9.2. Содержание финансов предприятий
Финансы предприятий являются важной составной частью финансовой системы, ее основой. Большая часть налоговых и иных поступлений в республиканский и местные бюджеты в Республике Беларусь формируется за счет поступлений от предприятий реального сектора экономики. Финансы предприятий — это относительно самостоятельная сфера финансовой системы, включающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, денежных фондов и доходов в процессе кругооборота их средств.
Денежные отношения возникают в результате движения денег при создании предприятия, а затем — в ходе создания и распределения валового национального продукта (ВНП) и валового внутреннего продукта (ВВП). Так, при создании предприятия за счет взносов учредителей (участников) или за счет имущества, закрепленного собственником за предприятием, формируется уставный фонд. Его средства авансируются во внеоборотные и оборотные активы. Из выручки от реализации продукции, работ, услуг (далее, в целях сокращения, — выручка от реализации) возмещаются материальные затраты, расходы на оплату труда и другие расходы, включаемые согласно законодательству и учетной политике предприятия в издержки.
При этом еще на стадии формирования себестоимости образуются некоторые денежные фонды (амортизационный, оплаты труда, а по усмотрению предприятия — ремонтный фонд, резервы предстоящих расходов и платежей), уплачиваются налоги (земельный, экологический и др.), производятся отчисления на социальное страхование. Кроме того, из выручки от реализации продукции предприятие платит косвенные налоги и отчисления. До наступления сроков уплаты налогов и других платежей, до использования указанных фондов по их целевому назначению денежные средства находятся в обороте предприятия и по экономическому содержанию являются его доходами.
В общей величине выручки от реализации предприятие получает прибыль от реализации продукции. В результате процессов распределения и перераспределения формируется общий финансовый результат — прибыль (убыток). Он в свою очередь перераспределяется между государством (в форме налогов и других платежей из прибыли в бюджет) и предприятием (в форме чистой прибыли). Чистая прибыль может направляться в фонды, из которых финансируется расширение и развитие производства, в фонды потребления — для материального поощрения работников, выплаты доли прибыли учредителям и удовлетворения различных социальных потребностей, образования резервного капитала (фондов) и на иные цели.
Нефондовую форму имеет остаток в виде нераспределенной прибыли (убытков) прошлых лет и отчетного периода.
В процессе перераспределения продолжается формирование и наращивание собственного капитала (собственных источников средств) — уставного, резервного и добавочного фондов, целевого финансирования и поступления из бюджета.
В кругообороте средств предприятия наряду с собственными источниками средств могут участвовать заемные средства в форме долго- и краткосрочных кредитов и займов и кредиторской задолженности, другие привлеченные источники средств.
Все денежные источники средств, аккумулируемые предприятием, образуют его финансовые ресурсы. Именно в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) всех денежных источников средств предприятия возникают денежные отношения. При этом формирование и движение финансовых ресурсов происходит в результате функционирования предприятия, что находит отражение в потоках денежных средств. Денежные потоки принято разделять по видам деятельности предприятия. Это, как правило, текущая, инвестиционная и финансовая деятельность. В упрощенном виде движение денежных средств представлено на рис. 9.2.
Движение денежных средств представляет собой непрерывный процесс, вследствие чего величина финансовых ресурсов (денежных средств, которыми располагает предприятие) не является постоянной и колеблется во времени. На нее оказывают влияние объемы производства и продаж, инкассация дебиторской задолженности, инвестиционная активность предприятия, эффективность управления финансами и другие факторы.
При всем многообразии денежные отношения можно условно разделить на: 1) увеличивающие (уменьшающие) активы, т.е. имущество предприятия; 2) увеличивающие (уменьшающие) собственный капитал и долги предприятия.
В денежном обороте предприятия выделяются группы денежных отношений, составляющих содержание финансов предприятий. В современных условиях возникают финансовые отношения предприятий со следующими субъектами:
государством — при уплате налогов, сборов и отчислений в бюджетную систему, целевые бюджетные и внебюджетные фонды; уплате финансовых санкций в случаях нарушения налогового законодательства; финансировании соответствующих затрат из бюджетов, целевых бюджетных и внебюджетных фондов; получении и возврате бюджетных кредитов и ссуд;
наемными работниками — по оплате труда и выплатам из фонда потребления; удержанию подоходного налога, взносов в фонд социальной защиты населения и других вычетов в соответствии с законодательством;
учредителями (собственниками, участниками) — при приеме новых участников; выплате доли в имуществе при выбытии участников; распределении и выплате дивидендов, процентов на вложенный капитал; по поводу формирования и управления имуществом и собственным капиталом;
хозяйствующими субъектами — нерезидентами страны при осуществлении экспортно-импортных операций и других видов внешнеэкономической деятельности;
поставщиками и покупателями — резидентами страны по поводу приобретения и продажи продукции, товаров, материалов, применения экономических санкций;
финансово-кредитными институтами и другими предприятиями — по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств (получение и погашение кредитов, займов, уплата страховых взносов и получение страховых возмещений, осуществление долго- и краткосрочных финансовых вложений, платежи в частные пенсионные фонды и т.п.);
дочерними и материнскими предприятиями — по поводу внутрикорпорационного перераспределения средств;
учредителями доверительного управления имуществом, а также выгодоприобретателями — по поводу имущества, полученного в доверительное управление, и передачи прибыли от такого управления.
Осуществление рыночных реформ в Республике Беларусь вызвало появление также новых групп финансовых отношений:
а) по поводу антикризисного управления финансами предприятий в условиях экономической несостоятельности (банкротства), управления имуществом должника и удовлетворения требований кредиторов на разных стадиях банкротства;
б) перераспределения и формирования капитала в связи с процессами слияния или разделения предприятий.
Финансовые отношения предприятий в той или иной степени регламентируются государством. Сегодня государство определяет объекты и ставки налогообложения и других обязательных платежей; устанавливает механизм исчисления налогов и платежей в централизованные бюджетные и внебюджетные фонды; регулирует состав затрат, включаемых в себестоимость продукции; определяет порядок ценообразования и формирования общей прибыли; предлагает варианты учетной политики предприятия в вопросах амортизационных отчислений, величины выручки от реализации продукции, оценки оборотных средств и др. Поэтому сегодня вряд ли можно говорить о полной финансовой независимости предприятий. Тем не менее их права в области финансов значительно расширились. Так, они вправе самостоятельно распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, валютной выручкой, поступающей на текущий валютный счет. Предприятия сами определяют необходимый размер основного и оборотного капитала. При недостаточности оборотных средств они могут не только обращаться в банки, но и привлекать коммерческие товарные кредиты, приобретать средства на денежных рынках. Предприятия регулируют свои фонды накопления, потребления, резервные и др. Они выбирают учетную политику в вопросах выручки от реализации продукции, начисления амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, определяют метод оценки запасов материальных ресурсов при формировании себестоимости, самостоятельно разрабатывают финансовые планы и финансовую стратегию, строят свой финансовый механизм и осуществляют управление финансами.
Несмотря на все многообразие денежных отношений предприятий, обусловленных их денежными потоками, необходимо и далее развивать финансовую самостоятельность предприятий в ходе реализации экономических реформ в стране.
В современной финансовой науке нет единого подхода в вопросе о сущности финансов предприятий. Мнения ученых можно сгруппировать, выделив два основных направления:
трактовка финансов предприятий как части общей экономической категории «финансы», причем сфера финансов ограничивается определенными денежными отношениями по аналогии с государственными финансами, а выполняемые функции в основном сводятся к распределительной и контрольной;
подход к финансам предприятий как к самостоятельной экономической категории; включение в их сферу всех денежных отношений (денежный оборот) предприятий; выделение среди разнообразных функций финансов в качестве приоритетной функции регулирования потоков денежных средств.
Первое направление формировалось в условиях социалистической плановой экономики с присущими ей перераспределительными процессами на отраслевом и внутриотраслевом уровнях управления. Глубокие изменения в экономических отношениях, и прежде всего в отношениях собственности, в начале 1990-х гг. обусловили появление второго направления. Российские профессора М.В. Романовский и Б.М. Сабанти доказали, что финансы предприятий — это самостоятельная экономическая категория, входящая в экономический базис общества. У данной трактовки немало сторонников среди ученых петербургской, московской, минской финансовых школ.
Действительно, государственные финансы и финансы предприятий имеют существенные различия, не позволяющие объединить их в единую экономическую категорию. Так, в рыночных условиях организация финансовых отношений предприятий немыслима без стадии обмена, предполагающей двустороннее движение стоимости. Выручка от реализации продукции, работ, услуг, товаров — главный объект распределительных процессов на предприятии, источник получения доходов и прибыли. Если продукция не будет реализована, предприятию не удастся возместить затраты, оно понесет убытки и в итоге не сможет сформировать фонды, вложить капитал в запланированных объемах, обеспечить платежеспособность. Поэтому важными функциями финансовой службы предприятия являются: финансовый учет и контроль за поступлением выручки от реализации, инкассация дебиторской задолженности, определение оптимального объема продаж и границ использования коммерческого (товарного) кредита. Данные вопросы находятся в компетенции самих предприятий.
Очевидно, что сегодня нет оснований исключать из состава финансовых отношений предприятий денежные отношения с другими субъектами хозяйствования по поводу купли-продажи продукции, товаров, работ, услуг.
В отношениях с учредителями (собственниками), трастовыми компаниями, лизинговыми фирмами, дочерними предприятиями, коммерческими банками также имеют место денежные отношения, для которых характерно двустороннее движение стоимости, хотя и «разорванное» во времени.
Государство выступает субъектом далеко не во всех группах денежных отношений предприятий, что также отличает эти отношения от государственных финансов.
Подводя итог сказанному, можно резюмировать:
финансы коммерческих организаций (предприятий) являются самостоятельной экономической категорией;
денежные отношения, генерируемые денежными потоками, составляют сферу финансов предприятий;
потоки денежных средств и финансовые ресурсы представляют главные объекты финансового управления.
Содержание финансов предприятий в современной литературе имеет различные определения:
«Финансы корпоративные — термин, обозначающий совокупность финансовых операций, осуществляемых предприятиями (компаниями, корпорациями) по привлечению финансовых ресурсов и их эффективному использованию, включая методы финансирования, осуществления инвестиционных проектов, управления ликвидностью, защиты от рисков и пр.»;
«Финансы предприятия, организации, фирмы — экономические денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на пред приятиях денежных фондов»;
«Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов».
Подводя итог, целесообразно дать определение, которое наиболее полно и точно отражает специфику общественного назначения финансов предприятий как самостоятельной экономической категории: это «система денежных отношений, которые в определенной степени регламентированы государством и связаны с реальными денежными потоками предприятия, формированием и использованием капитала, денежных фондов и доходов, необходимых для осуществления уставной деятельности и выполнения всех обязательств».
- Содержание
- Глава 1. Сущность финансов
- 1.1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах
- 1.2. Финансы в системе производственных отношений
- 1.3. Функции финансов
- 1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 2.1.Понятие и состав финансовых ресурсов
- 2.2. Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 2.3. Государственный бюджет
- 2.4. Амортизационный фонд
- 2.5. Ссудный фонд
- 2.6. Денежные доходы и сбережения населения
- 2.7. Страховой фонд
- Глава 3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями
- 3.1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
- 3.2. Финансы и цена
- 3.3. Финансы и заработная плата
- 3.4. Финансы и кредит
- Глава 4. Финансовая система государства
- 4.1. Общее понятие о финансовой системе
- 4.2. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика
- Глава 5. Финансовая политика государства
- 5.1. Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи
- 5.2. Составные части финансовой политики, их характеристика
- 5.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
- Глава 6. Управление финансами
- 6.1. Общее понятие об управлении финансами
- 6.2. Органы управления финансами, их задачи и функции
- 6.3. Совершенствование управления финансами
- Глава 7. Финансовое планирование и прогнозирование
- 7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 7.2. Современная система финансовых планов
- 7.3. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- Глава 8. Финансовый контроль
- 8.1. Содержание и значение финансового контроля
- 8.2. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика
- 8.3. Органы финансового контроля
- 8.4. Развитие аудиторского контроля
- Глава 9. Финансы предприятий реального сектора экономики
- 9.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
- 9.2. Содержание финансов предприятий
- 9.3. Функции финансов предприятий
- 9.4. Принципы организации финансов предприятий
- 9.5. Финансовый менеджмент и финансовый механизм предприятий
- 9.6. Финансовые ресурсы и капитал предприятий
- Глава 10. Финансы непроизводственной сферы
- 10.1. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
- 10.2. Финансовое обеспечение социальной сферы
- 10.3. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы
- Глава 11. Сущность и роль страхования в системе экономических отношений
- 11.1. Экономическая сущность страхования
- 11.2. Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 11.3. Организационно-правовые формы страховых компаний
- 11.4. Основные принципы организации финансов в страховании
- Глава 12. Социальная защита населения и социальное страхование
- 12.1. Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм
- 12.2. Социальное страхование
- 12.3. Медицинское страхование
- 12.4. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом
- Глава 13. Государственный бюджет
- 13.1. Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 13.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 13.3. Доходы и расходы бюджета
- 13.4. Бюджетный дефицит
- 13.5. Бюджетный процесс
- Глава 14. Налоги в системе финансовых отношений
- 14.1. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание
- 14.2. Налоговая система
- 14.3. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
- Глава 15. Государственный кредит
- 15.1. Экономическая сущность государственного кредита
- 15.2. Функции государственного кредита
- 15.3. Формы и инструменты государственного кредита
- 15.4. Государственный долг, его содержание и виды
- 15.5. Управление государственным долгом
- Глава 16. Современные формы финансового оздоровления экономики
- 16.1. Институт банкротства как инструмент
- 16.2. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования
- 16.3. Финансовый рынок и его значение в современных условиях
- Глава 17. Финансы в системе международных экономических отношений
- 17.1. Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики
- 17.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- Тема 8. Понятие аудиторского контроля. Виды аудита и его специфика.
- 8.1. Понятие аудиторской деятельности. Аудиторские услуги.
- 8.2.Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений.