (аудиторами) и заказчиками регулируются договорами оказания аудиторских услуг, составляемыми в простой письменной форме и включающими следующие существенные условия: предмет договора, сроки выполнения аудиторских услуг и их стоимость, права, обязанности сторон и их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, и др.
По результатам проверок аудиторские организации (аудиторы) составляют заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии совершенных ими финансовых (хозяйственных) операций законодательству. Форма аудиторского заключения устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.
Согласно законодательству все вопросы, связанные с дальнейшим совершенствованием аудиторской деятельности, повышением эффективности финансового контроля, лицензированием аудиторской деятельности, разработкой методологии аудита, порядком осуществления аудиторской деятельности, а также ведением государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций, находятся в ведении Министерства финансов страны, а конкретно — Главного управления аудита при данном министерстве.
Аудит не подменяет собой государственный контроль финансовой и хозяйственной деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем необходимо отметить, что аудиторский контроль имеет отличия от финансового контроля, осуществляемого государственными контролирующими органами, которые проявляются в следующем:
аудиторская деятельность, как правило, гарантирует конфиденциальность и сохранность коммерческой тайны. Ревизии, осуществляемые государственными органами контроля, являются гласными, их результаты доводятся до сведения руководителей проверяемых и вышестоящих организаций;
услуги, оказываемые аудиторскими организациями (аудиторами), являются платными для проверяемых организаций, ревизии же государственных органов контроля оплачиваются вышестоящим органом или государством;
при аудиторских проверках взаимоотношения между аудиторскими организациями (аудиторами) и предприятиями строятся на добровольной, договорной основе. Цель таких проверок — повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций. При ревизиях, осуществляемых государственными органами контроля, взаимоотношения между сторонами носят административный, обязательный характер. Цель ревизий — проверить соблюдение предприятиями соответствующих законов и нормативных актов, а при выявлении нарушений — применить к нарушителям меры административного или даже уголовного воздействия.
Развитие рыночных отношений в стране сопряжено с ростом финансовых рисков, повышением конкуренции между субъектами хозяйствования, поэтому спрос на аудиторские услуги в ближайшие годы значительно возрастет. Это потребует повышения квалификации действующих аудиторов, подготовки новых кадров аудиторской службы, а также совершенствования правовых норм в сфере аудита.
- Содержание
- Глава 1. Сущность финансов
- 1.1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах
- 1.2. Финансы в системе производственных отношений
- 1.3. Функции финансов
- 1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 2.1.Понятие и состав финансовых ресурсов
- 2.2. Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 2.3. Государственный бюджет
- 2.4. Амортизационный фонд
- 2.5. Ссудный фонд
- 2.6. Денежные доходы и сбережения населения
- 2.7. Страховой фонд
- Глава 3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями
- 3.1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
- 3.2. Финансы и цена
- 3.3. Финансы и заработная плата
- 3.4. Финансы и кредит
- Глава 4. Финансовая система государства
- 4.1. Общее понятие о финансовой системе
- 4.2. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика
- Глава 5. Финансовая политика государства
- 5.1. Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи
- 5.2. Составные части финансовой политики, их характеристика
- 5.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
- Глава 6. Управление финансами
- 6.1. Общее понятие об управлении финансами
- 6.2. Органы управления финансами, их задачи и функции
- 6.3. Совершенствование управления финансами
- Глава 7. Финансовое планирование и прогнозирование
- 7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 7.2. Современная система финансовых планов
- 7.3. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- Глава 8. Финансовый контроль
- 8.1. Содержание и значение финансового контроля
- 8.2. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика
- 8.3. Органы финансового контроля
- 8.4. Развитие аудиторского контроля
- Глава 9. Финансы предприятий реального сектора экономики
- 9.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
- 9.2. Содержание финансов предприятий
- 9.3. Функции финансов предприятий
- 9.4. Принципы организации финансов предприятий
- 9.5. Финансовый менеджмент и финансовый механизм предприятий
- 9.6. Финансовые ресурсы и капитал предприятий
- Глава 10. Финансы непроизводственной сферы
- 10.1. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
- 10.2. Финансовое обеспечение социальной сферы
- 10.3. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы
- Глава 11. Сущность и роль страхования в системе экономических отношений
- 11.1. Экономическая сущность страхования
- 11.2. Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 11.3. Организационно-правовые формы страховых компаний
- 11.4. Основные принципы организации финансов в страховании
- Глава 12. Социальная защита населения и социальное страхование
- 12.1. Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм
- 12.2. Социальное страхование
- 12.3. Медицинское страхование
- 12.4. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом
- Глава 13. Государственный бюджет
- 13.1. Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 13.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 13.3. Доходы и расходы бюджета
- 13.4. Бюджетный дефицит
- 13.5. Бюджетный процесс
- Глава 14. Налоги в системе финансовых отношений
- 14.1. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание
- 14.2. Налоговая система
- 14.3. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
- Глава 15. Государственный кредит
- 15.1. Экономическая сущность государственного кредита
- 15.2. Функции государственного кредита
- 15.3. Формы и инструменты государственного кредита
- 15.4. Государственный долг, его содержание и виды
- 15.5. Управление государственным долгом
- Глава 16. Современные формы финансового оздоровления экономики
- 16.1. Институт банкротства как инструмент
- 16.2. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования
- 16.3. Финансовый рынок и его значение в современных условиях
- Глава 17. Финансы в системе международных экономических отношений
- 17.1. Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики
- 17.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- Тема 8. Понятие аудиторского контроля. Виды аудита и его специфика.
- 8.1. Понятие аудиторской деятельности. Аудиторские услуги.
- 8.2.Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений.