logo search
gos_2011

9. Методологія наукового пізнання: принципи та методи.

Движение человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием.

Научное (рациональное) познание – опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями.

Н.п. связано с чувственным познанием, оно дополняет и опережает его. Н.п. возникает на основе здравого смысла Ч.п., отличается от Ч.п. системностью и последовательностью.

Н.п. обладает рядом характеристик: направленность на производство знания; четкое выделение предмета познания; использование специального инструментария; наличие специального языка и т.д.

«Методология» означает учение о методах познания (лат. logos – наука, знание, направление познания). В литературных источниках встречаются различные толкования понятия «методология»: как наиболее общего (философского метода познания); как системы методов, которые используются той или иной наукой; как особой отрасли знаний. Призванной служить своеобразным источником, откуда другие конкретные науки берут методы исследований как философского учения о методах познания и практики. Следовательно, методология научного познания изучает методы научного познания.

Методология реализует 3 функции: получение и создание нового знания. преобразование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, идей, теорий. организация использования новых знаний в практической деятельности.

Основными принципами методологии познания являются:

  1. Принцип единства теории и практики означает, что они являются неразрывно связанными и взаимообуславливающими друг друга сторонами человеческой деятельности.

  2. Принцип определенности требует полного и всестороннего отражения наиболее существенных сторон и закономерностей объективных процессов, конкретного исторического подхода к их оценке.

  3. Принцип конкретности означает, что отражение действительности в мышлении истинно только если оно конкретно. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

  4. Принцип познаваемости означает, что объективный мир, существующий вне и независимо от нас, может быть познан, так как нет принципиальных препятствий для того, чтобы в ходе деятельности человек мог освоить внешний мир.

  5. Принцип подчиненности означает, что одно явление обусловлено другим и требует учета многообразия отношений и связей.

  6. Принцип развития: формирование научного знания происходит при полном и всестороннем отражении процессов становления развития объекта познания, его противоречий, количественных и качественных изменений и их взаимного перехода.

  7. Принцип объективности требует рассмотрения процессов, явлений, вещей такими, какими они есть, без предвзятости, во всем многообразии их сторон, связей, отношений.

В структуре научного знания выделяют 2 уровня: 1. Для знаний, полученных на эмпирическом уровне характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих объектов или процессов, фиксируются отношения и устанавливаются эмпирические закономерности. Эмпирический уровень более связан со знанием из источников, и в этом отношении более объективен. 2. Теоретический уровень представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня.

Эмпирический и теоретический уровни обладают определенной автономией, однако их невозможно отделить один от другого. Над эмпирическим уровнем всегда надстраивается теоретический. То есть теоретический уровень опирается на данные эмпирического уровня.Теоретический уровень отличается от эмпирического уровня тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. На теоретическом уровне формируются конкретные научные теории.