7.2. Современная система финансовых планов
Результатом финансового планирования являются различные финансовые планы — от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса страны.
Планы, в том числе и финансовые, различаются по ряду параметров.
По степени принуждения к исполнению: обязательные, директивные планы и индикативные, т.е. «советующие», близкие к прогнозам.
По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (перспективные) планы.
По способу разработки и исполнения: твердые планы (действительны на данный период и пересматриваются лишь в случае, если в процессе их выполнения становится очевидно, что достижение поставленных целей невозможно) и скользящие (ежегодно уточняются с продлением на год периода, охватываемого прогнозом. Например, план на 2000—2005 гг. через год станет планом на 2001—2006 гг. и т.д.).
По географической зоне применения: на общенациональном уровне и ниже существуют планы государственные, национальные, региональные, отраслевые и планы предприятий. На уровне выше общенационального действуют наднациональные планы государств, входящих в различные союзы. Они являются индикативными и охватывают некоторые стратегические показатели (инвестиции, цены, производство, занятость, внешняя торговля).
Внутри страны финансовые планы имеются у всех звеньев финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего подразделения (звена) финансовой системы. Так, например, органы государственной власти формируют бюджеты разных уровней. Для предприятий, работающих на коммерческих началах, основной финансовый план составляется в форме расчетного баланса доходов и расходов. Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, составляют сметы, а страховые компании, общественные объединения, кооперативные организации и банки — финансовые планы (бюджеты).
При разработке финансовых планов на государственном, региональном, отраслевом уровнях учитываются требования финансовой политики, проводимой государством на данном этапе экономического развития.
По своей значимости и объемам перераспределяемых ресурсов государственный бюджет является важнейшим централизованным финансовым планом. Он разрабатывается во всех странах мира. Во многих странах через государственный бюджет перераспределяется 40—60 % валового внутреннего продукта.
В Республике Беларусь в 2004 г. централизация ресурсов консолидированного бюджета (без учета средств Фонда социальной защиты населения и поступлений от продажи госимущества) в валовом внутреннем продукте предусматривалась в размере 31,5 %, в 2005 г. — 45,6 % (с учетом средств целевых бюджетных фондов).
В Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» бюджет страны определен как «основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц».
Республиканский и местные бюджеты разрабатываются в форме баланса, в котором все доходы и расходы на текущий период планируются в соответствии с программой экономического и социального развития страны и ее регионов. Бюджетное планирование является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики, помогающих решать задачи наиболее полной аккумуляции источников доходов, рационального распределения и экономного использования бюджетных средств, сбалансированности бюджета, удержания дефицита бюджета в пределах законодательных норм, определения источников финансирования дефицита бюджета.
Финансовые планы целевых бюджетных фондов (Фонд социальной защиты населения, Государственный фонд содействия занятости и др.) имеют форму сметы доходов и расходов. Государство в законодательном порядке устанавливает источники и порядок формирования доходов и направления использования средств таких фондов.
Государственный бюджет, включая центральный и местные бюджеты, является координирующим финансовым планом соответствующих территорий, так как финансовые планы всех коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений связаны с бюджетной системой через показатели платежей в бюджет и ассигнований из бюджета.
Корпоративное (внутрифирменное) финансовое планирование опирается на финансовую политику предприятия, разработанную им финансовую стратегию и одновременно учитывает требования финансовой, в том числе налоговой и денежно-кредитной, политики государства.
В корпоративном (внутрифирменном) планировании существует определенная иерархия, отражающая различные плановые установки, уровень разработки и ширину охвата планированием. Так, определение целей и задач организации находится в компетенции высшего руководства. Плановые установки даются им на длительный срок и действуют в масштабах всего предприятия. Проработка путей достижения стратегических целей и постановка задач перед отделами — дело среднего руководства. Сроки таких плановых заданий могут уточняться, сами планы содержат тактические подходы для выполнения поставленных задач. Конкретные процедуры и методы достижения целей находят отражение в детализированных планах подразделений предприятия и заданиях конкретных специалистов. Сроки выполнения их плановых установок также колеблются.
Действующие отечественные предприятия самостоятельно определяют виды и периодичность разрабатываемых финансовых планов.
Финансовый план хозяйствующего субъекта — это плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Он может составляться в форме баланса доходов и расходов или бюджета, а в некоммерческих организациях — в форме сметы.
Бюджет — финансовый план, отражающий расходы и поступления средств по текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами предприятия используются два основных вида бюджета — текущий и капитальный. Текущий бюджет, как правило, составляется на срок до одного года и охватывает операционную деятельность предприятия. Капитальный бюджет связан с инвестиционной деятельностью и рассчитан на более длительный период.
Для обоснования отдельных статей финансового плана и повышения точности расчетов на предприятии составляются сметы. Смета — форма планового расчета, определяющая потребность предприятия в денежных ресурсах на предстоящий пери-
од и последовательность действий по исчислению показателей.
Для определения финансового потенциала на текущий и долгосрочный периоды предприятие вправе разрабатывать финансовые планы нескольких видов (табл. 7.1).
В настоящее время текущее финансовое планирование может быть представлено годовым финансовым планом (расчетным балансом доходов и расходов), кредитным, налоговым и валютным планами (бюджетами), планом движения денежных средств по видам деятельности, инвестиционным планом (бюджетом).
Таблица 7.1
Финансовые планы действующих предприятий
Вид плана | Периодичность составления |
Расчетный баланс доходов и расходов (годовой финплан) | Год с поквартальной разбивкой |
Кредитный план (бюджет) | Квартал, год |
Инвестиционный план (бюджет) | Квартал, год, более длительный период с разбивкой по годам |
Валютный план | Квартал, год |
План движения денежных средств по видам деятельности | Квартал, год |
Налоговый бюджет | Квартал, год |
Кассовый план (заявка) | Квартал |
Платежный календарь | Месяц (с разбивкой по декадам, пятидневкам и др.) |
Прогноз объема реализации (составной элемент бизнес-плана) | По мере необходимости |
Баланс денежных расходов и поступлений (составной элемент бизнес-плана) | То же |
Прогноз баланса активов и пассивов (составной элемент бизнес-плана)* | —II— |
График безубыточности (составной элемент бизнес-плана) | —II— |
* В Российской Федерации прогноз баланса активов и пассивов составляется ежеквартально и относится к текущим финансовым планам.
Рассмотрим содержание и назначение основных видов финансовых планов предприятия.
Расчетный баланс доходов и расходов (годовой финплан) представляет интерес для собственников предприятия и инвесторов.
В первом разделе плана «Доходы и поступления» отражаются прибыль, амортизационные отчисления, поступления от выпуска ценных бумаг, внешние источники финансирования инвестиционной деятельности (кредиты, займы, целевое финансирование, средства, поступающие от других предприятий в порядке долевого участия в инвестиционных проектах).
Во втором разделе «Расходы и отчисления» показывается распределение чистого дохода предприятия, привлеченных и заемных средств на цели расширенного воспроизводства (финансирование инвестиций в основные средства, пополнение оборотных средств, погашение долгосрочных кредитов и займов, уплата процентов согласно установленному порядку), приобретение ценных бумаг, выплату дивидендов владельцам ценных бумаг, эмитированных и реализованных предприятием, образование резервных фондов, оказание социальной поддержки работникам предприятия.
Взаимоотношения с бюджетной системой отражаются в доходах и расходах плана. По усмотрению предприятия они могут быть выделены в самостоятельный третий раздел.
К балансу прилагаются расчеты прибыли, амортизационных отчислений, сметы затрат на производство и реализацию продукции, распределения прибыли и др.
Следует сказать, что годовой финплан не отображает весь объем финансовых ресурсов. В нем не показываются краткосрочные кредиты и займы, расходы, принимающие форму себестоимости, налоги, уплачиваемые из выручки от реализации и включаемые в себестоимость. Поэтому нельзя ограничиваться составлением годового финансового плана. Для управления финансами предприятия требуются различные финансовые планы.
Следующим необходимым документом является план движения денежных средств по видам деятельности, который позволяет заранее предусмотреть меры финансового характера по привлечению денежных средств или сокращению расходов в случае появления дефицита наличности (отсутствия свободных денежных средств на промежуточные даты в рамках планируемого периода). Этот план рекомендуется составлять на год с поквартальной, а при необходимости и помесячной разбивкой. В отличие от годового финансового плана он предусматривает поступления денежных средств из всех источников и все затраты: на производство и реализацию продукции, инвестиции, социальное развитие, уплату налогов и др.
Если приток средств превышает отток, то в плане движения денежных средств указывают положительное сальдо — свободный остаток денежных средств. И наоборот, если отток средств превышает приток, то указывают отрицательное сальдо — дефицит наличности.
План движения денежных средств (их поступления и расходования) закладывает общую основу управления денежными потоками предприятия. Однако высокий динамизм потоков, их зависимость от многих факторов краткосрочного действия определяют потребность в разработке финансового документа, обеспечивающего ежедневное управление движением денежных средств предприятия. Таким документом является платежный календарь — самый надежный и эффективный инструмент оперативного управления денежными потоками предприятия. С большей или меньшей детализацией и обоснованием статей платежные календари используются на большинстве предприятий. Жестко установленной формы платежного календаря нет. Наиболее распространенным является его построение в разрезе двух разделов: «Предстоящие расходы и платежи» и «Предстоящие поступления денежных средств».
В первом разделе отражаются все расходы и платежи, проходящие через расчетный, спецссудный или контокоррентный счета в банке: уплата просроченных сумм поставщикам, банкам, бюджету, срочные платежи по заработной плате, поставщикам, налоги по наступающим срокам, расходы на инвестиции и все другие затраты.
Во втором разделе календаря указываются планируемые источники покрытия затрат: переходящие остатки средств на расчетном счете, кредитовое сальдо на спецссудном или контокоррентном счете, выручка от реализации продукции, работ, услуг и иных ценностей, поступления дебиторской задолженности покупателей, финансовая помощь, займы, кредиты банков и др.
В платежном календаре доходы и расходы должны быть сбалансированы, либо поступление денежных средств должно превышать их расходование.
Разрабатываемые на предприятиях планы имеют различные горизонты планирования, поэтому возникает потребность в документе, который бы отражал базовые составляющие основных видов планов и обладал достаточно широким спектром возможного применения. В качестве такого документа выступает бизнес-план — программа деятельности предприятия, обоснование его стратегий и тактических мер их осуществления.
В зарубежной практике бизнес-планы имеют широкое распространение, без них не обходится ни одно предприятие. По мере развития рыночных начал в экономике Беларуси бизнес-планы становятся необходимым плановым документом и ее субъектов хозяйствования, используемым для обоснования:
текущего и перспективного планирования развития предприятия, выбора новых видов деятельности;
возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;
предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
целесообразности оказания мер государственной поддержки;
приватизации и разгосударствления объектов государственной собственности.
В зависимости от цели составления бизнес-план может включать различное количество разделов (от четырех до двенадцати). Финансовое обоснование является обязательным элементом бизнес-плана, оно подразумевает: прогноз объемов реализации (выручки); план доходов и затрат (в нем отражается последовательность исчисления чистой прибыли); баланс денежных расходов и поступлений; прогноз баланса активов и пассивов; график достижения безубыточности.
В отечественной практике бизнес-план может выполнять функции стратегического плана и быть координирующим звеном в современной системе финансовых планов предприятий.
Корпоративное финансовое планирование имеет важное значение для успешной деятельности хозяйствующих субъектов, а в конечном итоге — и для государства в целом.
- Содержание
- Глава 1. Сущность финансов
- 1.1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах
- 1.2. Финансы в системе производственных отношений
- 1.3. Функции финансов
- 1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 2.1.Понятие и состав финансовых ресурсов
- 2.2. Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 2.3. Государственный бюджет
- 2.4. Амортизационный фонд
- 2.5. Ссудный фонд
- 2.6. Денежные доходы и сбережения населения
- 2.7. Страховой фонд
- Глава 3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями
- 3.1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
- 3.2. Финансы и цена
- 3.3. Финансы и заработная плата
- 3.4. Финансы и кредит
- Глава 4. Финансовая система государства
- 4.1. Общее понятие о финансовой системе
- 4.2. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика
- Глава 5. Финансовая политика государства
- 5.1. Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи
- 5.2. Составные части финансовой политики, их характеристика
- 5.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
- Глава 6. Управление финансами
- 6.1. Общее понятие об управлении финансами
- 6.2. Органы управления финансами, их задачи и функции
- 6.3. Совершенствование управления финансами
- Глава 7. Финансовое планирование и прогнозирование
- 7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 7.2. Современная система финансовых планов
- 7.3. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- Глава 8. Финансовый контроль
- 8.1. Содержание и значение финансового контроля
- 8.2. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика
- 8.3. Органы финансового контроля
- 8.4. Развитие аудиторского контроля
- Глава 9. Финансы предприятий реального сектора экономики
- 9.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
- 9.2. Содержание финансов предприятий
- 9.3. Функции финансов предприятий
- 9.4. Принципы организации финансов предприятий
- 9.5. Финансовый менеджмент и финансовый механизм предприятий
- 9.6. Финансовые ресурсы и капитал предприятий
- Глава 10. Финансы непроизводственной сферы
- 10.1. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
- 10.2. Финансовое обеспечение социальной сферы
- 10.3. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы
- Глава 11. Сущность и роль страхования в системе экономических отношений
- 11.1. Экономическая сущность страхования
- 11.2. Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 11.3. Организационно-правовые формы страховых компаний
- 11.4. Основные принципы организации финансов в страховании
- Глава 12. Социальная защита населения и социальное страхование
- 12.1. Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм
- 12.2. Социальное страхование
- 12.3. Медицинское страхование
- 12.4. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом
- Глава 13. Государственный бюджет
- 13.1. Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 13.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 13.3. Доходы и расходы бюджета
- 13.4. Бюджетный дефицит
- 13.5. Бюджетный процесс
- Глава 14. Налоги в системе финансовых отношений
- 14.1. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание
- 14.2. Налоговая система
- 14.3. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
- Глава 15. Государственный кредит
- 15.1. Экономическая сущность государственного кредита
- 15.2. Функции государственного кредита
- 15.3. Формы и инструменты государственного кредита
- 15.4. Государственный долг, его содержание и виды
- 15.5. Управление государственным долгом
- Глава 16. Современные формы финансового оздоровления экономики
- 16.1. Институт банкротства как инструмент
- 16.2. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования
- 16.3. Финансовый рынок и его значение в современных условиях
- Глава 17. Финансы в системе международных экономических отношений
- 17.1. Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики
- 17.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- Тема 8. Понятие аудиторского контроля. Виды аудита и его специфика.
- 8.1. Понятие аудиторской деятельности. Аудиторские услуги.
- 8.2.Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений.