5.1. Состав и принципы построения бюджетной системы государства
Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Отсюда понятно, что состав бюджетной системы зависит от административно-территориального устройства страны. В унитарных (единых) государствах (Великобритания, Франция, Италия) бюджетная система включает два звена:
государственный бюджет;
местные бюджеты.
В федеративных государствах (США, Германия, РФ) бюджетная система состоит из трех звеньев:
государственный или федеральный бюджет, иногда его называют бюджетом центрального правительства;
бюджеты субъектов федерации (штатов – в США, земель – в Германии, республик, областей и других – в РФ);
местные бюджеты.
Бюджетное устройство, или организация бюджетной системы РФ, регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятым в 1998 г. Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система РФ в качестве самостоятельных частей включает:
федеральный бюджет;
89 бюджетов субъектов Федерации – в том числе 21 бюджет республик в составе РФ, 55 бюджетов краев и областей, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджет Еврейской автономной области и 10 бюджетов автономных округов;
бюджеты государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Современная бюджетная система основана на следующих принципах:
Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.
Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации; определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней); недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.
Принцип полноты отражения доходов и расходов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Центральным звеном бюджетной системы является государственный бюджет. На долю местных бюджетов в государствах, имеющих федеративное устройство, приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственных финансов, в унитарных государствах – около 30%.
Нижнее звено бюджетной системы (местные финансы) используется для следующих целей:
сглаживания диспропорций в размещении производительных сил;
повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования данной территории;
проведения социальной политики центрального правительства.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- И.Н. Гюнтер
- Введение
- Тема 12 излагает основы теории и практики управления финансами хозяйствующих субъектов.
- Тема 1. Деньги и денежная система
- 1.1. Происхождение и сущность денег
- 1.2. Виды денег
- 1.3. Функции денег
- 1.4. Теории денег и их эволюция
- 1.5. Организация безналичного и наличного денежного оборота
- 1.6. Денежная масса и ее роль в денежно-кредитной политике
- 1.7. Денежная система: типы, структуры и элементы
- 1.8. Законы денежного обращения
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Инфляция
- 2.1. Сущность инфляции и ее виды
- 2.2. Показатели инфляции и ее причины
- 2.3. Основные направления антиинфляционной политики
- 2.4. Денежные реформы
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Финансы и финансовая система
- 3.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов
- 3.2. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь
- 3.3. Финансовая политика
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Управление государственными финансами
- 4.1. Субъекты и структура органов управления государственными финансами
- Система управления финансами
- 4.2. Финансовое планирование и прогнозирование
- 4.3. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Бюджет как основное звено системы финансов
- 5.1. Состав и принципы построения бюджетной системы государства
- 5.2. Сущность и функции государственного бюджета
- 5.3. Государственный бюджет Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Бюджетный процесс и бюджетная политика
- 6.1. Бюджетная классификация
- 6.2. Бюджетный процесс
- 6.3. Бюджетная политика
- 6.4. Дефицит бюджета, его причины и способы финансирования
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Внебюджетные фонды
- 7.1. Сущность и назначение внебюджетных фондов
- 7.2. Источники и порядок формирования средств внебюджетных социальных фондов рф
- Максимальные тарифы страховых взносов работодателей (ставок есн) в государственные внебюджетные фонды
- Плательщики единого социального налога в государственные внебюджетные фонды
- Пенсионный фонд рф
- Фонд социального страхования рф
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- 7.3. Направление и порядок использования средств внебюджетных социальных фондов
- Пенсионный фонд рф
- Фонд социального страхования рф
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Государственный кредит
- 8.1. Сущность государственного кредита
- 8.2. Формы государственного кредита
- 8.3. Государственный долг
- 8.4. Управление государственным долгом рф
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Региональные финансы
- 9.1. Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования
- 9.2. Местные бюджеты: их функции, методы формирования и направления использования
- 9.3. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, регионального и местных бюджетов
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Страхование
- 10.1. Социально-экономическое содержание страхования, его назначение
- 10.2. Классификация и виды страхования
- 10.3. Развитие страхования в условиях рынка
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Налоговая система государства
- 11.1. Налоги: сущность, функции, классификация
- 11.2. Налоговая система
- Федеральные налоги
- 11.3. Налоговая политика
- 11.4. Налоговые термины
- Контрольные вопросы
- Тема 12. Финансы предприятий
- 12.1. Сущность и функции финансов предприятий, принципы их организации
- 12.2. Организация финансовой работы на предприятии
- 12.3. Финансовая отчетность хозяйствующего субъекта
- Коэффициенты платежеспособности
- 12.4. Выручка от продажи товаров, работ и услуг
- 12.5. Затраты предприятия, их состав и классификация
- Итого полная себестоимость
- 12.6. Оборотные производственные фонды и оборотные средства, их нормирование, способы финансирования и кредитования
- 12.7. Основные фонды предприятий, роль финансов в их кругообороте и источниках формирования
- Контрольные вопросы
- Тема 13. Рынок ценных бумаг
- 13.1. Основные понятия рынка ценных бумаг
- 13.2. Структурные элементы и организация рынка ценных бумаг
- 13.3. Профессиональные посредники на рынке ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Тема 14. Кредит
- 14.1. Природа и функции кредита в экономике
- 14.2. Виды обеспечения кредита
- 14.3. Классификация видов кредита
- 14.4. Коммерческий и банковский кредиты
- Классификация ссуд
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Кредитная система рф
- 15.1. Кредитная система и ее организация
- 15.2. Центральный банк и его место в кредитной системе
- 15.3. Денежно-кредитная политика
- 15.4. Основные направления денежно-кредитной политики цб рф на современном этапе
- Контрольные вопросы
- 9. Объясните значение устойчивости банковской системы. Заключение
- Список литературы
- Содержание
- Приложения
- Гюнтер Ирина Николаевна Шевцова Наталья Викторовна Финансы и кредит
- 308023, Г. Белгород, ул. Садовая, 116а