logo search
Теория финансов-лекции

10.3. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы

Большинство учреждений и организаций социальной сферы находятся на бюджетном финансировании. Высокий уровень расходов государства на отрасли социальной сферы требует обоснования размеров средств, направляемых на развитие здра­воохранения, образования, культуры, социального обеспече­ния, и их распределения между бюджетами, территориями, а также отдельными учреждениями.

Планирование расходов бюджета на социально-культурные мероприятия осуществляется как по горизонтали, так и по вер­тикали. Планирование по горизонтали предполагает определе­ние объема расходов отдельных учреждений — школ, больниц, библиотек, клубов, т.е. индивидуальное планирование, а также расходов совокупности учреждений одного ведомства — отде­лов образования, здравоохранения, культуры, т.е. сводное пла­нирование. Планирование по вертикали осуществляется по местным бюджетам различных уровней и республиканскому (в унитарных государствах) или федеральному (в федеративных государствах) бюджету.

Базой для планирования являются показатели, дифферен­цирующиеся как показатели сети учреждений, штатов и контингентов. Расходы планируются в расчете на единицу: а) сети (учреждение); б) обслуживаемого контингента (например, уча­щегося); в) штатную единицу. Поэтому непосредственно плани­рованию предшествует этап расчета данных показателей.

Планирование расходов осуществляется в разрезе предмет­ных статей, подстатей и элементов расходов в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов и одновре­менно — с ведомственной классификацией, т.е. в разрезе полу­чателей бюджетных средств.

Для защиты социальных гарантий граждан в ряде госу­дарств устанавливаются единые социальные стандарты: еди­ные правила оплаты труда работников бюджетной сферы; вели­чина прожиточного минимума; минимальный потребительский бюджет; объем и качество услуг учреждений образования, здра­воохранения и др. На основе социальных стандартов разраба­тываются финансовые нормативы.

В ряде стран практика бюджетного планирования преду­сматривает выравнивание расходов на отрасли непроизвод­ственной сферы по регионам. С этой целью определяется осо­бый показатель, на основе которого рассчитывается объем фи­нансирования — норматив бюджетной обеспеченности в непроизводственной сфере на одного жителя.

Принимая во внимание различия в уровне доходной базы местных бюджетов, в республиканском (в унитарных государ­ствах) или федеральном (в федеративных государствах) бюдже­те предусматриваются трансферты регионам для доведения бюджетной обеспеченности на одного жителя до среднего нор­матива.

Сметно-бюджетное финансирование — это метод предо­ставления средств бюджета хозяйствующим субъектам для ор­ганизации их деятельности.

Учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, составляют смету расходов, являющуюся особой формой фи­нансового плана, в которой отражается односторонний харак­тер взаимоотношений с бюджетом. В смете указываются объем бюджетных ассигнований на год и с разбивкой по кварталам, а также их распределение по статьям и подстатьям расходов.

Бюджетное финансирование основывается на следующих принципах:

Внебюджетные источники финансовых ресурсов учрежде­ний непроизводственной сферы формируются за счет поступле­ний от оказания платных услуг по профилю основной деятель­ности, другой предпринимательской или коммерческой дея­тельности, платы от сдачи в аренду помещений, добровольных перечислений и взносов юридических и физических лиц, об­щественных организаций, пожертвований.

Если источниками доходов являются хозяйственная или коммерческая деятельность, то планирование осуществляется в самостоятельной приходно-расходной смете, а доходы исполь­зуются в особом порядке.