logo
Теория финансов-лекции

7.2. Современная система финансовых планов

Результатом финансового планирования являются различ­ные финансовые планы — от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса страны.

Планы, в том числе и финансовые, различаются по ряду па­раметров.

По степени принуждения к исполнению: обязательные, директивные планы и индикативные, т.е. «советующие», близ­кие к прогнозам.

По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (перспективные) планы.

По способу разработки и исполнения: твердые планы (дей­ствительны на данный период и пересматриваются лишь в слу­чае, если в процессе их выполнения становится очевидно, что достижение поставленных целей невозможно) и скользящие (ежегодно уточняются с продлением на год периода, охватывае­мого прогнозом. Например, план на 2000—2005 гг. через год станет планом на 2001—2006 гг. и т.д.).

По географической зоне применения: на общенациональ­ном уровне и ниже существуют планы государственные, нацио­нальные, региональные, отраслевые и планы предприятий. На уровне выше общенационального действуют наднациональные планы государств, входящих в различные союзы. Они являют­ся индикативными и охватывают некоторые стратегические по­казатели (инвестиции, цены, производство, занятость, внеш­няя торговля).

Внутри страны финансовые планы имеются у всех звеньев финансовой системы. Форма финансового плана, состав его по­казателей отражают специфику соответствующего подразделе­ния (звена) финансовой системы. Так, например, органы госу­дарственной власти формируют бюджеты разных уровней. Для предприятий, работающих на коммерческих началах, основной финансовый план составляется в форме расчетного баланса до­ходов и расходов. Учреждения и организации, осуществляю­щие некоммерческую деятельность, составляют сметы, а стра­ховые компании, общественные объединения, кооперативные организации и банки — финансовые планы (бюджеты).

При разработке финансовых планов на государственном, ре­гиональном, отраслевом уровнях учитываются требования фи­нансовой политики, проводимой государством на данном этапе экономического развития.

По своей значимости и объемам перераспределяемых ресур­сов государственный бюджет является важнейшим централи­зованным финансовым планом. Он разрабатывается во всех странах мира. Во многих странах через государственный бюд­жет перераспределяется 40—60 % валового внутреннего про­дукта.

В Республике Беларусь в 2004 г. централизация ресурсов консолидированного бюджета (без учета средств Фонда социальной защиты населения и поступлений от продажи госиму­щества) в валовом внутреннем продукте предусматривалась в размере 31,5 %, в 2005 г. — 45,6 % (с учетом средств целевых бюджетных фондов).

В Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и го­сударственных внебюджетных фондах» бюджет страны опреде­лен как «основной финансовый план формирования и исполь­зования денежных средств для обеспечения функций государ­ственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административ­но-территориальных единиц».

Республиканский и местные бюджеты разрабатываются в форме баланса, в котором все доходы и расходы на текущий пе­риод планируются в соответствии с программой экономическо­го и социального развития страны и ее регионов. Бюджетное планирование является одним из основных инструментов госу­дарственного регулирования экономики, помогающих решать задачи наиболее полной аккумуляции источников доходов, ра­ционального распределения и экономного использования бюд­жетных средств, сбалансированности бюджета, удержания де­фицита бюджета в пределах законодательных норм, определе­ния источников финансирования дефицита бюджета.

Финансовые планы целевых бюджетных фондов (Фонд со­циальной защиты населения, Государственный фонд содей­ствия занятости и др.) имеют форму сметы доходов и расхо­дов. Государство в законодательном порядке устанавливает ис­точники и порядок формирования доходов и направления ис­пользования средств таких фондов.

Государственный бюджет, включая центральный и местные бюджеты, является координирующим финансовым планом со­ответствующих территорий, так как финансовые планы всех коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений связаны с бюджетной системой через показатели платежей в бюджет и ассигнований из бюджета.

Корпоративное (внутрифирменное) финансовое планирова­ние опирается на финансовую политику предприятия, разрабо­танную им финансовую стратегию и одновременно учитывает требования финансовой, в том числе налоговой и денежно-кре­дитной, политики государства.

В корпоративном (внутрифирменном) планировании суще­ствует определенная иерархия, отражающая различные плано­вые установки, уровень разработки и ширину охвата планиро­ванием. Так, определение целей и задач организации находится в компетенции высшего руководства. Плановые установки даются им на длительный срок и действуют в масштабах всего предприятия. Проработка путей достижения стратегических целей и постановка задач перед отделами — дело среднего руко­водства. Сроки таких плановых заданий могут уточняться, са­ми планы содержат тактические подходы для выполнения по­ставленных задач. Конкретные процедуры и методы достиже­ния целей находят отражение в детализированных планах под­разделений предприятия и заданиях конкретных специалистов. Сроки выполнения их плановых установок также колеблются.

Действующие отечественные предприятия самостоятельно определяют виды и периодичность разрабатываемых финансо­вых планов.

Финансовый план хозяйствующего субъекта — это плано­вый документ, отражающий объем поступления и расходова­ния денежных средств на текущий (до одного года) и долгосроч­ный (свыше одного года) период. Он может составляться в фор­ме баланса доходов и расходов или бюджета, а в некоммерчес­ких организациях — в форме сметы.

Бюджет — финансовый план, отражающий расходы и по­ступления средств по текущей (операционной), инвестицион­ной и финансовой деятельности предприятия. В практике уп­равления финансами предприятия используются два основных вида бюджета — текущий и капитальный. Текущий бюджет, как правило, составляется на срок до одного года и охватывает операционную деятельность предприятия. Капитальный бюд­жет связан с инвестиционной деятельностью и рассчитан на более длительный период.

Для обоснования отдельных статей финансового плана и по­вышения точности расчетов на предприятии составляются сме­ты. Смета — форма планового расчета, определяющая потреб­ность предприятия в денежных ресурсах на предстоящий пери-

од и последовательность действий по исчислению показателей.

Для определения финансового потенциала на текущий и долгосрочный периоды предприятие вправе разрабатывать фи­нансовые планы нескольких видов (табл. 7.1).

В настоящее время текущее финансовое планирование мо­жет быть представлено годовым финансовым планом (расчет­ным балансом доходов и расходов), кредитным, налоговым и валютным планами (бюджетами), планом движения денежных средств по видам деятельности, инвестиционным планом (бюд­жетом).

Таблица 7.1

Финансовые планы действующих предприятий

Вид плана

Периодичность составления

Расчетный баланс доходов и расходов (годовой финплан)

Год с поквартальной разбивкой

Кредитный план (бюджет)

Квартал, год

Инвестиционный план (бюджет)

Квартал, год, более длительный период с разбивкой по годам

Валютный план

Квартал, год

План движения денежных средств по видам деятельности

Квартал, год

Налоговый бюджет

Квартал, год

Кассовый план (заявка)

Квартал

Платежный календарь

Месяц (с разбивкой по декадам, пятидневкам и др.)

Прогноз объема реализации (составной элемент бизнес-плана)

По мере необходимости

Баланс денежных расходов и поступле­ний (составной элемент бизнес-плана)

То же

Прогноз баланса активов и пассивов (со­ставной элемент бизнес-плана)*

II—

График безубыточности (составной эле­мент бизнес-плана)

II—

* В Российской Федерации прогноз баланса активов и пассивов составляется ежеквартально и относится к текущим финансовым планам.

Рассмотрим содержание и назначение основных видов фи­нансовых планов предприятия.

Расчетный баланс доходов и расходов (годовой финплан) представляет интерес для собственников предприятия и инвес­торов.

В первом разделе плана «Доходы и поступления» отражают­ся прибыль, амортизационные отчисления, поступления от вы­пуска ценных бумаг, внешние источники финансирования ин­вестиционной деятельности (кредиты, займы, целевое финан­сирование, средства, поступающие от других предприятий в по­рядке долевого участия в инвестиционных проектах).

Во втором разделе «Расходы и отчисления» показывается распределение чистого дохода предприятия, привлеченных и заемных средств на цели расширенного воспроизводства (фи­нансирование инвестиций в основные средства, пополнение оборотных средств, погашение долгосрочных кредитов и зай­мов, уплата процентов согласно установленному порядку), при­обретение ценных бумаг, выплату дивидендов владельцам цен­ных бумаг, эмитированных и реализованных предприятием, образование резервных фондов, оказание социальной поддерж­ки работникам предприятия.

Взаимоотношения с бюджетной системой отражаются в до­ходах и расходах плана. По усмотрению предприятия они мо­гут быть выделены в самостоятельный третий раздел.

К балансу прилагаются расчеты прибыли, амортизацион­ных отчислений, сметы затрат на производство и реализацию продукции, распределения прибыли и др.

Следует сказать, что годовой финплан не отображает весь объем финансовых ресурсов. В нем не показываются кратко­срочные кредиты и займы, расходы, принимающие форму себе­стоимости, налоги, уплачиваемые из выручки от реализации и включаемые в себестоимость. Поэтому нельзя ограничиваться составлением годового финансового плана. Для управления фи­нансами предприятия требуются различные финансовые планы.

Следующим необходимым документом является план дви­жения денежных средств по видам деятельности, который позволяет заранее предусмотреть меры финансового характера по привлечению денежных средств или сокращению расходов в случае появления дефицита наличности (отсутствия свободных денежных средств на промежуточные даты в рамках планируе­мого периода). Этот план рекомендуется составлять на год с поквартальной, а при необходимости и помесячной разбивкой. В отличие от годового финансового плана он предусматривает поступления денежных средств из всех источников и все затра­ты: на производство и реализацию продукции, инвестиции, со­циальное развитие, уплату налогов и др.

Если приток средств превышает отток, то в плане движения денежных средств указывают положительное сальдо — свобод­ный остаток денежных средств. И наоборот, если отток средств превышает приток, то указывают отрицательное сальдо — де­фицит наличности.

План движения денежных средств (их поступления и расхо­дования) закладывает общую основу управления денежными потоками предприятия. Однако высокий динамизм потоков, их зависимость от многих факторов краткосрочного действия оп­ределяют потребность в разработке финансового документа, обеспечивающего ежедневное управление движением денеж­ных средств предприятия. Таким документом является пла­тежный календарь — самый надежный и эффективный ин­струмент оперативного управления денежными потоками пред­приятия. С большей или меньшей детализацией и обосновани­ем статей платежные календари используются на большинстве предприятий. Жестко установленной формы платежного кален­даря нет. Наиболее распространенным является его построение в разрезе двух разделов: «Предстоящие расходы и платежи» и «Предстоящие поступления денежных средств».

В первом разделе отражаются все расходы и платежи, про­ходящие через расчетный, спецссудный или контокоррентный счета в банке: уплата просроченных сумм поставщикам, бан­кам, бюджету, срочные платежи по заработной плате, постав­щикам, налоги по наступающим срокам, расходы на инвести­ции и все другие затраты.

Во втором разделе календаря указываются планируемые ис­точники покрытия затрат: переходящие остатки средств на рас­четном счете, кредитовое сальдо на спецссудном или контокор­рентном счете, выручка от реализации продукции, работ, услуг и иных ценностей, поступления дебиторской задолженности по­купателей, финансовая помощь, займы, кредиты банков и др.

В платежном календаре доходы и расходы должны быть сба­лансированы, либо поступление денежных средств должно пре­вышать их расходование.

Разрабатываемые на предприятиях планы имеют различ­ные горизонты планирования, поэтому возникает потребность в документе, который бы отражал базовые составляющие основ­ных видов планов и обладал достаточно широким спектром воз­можного применения. В качестве такого документа выступает бизнес-план — программа деятельности предприятия, обосно­вание его стратегий и тактических мер их осуществления.

В зарубежной практике бизнес-планы имеют широкое рас­пространение, без них не обходится ни одно предприятие. По мере развития рыночных начал в экономике Беларуси биз­нес-планы становятся необходимым плановым документом и ее субъектов хозяйствования, используемым для обоснования:

В зависимости от цели составления бизнес-план может включать различное количество разделов (от четырех до две­надцати). Финансовое обоснование является обязательным эле­ментом бизнес-плана, оно подразумевает: прогноз объемов реа­лизации (выручки); план доходов и затрат (в нем отражается последовательность исчисления чистой прибыли); баланс де­нежных расходов и поступлений; прогноз баланса активов и пассивов; график достижения безубыточности.

В отечественной практике бизнес-план может выполнять функции стратегического плана и быть координирующим зве­ном в современной системе финансовых планов предприятий.

Корпоративное финансовое планирование имеет важное значение для успешной деятельности хозяйствующих субъек­тов, а в конечном итоге — и для государства в целом.