13.4. Бюджетный дефицит
Для бюджетного планирования и исполнения бюджета характерны следующие ситуации:
сбалансированность доходов и расходов бюджета;
превышение доходов над расходами (профицит бюджета);
превышение расходов над доходами (дефицит бюджета). Идеальный вариант — полное покрытие расходов доходами.
Но даже сбалансированный бюджет не гарантирует отсутствие проблем в экономике страны.
Бюджетный дефицит в современном мире не относят к разряду исключительных, чрезвычайных финансовых явлений. Многие высокоразвитые государства на определенных этапах развития сталкивались с ним. Более того, известный английский экономист Дж.М. Кейнс в целях активизации экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования.
Государственные бюджеты стран с развитой рыночной экономикой хронически дефицитны, однако в условиях относительно устойчивого экономического положения это не рассматривается как зло. Вместе с тем с 1990-х гг. наблюдается сокращение бюджетного дефицита в развитых странах Запада.
Что касается государств с переходной экономикой, то бюджетный дефицит является общей чертой их бюджетов. Переходный период в финансовой жизни практически любого общества характеризуется дефицитностью государственного бюджета, в ряде случаев превышающей допустимые нормы.
Согласно законодательству Республики Беларусь при составлении и утверждении местных бюджетов должен соблюдаться принцип сбалансированности. В то же время республиканский бюджет на протяжении более десяти лет утверждается с дефицитом.
К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:
рост государственных расходов как следствие крупных инвестиционных вложений государства в развитие экономики страны. В этом случае дефицит отражает государственное регулирование экономических процессов;
чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);
экономический кризис.
Чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер по стабилизации экономики, оздоровлению финансового состояния субъектов хозяйствования, реформированию финансово-кредитной системы.
По расчетам отечественных экономистов, финансовое положение в стране считается контролируемым при бюджетном дефиците не более 2—3 % к ВВП и государственном долге, не превышающем 50 % его величины. При таком подходе состояние государственных финансов Республики Беларусь следует признать относительно стабильным: в 2001 г. бюджетный дефицит составлял 1,7 % к ВВП; бюджет 2002 г. был выполнен с профицитом, положительное сальдо составило 21,6 млрд. руб., или 0,1 % к ВВП. Однако на 2003 г. был запланирован дефицит бюджета в размере 1,5 % к ВВП, а на 2004 г. — 1,9 (уточненный план).
Размер бюджетного дефицита и источники его финансирования ежегодно утверждаются в Законе о бюджете Республики Беларусь на соответствующий год.
Источниками финансирования дефицита государственного бюджета могут быть как внутренние, так и внешние источники. К внутренним источникам относятся государственные займы посредством выпуска государственных ценных бумаг (в национальной валюте), кредиты национального (центрального) банка страны, эмиссия денежных знаков. К внешним источникам относятся государственные займы (в иностранной валюте), кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций.
С начала 1990-х гг. в Республике Беларусь для покрытия бюджетного дефицита использовались денежная эмиссия и кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств. В 1993—1994 гг. основным источником покрытия дефицита были внешние займы. Так, в 1994 г. за счет этого источника было профинансировано более 60 % бюджетного дефицита.
В 1996 г. дефицит более чем на 80 % покрывался эмиссионными кредитами Национального банка. В 1998— 2001 гг. из внутренних источников были профинансированы не только дефицит текущего года, но и погашение внешнего долга прошлых лет. Причем благодаря развитию рынка ценных бумаг в 2001 г. за счет внутреннего источника удалось покрыть около 50 % объема дефицита.
Проблему бюджетного дефицита смягчают поступления от приватизации. В соответствии с решением Правительства Республики Беларусь, начиная с 2004 г. дополнительным источником финансирования бюджетного дефицита выступают средства от реализации принадлежащего государству имущества. Это самый безопасный и эффективный способ финансирования.
Для покрытия бюджетного дефицита в 2004 г. привлекались как внутренние, так и внешние источники финансирования. Вместе с тем в рамках унификации принципов бюджетно-финансовой политики России и Беларуси в 2004 г. не предусматривалось прибегать к кредитам Национального банка.
Таким образом, вопросы управления бюджетным дефицитом по-прежнему актуальны для Республики Беларусь. В связи с этим система мер включает мероприятия по управлению внутренним и внешним долгом. Обслуживание государственного долга требует дополнительных расходов, что способно привести к реструктуризации расходов бюджета в целом, сокращению социальных программ. Сумма получаемых государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться бременем на экономику страны.
Итак, дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов. Правительства государств в подобных условиях принимают бюджетные решения, направленные на сокращение дефицита. Это может быть ужесточение налоговых режимов, замораживание финансирования, сокращение трансфертных платежей и т.д.
Ряд стран доказали, что в экстремальных условиях, вызванных резким возрастанием дефицита бюджета, можно достичь сбалансированности доходов и расходов, задействовав весь механизм государственного регулирования. И хотя бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли правомерно считать его неотъемлемой частью государственного бюджета. Условиями сокращения бюджетного дефицита являются:
укрепление доходной базы бюджета;
оптимизация расходов;
реформирование бюджетного процесса.
В мировой практике для уменьшения бюджетного дефицита широко используется привлечение в страну иностранного капитала. Такая форма способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков, увеличению базы производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресурсы направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных программ.
- Содержание
- Глава 1. Сущность финансов
- 1.1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах
- 1.2. Финансы в системе производственных отношений
- 1.3. Функции финансов
- 1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 2.1.Понятие и состав финансовых ресурсов
- 2.2. Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 2.3. Государственный бюджет
- 2.4. Амортизационный фонд
- 2.5. Ссудный фонд
- 2.6. Денежные доходы и сбережения населения
- 2.7. Страховой фонд
- Глава 3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями
- 3.1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
- 3.2. Финансы и цена
- 3.3. Финансы и заработная плата
- 3.4. Финансы и кредит
- Глава 4. Финансовая система государства
- 4.1. Общее понятие о финансовой системе
- 4.2. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика
- Глава 5. Финансовая политика государства
- 5.1. Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи
- 5.2. Составные части финансовой политики, их характеристика
- 5.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
- Глава 6. Управление финансами
- 6.1. Общее понятие об управлении финансами
- 6.2. Органы управления финансами, их задачи и функции
- 6.3. Совершенствование управления финансами
- Глава 7. Финансовое планирование и прогнозирование
- 7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 7.2. Современная система финансовых планов
- 7.3. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- Глава 8. Финансовый контроль
- 8.1. Содержание и значение финансового контроля
- 8.2. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика
- 8.3. Органы финансового контроля
- 8.4. Развитие аудиторского контроля
- Глава 9. Финансы предприятий реального сектора экономики
- 9.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
- 9.2. Содержание финансов предприятий
- 9.3. Функции финансов предприятий
- 9.4. Принципы организации финансов предприятий
- 9.5. Финансовый менеджмент и финансовый механизм предприятий
- 9.6. Финансовые ресурсы и капитал предприятий
- Глава 10. Финансы непроизводственной сферы
- 10.1. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
- 10.2. Финансовое обеспечение социальной сферы
- 10.3. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы
- Глава 11. Сущность и роль страхования в системе экономических отношений
- 11.1. Экономическая сущность страхования
- 11.2. Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 11.3. Организационно-правовые формы страховых компаний
- 11.4. Основные принципы организации финансов в страховании
- Глава 12. Социальная защита населения и социальное страхование
- 12.1. Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм
- 12.2. Социальное страхование
- 12.3. Медицинское страхование
- 12.4. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом
- Глава 13. Государственный бюджет
- 13.1. Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 13.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 13.3. Доходы и расходы бюджета
- 13.4. Бюджетный дефицит
- 13.5. Бюджетный процесс
- Глава 14. Налоги в системе финансовых отношений
- 14.1. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание
- 14.2. Налоговая система
- 14.3. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
- Глава 15. Государственный кредит
- 15.1. Экономическая сущность государственного кредита
- 15.2. Функции государственного кредита
- 15.3. Формы и инструменты государственного кредита
- 15.4. Государственный долг, его содержание и виды
- 15.5. Управление государственным долгом
- Глава 16. Современные формы финансового оздоровления экономики
- 16.1. Институт банкротства как инструмент
- 16.2. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования
- 16.3. Финансовый рынок и его значение в современных условиях
- Глава 17. Финансы в системе международных экономических отношений
- 17.1. Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики
- 17.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- Тема 8. Понятие аудиторского контроля. Виды аудита и его специфика.
- 8.1. Понятие аудиторской деятельности. Аудиторские услуги.
- 8.2.Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений.