logo search
Теория финансов-лекции

8.4. Развитие аудиторского контроля

Для нормального функционирования рыночной экономики необходима достоверная информация о деятельности предприя­тий. Она помогает владельцу определять стратегию развития своего предприятия и способы повышения эффективности его деятельности; государственным органам — контролировать соблюдение требований законодательных актов по вопросам на­логообложения; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям — оценивать платежеспособность предприятия, ве­роятность возврата кредитов и определять страховой риск. В до­стоверной информации заинтересованы поставщики, покупате­ли, инвесторы, а также предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с контролируемым предприятием.

В связи с указанными обстоятельствами во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой в государственные органы и публикуемой в пе­чати финансовой отчетностью. Такой контроль принято назы­вать аудитом. В экономической литературе не сложилось од­нозначного понятия аудита. Одни авторы считают, что термин «аудит» происходит от латинского слова audio, означающего «я слышу», другие утверждают, что «аудит» в переводе с ан­глийского языка означает «подсказчик».

Международные нормативы аудита определяют его как не­зависимую проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации по объекту, если такая проверка производится с целью выражения дальнейшего мнения. При этом не играет роли, приносит объект прибыль или нет, каковы его размер и форма организации.

♦ В США в 1887 г. появилась Ассоциация аудиторов, а в 1896 г. в штате Нью-Йорк аудиторская деятельность была регламентирована законодательным путем. Отныне на должность аудитора мог претендовать только дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности и получивший лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

В конце 2002 г. в этот закон были внесены некоторые изме­нения. В новой редакции уточнено понятие аудита. По своей сущности аудиторская деятельность (аудит) — это предприни­мательская деятельность по независимой проверке бухгал­терского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделе­ний, индивидуальных предпринимателей, а при необходимос­ти и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в це­лях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности и соответствии совершенных финан­совых (хозяйственных) операций законодательству.

В сфере аудиторской деятельности функционируют:

а) аудиторы — индивидуальные предприниматели, физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также квалификационный аттестат аудитора;

б) аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трех аудиторов.

Аудиторы и аудиторские организации выполняют два вида работ:

1) проводят аудит:

• достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчет­ности;

2) оказывают сопутствующие аудиту услуги:

Следует заметить, что сопутствующие аудиту услуги могут оказываться независимо от проведения аудита.

Аудит подразделяется на внешний и внутренний. Внешний аудит является независимой формой аудита, осуществляемой независимыми аудиторами и аудиторскими организациями. Внутренний аудит — это ведомственная или внутренняя форма контроля субъекта хозяйствования, он проводится по желанию и на условиях субъекта хозяйствования и подконтролен ему.

Различают еще обязательный аудит — разновидность внеш­него аудита организации или индивидуального предпринимате­ля, проведение которого установлено законодательными актами.

Право на осуществление аудиторской деятельности приоб­ретается с лицензией, выдаваемой Министерством финансов Республики Беларусь. Для проведения внешнего аудита банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требуется дополнительная лицензия на осуществление аудиторской дея­тельности в банковской системе, выдаваемая Национальным банком Республики Беларусь, а для проведения внешнего ауди­та страховых (перестраховочных) организаций — соответству­ющая дополнительная лицензия от Министерства финансов Республики Беларусь.

Аудиторским организациям и аудиторам — индивидуаль­ным предпринимателям запрещено заниматься другими видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской и оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности.

Взаимоотношения между аудиторскими организациями (аудиторами) и заказчиками регулируются договорами оказа­ния аудиторских услуг, составляемыми в простой письменной форме и включающими следующие существенные условия: предмет договора, сроки выполнения аудиторских услуг и их стоимость, права, обязанности сторон и их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, и др.

По результатам проверок аудиторские организации (аудито­ры) составляют заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии совер­шенных ими финансовых (хозяйственных) операций законода­тельству. Форма аудиторского заключения устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.

Согласно законодательству все вопросы, связанные с даль­нейшим совершенствованием аудиторской деятельности, повы­шением эффективности финансового контроля, лицензирова­нием аудиторской деятельности, разработкой методологии ау­дита, порядком осуществления аудиторской деятельности, а также ведением государственного реестра аудиторов и аудитор­ских организаций, находятся в ведении Министерства финан­сов страны, а конкретно — Главного управления аудита при данном министерстве.

Аудит не подменяет собой государственный контроль фи­нансовой и хозяйственной деятельности организаций или ин­дивидуальных предпринимателей. Вместе с тем необходимо от­метить, что аудиторский контроль имеет отличия от финансо­вого контроля, осуществляемого государственными контроли­рующими органами, которые проявляются в следующем:

Развитие рыночных отношений в стране сопряжено с ростом финансовых рисков, повышением конкуренции между субъек­тами хозяйствования, поэтому спрос на аудиторские услуги в ближайшие годы значительно возрастет. Это потребует повы­шения квалификации действующих аудиторов, подготовки но­вых кадров аудиторской службы, а также совершенствования правовых норм в сфере аудита.