logo search
gos_2011

37. Стратегии роста предприятий: внешний и внутренний рост

Разработка и реализация стратегии роста предприятия своей теоретической базой имеет теорию экономии затрат взаимодействия, которая формирует понимание механизма сосуществования рыночных регуляторов и непосредственных, которые существуют внутри предприятия.

Основой теории отношений являются два течения:

  1. Экономия затрат взаимодействия (координация обмена может быть обеспечена или путем рыночных отношений, или административно, в рамках единого предприятия);

Впервые появилась у Коуза (далее о трансакционных издержках Коуза и Вильямсона). Существует два типа затрат взаимодействия:- затраты координации (изучение рынка, реклама, определение цен, ведение переговоров, доставка, передача информации в иерархических структурах)- затраты мотивации (связаны с некомплектным ассиметрическим характером информации и с невыполнением взятых на себя обязательств).

Видами взаимодействия являются:а) специфичность инвестиций необходимых для взаимодействия (предприниматель, инвестируя, расширяет производство и рассчитывает на покупателей, но не определяет, насколько каждый из них готов увеличить свой спрос – пример – производство моторов для самолетов АН-74);б) частота совершения взаимодействий и их длительность (пример – покупка авто и строительство цеха);в) неуверенность и сложность (пример: простое – однородная продукция, сложное – разнородная, что связано с решением экологов, политиков - нефтепровод);г) трудности измерения эффективности (проблема альтернативы);д) связность взаимодействий (пример – хозяйка с борщом и строительство нефтепровода).

  1. Эмпирическая теория НЭС (фирмы ищут в один и тот же момент конкурентную борьбу и отход от нее). Предполагает, что характер экономических сношений определяется партнером и содержанием. Различают 4 типа партнеров: государство, конкуренты, клиенты и группа давления (профсоюзы, потребители). Представители НЭС выделяют 6 типов сношений:а) государственная защита;б) согласие;в) альянс;г) клуб государственных поставщиков;д) политико-технологическая стратегия; е) политико-синдикалистская стратегия

Школа НЭС определяет стратегию, которая формируется путем объединения трех переменных: стоимости сферы деятельности, компетенции фирмы в ней и безопасности взаимодействий. =>

- стратегия «чемпион» (сильные позиции во всех измерениях);

- стратегия «без страховки» (игнорирует безопасность, рассчитывая на свою компетенцию и важность сферы деятельности);

- стратегия «авантюризма» (приход в отрасль высокой стоимости без компетенции и контактов);

- стратегия «отцовский сын» (фирма в отрасли с высокой стоимостью, но без компетенции, надеясь на помощь взаимодействия);

- стратегия «чемпион» (отрасль не привлекательна, но интерес со стороны государства + помощь);

- стратегия «филантроп» (высокая компетенция, помощь взаимодействия, но не привлекательная отрасль);

- стратегия «техника» (высокая компетенция, но не привлекательная отрасль и отсутствие помощи);

- стратегия «самоубийца» (нет ничего).

Суть роста предприятия Рост предприятия имеет двойственный характер: