logo search
gos_2011

29. Асиметричність інформації та опортуністична поведінка: нові підходи до аналізу фірми. О.Е. Вільямсон «Вертикальна інтеграція виробництва: міркування з приводу невдач ринку».

Классическая теория фирмы исходила из принципа рациональности и полноты информации. Однако реальная экономика характеризуется асимметричностью информации. В силу этого возникает целый ряд явлений, рассматриваемых институциональной экономикой. Асимметричная информация возникает когда один из агентов более информирован о предмете контракта и может извлечь из этого выгоду, что и уменьшает эффективность взаимодействия. Асимметричность информации является благоприятной почвой для оппортунистического поведения.

Термин «оппортунистическое поведение» был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами и т.д. Издержки этого типа связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки. Максимизирующие полезность индивидуумы всегда будут пытаться уклониться от условий сделки в тех пределах, в каких это отвечает их интересам. Издержки оппортунистического поведения складываются из связанных с ним потерь в эффективности, а также затрат, необходимых для его ограничения.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА: CООБРАЖЕНИЯ ПО ПОВОДУ НЕУДАЧ РЫНКА

Изучение вертикальной интеграции сталкивается как с теоретическими, так и с практическими трудностями. В рамках общепринятых предположений она является аномалией: если конкурентные рынки работают с нулевыми затратами, зачем нужна интеграция?

Политический интерес к вертикальной интеграции вызывается возможностью того, что интеграция может быть использована как стратегия подавления конкуренции.

Аргумент о технологической взаимозависимости является самым прямым и обычным: последовательные процессы, естественно совпадающие во времени и пространстве, диктуют определенные схемы эффективного производства; предполагается, что отсюда следует требование общей собственности.

Замена рыночного обмена внутренней организацией привлекательна не столько возможностями технологической, производственной экономии, сколько перспективой сокращения трансакционных затрат на рынках полуфабрикатов. Эту замену рыночного обмена на внутреннюю организацию мы будем называть "интернализация".

Этот аргумент основывается на следующих двух статьях: на плодотворной работе Коуза "Природа фирмы" и более позднем сопоставлении рыночного и нерыночного распределения Эрроу].

I. Внутренняя организация: положительные аспектыПолная трактовка вертикальной интеграции требует, чтобы ее пределы так же, как и полномочия внутренней организации, были определены. Свойства фирмы, благодаря которым внутренняя организация как замена рынка выглядит привлекательной разделяются на три категории: стимулы, управление и те, что в общих чертах может быть отнесено к "неотъемлемым структурным преимуществам". Пределы допустимого внутриорганизационного поведения ограничиваются условиями отчуждения. Поэтому в обстоятельствах, когда можно ожидать длительных переговоров о сделке между независимыми сторонами, интернализация становится привлекательной. Пожалуй, наиболее явным преимуществом фирмы является большее разнообразие и большая точность инструментов управления, которые могут быть использованы для внутрифирменной деятельности. Фирма обладает относительно эффективными механизмами разрешения конфликтов. При улаживании второстепенных конфликтов волевое решение администрации оказывается лучшим, чем торг или судебное разбирательство. Фирма может также предпочесть интернализацию ради сокращения информационных потоков. Такое сокращение отчасти может быть обусловлено структурными различиями между фирмами и рынками, а частично сводится к различию стимулов и механизмов управления между внутренней и рыночной организацией. Когда речь идет об экономии за счет информации, следует различать между экономией, получаемой за счет сокращения информационных потоков (т. е. за счет структурных различий), и экономией, получаемой за счет разного уровня достоверности информации.

II. Соображения по поводу неудач рынкаТо, что мы называем здесь рыночной неудачей, является неудачей лишь в том ограниченном смысле, что трансакционные затраты могут быть уменьшены при замене рыночного обмена внутренней организацией. Доказательство разделено на пять этапов. Первые три связаны с характеристиками среды последовательно усложняющихся деловых переговоров при небольшом числе участников. Последние два рассматривают специальные структурные преимущества фирмы, которыми она обладает либо по естественным причинам, либо вследствие господства установленных правил.

Б. Неполнота контракта

Речь идет о технически сложной продукции и что в ответ на внешние изменения периодически меняются конструкция и (или) объемы производства. Могут быть рассмотрены три альтернативных соглашения о поставке: длительный контракт, серия краткосрочных контрактов и вертикальная интеграция. При длительном контракте должны оговариваться все возможные отношения. Проблема становится еще более трудной там, где изменение технологии заставляет менять конструкцию продукции. В такой ситуации обозначается постепенный, пошаговый процесс адаптации. Краткосрочные контракты могут облегчить последовательную адаптацию. Но и здесь возникают проблемы, если потребуются инвестиции в специализированное долгосрочное оборудование или выигрывающая первоначальный контракт компания получает преимущества по затратам. С учетом проблем, которые свойственны и долгосрочным, и краткосрочным контрактам, вертикальная интеграция выглядит привлекательно. Она позволяет избежать противоречия между эффективными инвестициями и эффективной последовательной адаптацией. Преимущества интеграции состоят в том, что интеграция гармонизирует интересы и позволяет пользоваться эффективным (адаптивным, последовательным) процессом принятия решений.

В. Риск стратегического искажения

Проблемы неполноты контрактов возникают там, где неопределенность существует ex ante, но не обязательно ex post. Риск стратегического искажения серьезен там, где наличествуют обе неопределенности. Преимущества интернализации заключаются в том, что фирма ex post имеет лучший доступ к фактическим данным, и это ослабляет стимулы для оппортунистической эксплуатации фактора неопределенности.