1.1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах
Наука о финансах — это учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием товарно-денежных отношений и существованием государства.
Финансы присутствуют во всех общественно-экономических формациях, обусловленных двумя обстоятельствами: а) наличием государства; б) развитием товарно-денежных отношений. В каждой из формаций финансы имеют свои отличия, касающиеся социальной сущности, роли в общественном производстве, формы финансовых отношений и т.д.
Многие экономисты считают, что финансовые отношения возникли с появлением государства (точнее — с формированием материальной базы государства) и создавались за счет принудительных натуральных сборов. Но в эпоху преимущественного изъятия общественного продукта в натуральной форме в обществе не было товарно-денежных отношений, государство не выполняло экономических распределительных функций, т.е. не существовало разграничения ресурсов на государственные и ресурсы главы государства. Когда же это произошло и доходы и расходы государства отделились от казны государя, процессы формирования и использования общегосударственного денежного фонда были взяты правительством под строгий контроль. Финансы стали выразителями денежных отношений, а решающим источником доходов государства начали выступать налоги и займы.
Исторически возникновение финансов характеризуется, во-первых, развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений; во-вторых, усилением и расширением функций государства. Финансы в эпоху свободной конкуренции приобрели качественно новые по сравнению с предыдущими эпохами закономерности: усилилась необходимость осуществления государством экономической функции, связанной с перераспределением ресурсов, направлением их на обеспечение наиболее эффективной структуры общественного производства и развитием непроизводственной инфраструктуры.
Эпохе государственно-монополистического капитализма присущи все большее обобществление капиталистического производства, ускоренный рост производительных сил. Централизованное регулирование государством процесса воспроизводства объективно предполагает значительное расширение сферы перераспределительных отношений, главным образом через государственный бюджет. Это дает возможность осуществлять крупное централизованное финансирование различных мероприятий. Государство активно использует финансовые рычаги для национализации частных предприятий посредством выплаты денежной компенсации бывшим владельцам, путем создания специальных государственно-частных предприятий. Оно превращается в крупнейшего инвестора, готового к внешнеэкономической экспансии. Налоги выполняют роль одного из рычагов воздействия на цикличный характер производства, а также инструмента снижения последствий кризисных явлений. Государственно-монополистический капитализм характеризуется развитием всех звеньев финансов — как государственного бюджета, так и финансов предприятий, страхования, кредита и т.д. Финансы становятся основным косвенным рычагом воздействия государства на общественное производство.
В развитых странах растут государственные капитальные вложения в угольную, газовую, нефтяную отрасли, в железнодорожный транспорт, на поддержку сельского хозяйства, создание космической и атомной промышленности. Значительны затраты на финансирование науки, стимулируются экспорт продукции и рост ее конкурентоспособности на мировом рынке.
В расходах государственного бюджета многих стран затраты на регулирование воспроизводственного процесса достигают 20 %. В последние десятилетия повышаются отчисления на охрану окружающей среды. С целью решения проблем занятости населения и сокращения безработицы предусматриваются льготы предпринимателям, расширяющим производство, а также выдача кредитов и субсидий для капиталовложений.
Экономическая система, сформировавшаяся в СССР после Октябрьской революции, принципиально не изменила характер финансовых отношений, сложившихся в предыдущих общественно-экономических формациях. Но ее отличали более высокая централизация финансовых ресурсов в руках государства, жесткая регламентация использования финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами, изменение форм финансовых отношений с государством по платежам в бюджет (плата за фонды, трудовые ресурсы, землю и т.д.). А значительное бюджетное финансирование хозяйствующих субъектов породило у части из них иждивенчество.
С переходом бывших советских республик к рыночной экономике произошли перемены в системе финансовых отношений: во взаимодействиях хозяйствующих субъектов и государства большую роль стали играть налоги; сфера деятельности предпринимательских структур расширилась; по ряду направлений резко снизилось государственное финансирование; увеличился объем прав хозяйствующих субъектов в распоряжении финансовыми ресурсами; развернулся процесс разгосударствления и приватизации предприятий государственной формы собственности и на этой основе началось развитие рыночных структур; появилась сеть коммерческих банков; управление кредитными ресурсами стало осуществляться путем установления рыночных курсов и процентных ставок.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод: финансы — это исторически сложившаяся экономическая категория, исходным условием возникновения которой было товарное производство, опосредованное денежными отношениями.
Финансовой клеточкой и началом финансовых отношений послужило создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее его распределение. Обычный воспроизводственный процесс может обеспечиваться только в результате первичного распределения прибавочного продукта и направления его на восполнение израсходованной части средств производства и стоимости рабочей силы. Такой кругооборот фондов в состоянии осуществляться без участия государства, т.е. прибавочный продукт, а не государство (как считают некоторые исследователи этой проблемы) служит основой и началом возникновения финансов.
Таким образом, историческими условиями возникновения финансов являются:
товарное производство;
опосредование товарного производства денежными отношениями;
наличие процесса первичного распределения созданного общественного продукта и его составной части — прибыли.
Именно прибавочный продукт исторически является объектом финансовых отношений.
Объективный характер финансовых отношений с государством носит уже вторичный перераспределительный характер, связанный с выполнением государством своих функций.
Можно выделить: а) период возникновения финансовых отношений вообще; б) момент появления государственных финансов.
Период возникновения финансовых отношений вообще связан с началом товарно-денежных отношений и развитием процесса первичного распределения стоимости общественного продукта: возмещалась стоимость израсходованных средств производства, выплачивалась заработная плата работникам и получался прибавочный продукт. (Именно прибавочный продукт, или та часть совокупного общественного продукта, которая образует чистый доход общества, используется для расширения производства и создания централизованного фонда денежных средств государства.) Прибавочный продукт является изначально объектом финансовых отношений без участия государства.
Возникновение государственных финансов следует рассматривать как этап перераспределительного процесса с участием уже созданного в общественном производстве прибавочного продукта.
Развитие финансовых отношений происходило вместе с развитием общества от простых к более сложным. Исходным в этом диалектическом взаимодействии было товарное производство. Но в натуральном хозяйстве ни одна из стадий движения товара не являлась финансовой. Только с возникновением денег производство и движение общественного продукта стали опосредоваться денежными отношениями. Прибавочный продукт лег в основу как воспроизводственного процесса, так и создания централизованного фонда денежных средств государства.
С появлением государства возникли такие финансовые категории, как налоги. По мере развития государства и товарно-денежного хозяйства формировались группы более сложных категорий — государственные доходы и расходы, а на их основе — государственный бюджет, страхование, государственный кредит. Финансовые отношения в этих звеньях финансовой системы приняли характер перераспределения созданного в сфере производства прибавочного продукта. Они являются производными и зависимыми по отношению к финансам сферы материального производства.
- Содержание
- Глава 1. Сущность финансов
- 1.1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах
- 1.2. Финансы в системе производственных отношений
- 1.3. Функции финансов
- 1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 2.1.Понятие и состав финансовых ресурсов
- 2.2. Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 2.3. Государственный бюджет
- 2.4. Амортизационный фонд
- 2.5. Ссудный фонд
- 2.6. Денежные доходы и сбережения населения
- 2.7. Страховой фонд
- Глава 3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями
- 3.1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
- 3.2. Финансы и цена
- 3.3. Финансы и заработная плата
- 3.4. Финансы и кредит
- Глава 4. Финансовая система государства
- 4.1. Общее понятие о финансовой системе
- 4.2. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика
- Глава 5. Финансовая политика государства
- 5.1. Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи
- 5.2. Составные части финансовой политики, их характеристика
- 5.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
- Глава 6. Управление финансами
- 6.1. Общее понятие об управлении финансами
- 6.2. Органы управления финансами, их задачи и функции
- 6.3. Совершенствование управления финансами
- Глава 7. Финансовое планирование и прогнозирование
- 7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 7.2. Современная система финансовых планов
- 7.3. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- Глава 8. Финансовый контроль
- 8.1. Содержание и значение финансового контроля
- 8.2. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика
- 8.3. Органы финансового контроля
- 8.4. Развитие аудиторского контроля
- Глава 9. Финансы предприятий реального сектора экономики
- 9.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
- 9.2. Содержание финансов предприятий
- 9.3. Функции финансов предприятий
- 9.4. Принципы организации финансов предприятий
- 9.5. Финансовый менеджмент и финансовый механизм предприятий
- 9.6. Финансовые ресурсы и капитал предприятий
- Глава 10. Финансы непроизводственной сферы
- 10.1. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
- 10.2. Финансовое обеспечение социальной сферы
- 10.3. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы
- Глава 11. Сущность и роль страхования в системе экономических отношений
- 11.1. Экономическая сущность страхования
- 11.2. Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 11.3. Организационно-правовые формы страховых компаний
- 11.4. Основные принципы организации финансов в страховании
- Глава 12. Социальная защита населения и социальное страхование
- 12.1. Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм
- 12.2. Социальное страхование
- 12.3. Медицинское страхование
- 12.4. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом
- Глава 13. Государственный бюджет
- 13.1. Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 13.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 13.3. Доходы и расходы бюджета
- 13.4. Бюджетный дефицит
- 13.5. Бюджетный процесс
- Глава 14. Налоги в системе финансовых отношений
- 14.1. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание
- 14.2. Налоговая система
- 14.3. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
- Глава 15. Государственный кредит
- 15.1. Экономическая сущность государственного кредита
- 15.2. Функции государственного кредита
- 15.3. Формы и инструменты государственного кредита
- 15.4. Государственный долг, его содержание и виды
- 15.5. Управление государственным долгом
- Глава 16. Современные формы финансового оздоровления экономики
- 16.1. Институт банкротства как инструмент
- 16.2. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования
- 16.3. Финансовый рынок и его значение в современных условиях
- Глава 17. Финансы в системе международных экономических отношений
- 17.1. Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики
- 17.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- Тема 8. Понятие аудиторского контроля. Виды аудита и его специфика.
- 8.1. Понятие аудиторской деятельности. Аудиторские услуги.
- 8.2.Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений.