logo search
Теория финансов-лекции

13.5. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс регулируется конституцией страны, бюджетным кодексом, рядом законов и правовых норм. Состав­ление, рассмотрение, утверждение проекта бюджета и исполне­ние бюджета — таковы его последовательные этапы. Участни­ки процесса, обладающие бюджетными полномочиями, кон­тролируют качество бюджетных показателей, оценивают их со­ответствие основным задачам бюджетной политики конкретно­го периода и эффективность использования государственных финансовых ресурсов.

Бюджетными полномочиями наделены законодательные и исполнительные органы власти, финансовые органы и органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) контроля. Кроме того, в бюджетном процес­се участвуют все субъекты, вступающие в бюджетные отноше­ния: бюджетные учреждения, государственные и муниципальные предприятия, кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджета.

На каждом этапе бюджетного процесса решаются конкрет­ные задачи. По его завершении оформляются соответствующие документы. Первый этап — составление проекта бюджета; второй — рассмотрение проекта бюджета и вынесение заклю­чения по нему; третий — утверждение проекта, после чего бюджет становится законом; четвертый этап — составление отчета по результатам исполнения бюджета.

От подготовки проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении проходит не менее двух лет. Этот период получил название бюджетного цикла.

Организация бюджетного процесса имеет свои особенности в унитарных и федеративных государствах, однако в обоих слу­чаях обязанности по составлению проекта бюджета лежат на министерствах финансов.

Бюджетный процесс в Республике Беларусь регулирует­ся Конституцией Республики Беларусь, законами «О бюджет­ной системе Республики Беларусь и государственных внебюд­жетных фондах», «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправле­нии в Республике Беларусь», «О бюджетной классификации Республики Беларусь», налоговым законодательством и други­ми законодательными актами, а также Правилами составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступ­ления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования. В республике идет разра­ботка Бюджетного кодекса страны.

Составление проектов бюджетов находится в исключитель­ной компетенции Правительства Республики Беларусь и соот­ветствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное участие в работе над ними принима­ют Министерство финансов Республики Беларусь (республи­канский бюджет), местные финансовые органы (местные бюд­жеты) либо местные исполнительные и распорядительные ор­ганы. Они определяют прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов, руководству­ясь прогнозами социально-экономического развития республи­ки и соответствующих административно-территориальных еди­ниц, а также основными направлениями бюджетной и денеж­но-кредитной политики.

Проекты республиканского бюджета, бюджетов областей и г. Минска служат основой проекта консолидированного бюджета Республики Беларусь. Все эти проекты бюджетов на предсто­ящий год и предложения по их сбалансированию вносятся соот­ветственно на рассмотрение Правительства Республики Бела­русь и местных исполнительных и распорядительных органов. Одобренные проекты республиканского и консолидированного бюджетов представляются на рассмотрение Президента Рес­публики Беларусь.

При необходимости внести изменения и дополнения в зако­нодательные акты, регулирующие порядок налогообложения, Глава государства направляет проекты соответствующих зако­нов в Национальное собрание Республики Беларусь до внесения проекта Закона о бюджете либо одновременно с этим проектом. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь проект Закона о бюджете на очередной финансовый год рассматривает­ся Национальным собранием по представлению Президентом Республики Беларусь.

Местные бюджеты утверждаются решениями местных Со­ветов депутатов, причем утверждение нижестоящих местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

Закон о бюджете Республики Беларусь и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты до 1 января очередного бюджетного го­да. В случае неутверждения республиканского и местных бюд­жетов до начала бюджетного года Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные орга­ны имеют право в течение каждого месяца до утверждения со­ответствующих бюджетов расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований IV квартала предыдущего бюд­жетного года в пределах поступающих доходов.

Утвержденный бюджет Республики Беларусь становится за­коном и принимается к исполнению.

Изменения в организации исполнения бюджета с середины 1990-х гг. связаны с переходом на казначейскую систему ис­полнения бюджета. Главное государственное казначейство ор­ганизует исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь и управление государственными финансовыми ресур­сами, находящимися на счетах казначейства, составляет отчет об исполнении республиканского и консолидированного бюд­жетов за истекший год.

Территориальные органы казначейства осуществляют учет операций по движению средств республиканского бюджета на счетах органов казначейства, обслуживающих соответствующий регион, передают вышестоящим органам казначейства ин­формацию об исполнении доходов и расходов республиканского бюджета по данной территории. Они контролируют своевремен­ность совершения операций со средствами республиканского бюджета и их целевое использование.

Концентрация финансовых ресурсов государства на едином счете казначейства создала более широкие возможности для маневрирования ими, позволила ускорить расчеты, принципи­ально изменить процедуру исполнения бюджета.

Механизм исполнения бюджета через систему казначейства обеспечивает финансирование расходов министерств, ведомств и их подведомственных учреждений с единого казначейского счета. Средства перечисляются непосредственно в адрес постав­щиков товаров и услуг для бюджетного сектора, минуя зачисле­ние на счета распорядителей средств.

Бюджетный процесс в Российской Федерации регламен­тируется Бюджетным кодексом РФ, соответствующими закона­ми субъектов федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Министерство финансов Российской Федерации, финансо­вые органы субъектов федерации и муниципальных образова­ний осуществляют работу по составлению и исполнению феде­рального, региональных и местных бюджетов, а также консо­лидированного бюджета страны.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Фе­дерации, ее субъектов, муниципальных образований, отраслей экономики, а также разработка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуще­ствляют разработку проектов бюджетов.

Прогноз социально-экономического развития государства и сводный баланс финансовых ресурсов служат базой для опреде­ления основных направлений бюджетной политики на соответ­ствующий год. Последние составляют содержание Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию РФ.

Основой для составления бюджета являются: Бюджетное послание Президента РФ; прогноз социально-экономического развития и основных направлений бюджетной и налоговой по­литики соответствующей территории на очередной финансо­вый год; прогноз сводного финансового баланса по соответству­ющей территории; план развития государственного или муни­ципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Расчеты показателей бюджетов ориентированы на мини­мальные государственные социальные стандарты, т.е. те услу­ги, которые государство предоставляет гражданам на безвоз­мездной основе путем финансирования из бюджетов всех уров­ней. Минимально допустимая стоимость государственных и му­ниципальных услуг, финансируемых из соответствующих бюд­жетов, в расчете на одного жителя составляет минимальную бюджетную обеспеченность.

Проекты бюджетов составляются таким образом, чтобы обеспечить достижение минимальных государственных соци­альных стандартов.

Правительство Российской Федерации, органы власти субъ­ектов Федерации и местного самоуправления вносят проект бюджета в специальные комитеты и комиссии, формируемые органами представительной власти для рассмотрения финансо­вых вопросов.

Составление проекта федерального бюджета начинается за 10 месяцев до начала очередного финансового года, оно регули­руется Бюджетным кодексом. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета определяет Правительство Рос­сийской Федерации. Оно же вносит в Государственную Думу проект Закона о федеральном бюджете, который рассматрива­ется в четырех чтениях (что соответствует бюджетной процеду­ре в большинстве демократических государств). После голосо­вания в четвертом чтении проект Закона о бюджете принимает силу закона и направляется на рассмотрение в Совет Федера­ции. Одобренный данным органом власти закон поступает к Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения Закона о федеральном бюджете Сове­том Федерации или Президентом РФ к работе подключается согласительная комиссия.

Порядок рассмотрения и утверждения бюджета на террито­рии каждого субъекта Российской Федерации и ее муниципаль­ного образования регламентируется Положением о бюджетном процессе, которое разрабатывается представительными органа­ми власти соответствующей территории.

В России действует казначейская система исполнения бюд­жетов. Органы Федерального казначейства организуют испол­нение бюджета, осуществляют платежи за счет бюджетных средств по поручению бюджетных учреждений.

Бюджеты всех уровней исполняются на основе принципа единства кассы, который требует зачислять все поступающие доходы на единый счет бюджета и осуществлять с него все предусмотренные расходы. При исполнении федерального бюджета запрещается производить операции, минуя систему балансо­вых счетов Федерального казначейства. Представительные ор­ганы местного самоуправления имеют право создавать муници­пальное казначейство за счет средств местного бюджета с целью более эффективного управления ресурсами местного бюджета.