logo search
gos_2011

25. Фірма в теоретичних концепціях класиків і неокласиків. Х.Демсець «Ще раз про теорії фірми».

Традиционно фирма – коммерческая организация, юридическое лицо, то есть фирма – обособленный экономический агент, который обладает производственной и финансовой свободой и нормативно закрепленными атрибутами.

Первыми изучением теории фирмы занимались классики. Они не давали определение фирмы, они поставили задачу выяснить:- почему в отраслях существуют фирмы определенного размера?- почему они производят именно такой объем продукции? - почему назначенная цена не может быть больше или меньше той, которую определил рынок? Согласно Адаму Смиту, наличие крупного и мелкого производства обусловлено разделением труда и специализацией в соотношении с масштабами спроса. Фирма рассматривается как важный шаг в техническом прогрессе, важный фактор роста производительности труда.

Причину возникновения фирмы классики связывали с развитием торговли, которая стимулирует разделение труда и рост производства. Увеличение размеров рынка способствует росту фирмы, но в то же время является ограничением для размеров фирмы. Анализ фирмы в классической теории фирмы сводят к производственной функции. Производственная функция позволяет решить проблему определения размеров и границ фирмы. Решение этой проблемы сводится к оптимальному распределению ресурсов, обеспечивающему максимальную прибыль.

Исторически в основе классической теории фирмы лежит 5 допущений: Цель фирмы – максимизация прибыли, прибыль – нечто однозначное и потенциально измеримое. Фирма – черный ящик. Фирма действует как принимающая решение неделимая единица. Функция полезности фирмы как неделимой единицы принятия решений имеет только одну переменную – однозначно определенную прибыль. Поведение фирмы рационально. Предположительно о полной, достоверной, бесплатной информации.

Отрицательные черты: 1. Классическая теория не определяет, какая прибыль должна максимизироваться: краткосрочная или долгосрочная. 2. В результате деятельности предприниматель получает не только материальное вознаграждение, но и психологическое.3. Предприниматель может желать получить тот доход, который он считает достаточным;4. В современных фирмах акционеры-собственники и управляющие – разные люди, при чем управляющие не всегда заинтересованы в росте прибыли.5. В условии несовершенства конкуренции максимизация прибыли является сомнительной целью, так как оптимум одной фирмы зависит от других.6. Теория, основанная на максимизации прибыли, слабо определяет перспективу.

Положительные черты1. Модель целостна, объясняет все стороны деятельности предприятия.2. Модель легко математизируется.3. Все последующие теории исходят из этой модели.

В неоклассической теории фирмы, теория фирмы является частью общей конструкции частичного равновесия. Фирма определяется тремя элементами:- управление;- производство;- цель

При изучении неоклассической теории фирмы следует учитывать, что эта теория исходит из 1) ограниченности ресурсов;2) рациональности поведения экономических субъектов; 3) бесплатности рыночных трансакций для производителя.

Неоклассической теории удалось объяснить роль цены и механизма ценообразования в распределении ресурсов. Здесь фирма – главный способ осуществления данной задачи. Если в экономике действует совершенная конкуренция, то механизмы рынка, в том числе и через функционирование фирмы, ведут к максимальному благосостоянию и потребителей, и производителей. Современные неоклассики (Ф.Махлуп) говорит, что фирма в неокласической теории объясняет механизмы ценообразования на рынке, ничего другого от нее не требуется.