logo search
gos_2011

60. Сутність та особливості стратегічних альянсів

Стратегический альянс - это деловые отношения между организациями, в рамках которых они  разделяют  риски,  объединяют  свои  сильные  стороны  интегрируют  бизнес  функции  для  достижения  взаимной  выгоды.  Каждый  из партнеров по альянсу является отдельным лицом, в  отличие  от  слияния,  при котором объединяются активы лиц. Объединения, которые характеризуются следующим образом - это соглашение о кооперации двух или более независимых компаний для достижения определенных стратегических целей можно отнести, к альянсам.

 Такой союз часто заключают компании, занятые в смежных или далеких друг от друга сферах деятельности и обладающие взаимодополняющими технологиями или опытом. Стратегический союз компаний в отличие от диверсифицированной корпорации не является самостоятельным юридическим лицом.

Компании, участницы альянсов, не ограничены формальной регламентацией прав и обязанностей сторон, сохраняют свои собственные стратегические цели и существенные черты корпорационной культуры.

аретт и Дюссож в своей книге «Анализ стратегических альянсов» разделили альянсы на две группы:[4]

 

К первой группе относятся следующие типы альянсов:

 

 

Альянсы между конкурентами также можно разделить на три вида.

 

Интеграционные, - они заключаются для создания эффекта масштаба производства. Но зачастую совместный выпуск компонентов какой-либо продукции приводит к жесткой конкуренции друг с другом на рынке готовой продукции.

 

Псевдоинтеграционные,- в этих альянсах происходит общая разработка, производство и реализация продукта, принадлежащего всем партнерам. Чаще всего такие альянсы создаются для реализации сложных и затратных  проектов в тяжелом машиностроении, авиастроении и т.п.

 

Комплиметарные альянсы -  в них один партнер разрабатывает и производит продукцию, а реализуется она через других партнеров. Эти альянсы необходимы для расширения географии поставок.

 

Для заключения альянса и его  эффективной работы необходимы некоторые предпосылки и условия, а именно:

Факторы, определяющие потребность компаний вступать в альянсы, зачастую крайне просты:

Альянсы облегчают создание новых изделий и единых стандартов для них, обеспечивают совместную рекламу при пониженных затратах на нее каждой из фирм. Некоторые виды деятельности становятся более эффективными, если проводятся в больших масштабах. Одним из путей совершенствования деятельности благодаря созданию альянса является распределение операций между партнерами. Поскольку каждая фирма получает возможность сконцентрироваться на том, что она делает лучше, альянс обладает более высоким качественным потенциалом.

 

Сотрудничество в рамках альянса способно сделать возможным проведение исследований и разработок, которые были бы невозможны силами одной корпорации в силу ресурсоемкости либо отсутствия всех необходимых компетенций. Альянсы также могут способствовать уменьшению степени риска при помощи распределения ответственности за инвестиции между партнерами при новых разработках.

 

Работая в условиях жестокой конкуренции, многие компании, включая прямых конкурентов, объединяют свои ресурсы и ресурсы финансовых институтов для  достижения  своих экономических целей.

Можно сформулировать основные причины разрушения альянса:

  1. Ошибки в расчетах совместного проекта.

  2. Несовместимость стратегий компаний партнеров.

  3. Неспособность управленческих команд и их лидеров работать вместе (слишком высокие амбиции каждого из партнеров).

  4. Окончание конкретного проекта, под который заключался альянс.

  5. Слияние или поглощение компаний в результате альянса.