logo search
gos_2011

Методологія сучасної економічної теорії та її парадигма.

Отличительной чертой современной эк теории явл-ся переход от относительного анализа функциональному. т.е. все взаимосвязано.

В 70-е годы ХІХ века между марксизмом, маржинализмом и исторической школой возник спор о методе экономической науки. На протяжении всей истории науки существовали две традиции – рационализма, согласно которому путь к знанию лежит через разум, и эмпиризма, видящего источники знания в опыте. В экономической науке 40-50 гг. соперничество между этими традициями выразилась в противостоянии между эмпиристами, которые считали ЭТ системой чисто выводов и постулатов, не подлежащих подтверждению или опровержению на основе опыта, и «ультраэмпиристов», которые отказывались признать законность использования утверждений, не подтверждаемых непосредственно.

М.Фридмен попытался найти золотую середину между ними, предложив строить теорию путем догадок и опровержений. Выдвигается произвольная гипотеза. Она не основывается на опыте и прямой эмпирической проверке не подлежит. Из нее выводится следствие-предсказание, которое сопоставляется с наблюдаемыми данными. Если эмпирические данные подтверждаются следующим из гипотезы выводами, то она считается приемлемой, в противном случае – опровергается.

Согласно Фридмену, методология сводилась к следующим постулатам:

  1. фундаментальных различий между методами экономической науки и физики не существует;

  2. конечной целью ЭТ является получение точных и содержательных предсказаний о еще не наблюдавшихся явлениях;

  3. единственно возможным способом проверки теории служит сравнение ее предсказаний с реальностью.

Кризис экономической науки 70-х гг. заставил усомниться в философии науки. Формируются альтернативные концепции метода:

  1. Системное моделирование институционалистов (Ч.Уилбер, Р.Харрисон).В его основе принцип холизма: «целое больше, чем сумма его частей». Институционалисты видят в народном хозяйстве живой, развивающийся механизм, где все взаимосвязано. Системная модель ориентирована не на получение предсказаний, а на объяснение конкретных явлений.

  2. Радикальный рационализм (Мизес). Путь к истине должен проходить через разум и логику теории. ЭТ должна базироваться не нескольких аксиомах.

  3. Методологический плюрализм. Здесь внимание концентрируется на социо-культурном контексте субъекта. В науке допустимо все. Методы логического знания лучше черпать из опыта собственной дисциплины.