4.2. Финансовое планирование и прогнозирование
В экономической литературе планирование рассматривается как деятельность по принятию решений, ориентированных на будущее. Применительно к финансовому планированию – это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.
Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность — это рациональное соотношение между величинами дохода до уплаты налога и после ее осуществления по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам РФ.
Финансовое планирование представляет собой составную часть планирования экономики. Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в систему. Центральное место в системе принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, а также структура доходов и расходов.
Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства и регулировании денежного обращения занимает баланс финансовых ресурсов. Этот план разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ при активном участии Министерства финансов РФ и других учреждений финансовой системы. В балансе отражается формирование и использование денежных фондов, планируемых в составе бюджетного, внебюджетных, страхового и денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан.
С балансом финансовых ресурсов взаимосвязан другой синтетический баланс — баланс денежных доходов и расходов населения. В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах: заработная плата, доходы от индивидуальной трудовой деятельности, пенсии и пособия, стипендии, доходы от обмена товарами между группами населения, оплата товаров и услуг, налоги и добровольные взносы, сбережения во вкладах и займах.
Показатели финансовых планов служат исходной информацией для анализа и оценки финансового положения государства, основой для перспективного планирования.
Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть средне- (на 3–10 лет) и долгосрочными (более чем на 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, отражает концепцию финансовой политики на конкретный период развития общества. Его цель заключается в определении реально возможного объема финансовых ресурсов, источников и их использования на долгосрочный период. Прогнозы позволяют финансовому аппарату наметить и проанализировать разные варианты развития и совершенствования финансов, формы и методы реализации финансовой политики. Для финансового прогнозирования применяют различные методы: построение эконометрических моделей, которые описывают динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессоры; корреляционно-регрессионный анализ; экспертная оценка.
Финансовое программирование – это метод финансового планирования, предполагающий программно-целевой подход, в основу которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения. Программирование предполагает установление приоритетов государственных расходов по направлениям, повышение эффективности расходования государственных средств, прекращение финансирования в соответствии с применением альтернативных возможностей. Выбор варианта программы зависит от экономических (ресурсных) факторов, при этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели.
В настоящее время в Российской Федерации широко используют целевые комплексные программы, которые представляют собой совокупность научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, сбалансированных по ресурсам и исполнителям.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- И.Н. Гюнтер
- Введение
- Тема 12 излагает основы теории и практики управления финансами хозяйствующих субъектов.
- Тема 1. Деньги и денежная система
- 1.1. Происхождение и сущность денег
- 1.2. Виды денег
- 1.3. Функции денег
- 1.4. Теории денег и их эволюция
- 1.5. Организация безналичного и наличного денежного оборота
- 1.6. Денежная масса и ее роль в денежно-кредитной политике
- 1.7. Денежная система: типы, структуры и элементы
- 1.8. Законы денежного обращения
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Инфляция
- 2.1. Сущность инфляции и ее виды
- 2.2. Показатели инфляции и ее причины
- 2.3. Основные направления антиинфляционной политики
- 2.4. Денежные реформы
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Финансы и финансовая система
- 3.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов
- 3.2. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь
- 3.3. Финансовая политика
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Управление государственными финансами
- 4.1. Субъекты и структура органов управления государственными финансами
- Система управления финансами
- 4.2. Финансовое планирование и прогнозирование
- 4.3. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Бюджет как основное звено системы финансов
- 5.1. Состав и принципы построения бюджетной системы государства
- 5.2. Сущность и функции государственного бюджета
- 5.3. Государственный бюджет Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Бюджетный процесс и бюджетная политика
- 6.1. Бюджетная классификация
- 6.2. Бюджетный процесс
- 6.3. Бюджетная политика
- 6.4. Дефицит бюджета, его причины и способы финансирования
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Внебюджетные фонды
- 7.1. Сущность и назначение внебюджетных фондов
- 7.2. Источники и порядок формирования средств внебюджетных социальных фондов рф
- Максимальные тарифы страховых взносов работодателей (ставок есн) в государственные внебюджетные фонды
- Плательщики единого социального налога в государственные внебюджетные фонды
- Пенсионный фонд рф
- Фонд социального страхования рф
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- 7.3. Направление и порядок использования средств внебюджетных социальных фондов
- Пенсионный фонд рф
- Фонд социального страхования рф
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Государственный кредит
- 8.1. Сущность государственного кредита
- 8.2. Формы государственного кредита
- 8.3. Государственный долг
- 8.4. Управление государственным долгом рф
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Региональные финансы
- 9.1. Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования
- 9.2. Местные бюджеты: их функции, методы формирования и направления использования
- 9.3. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, регионального и местных бюджетов
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Страхование
- 10.1. Социально-экономическое содержание страхования, его назначение
- 10.2. Классификация и виды страхования
- 10.3. Развитие страхования в условиях рынка
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Налоговая система государства
- 11.1. Налоги: сущность, функции, классификация
- 11.2. Налоговая система
- Федеральные налоги
- 11.3. Налоговая политика
- 11.4. Налоговые термины
- Контрольные вопросы
- Тема 12. Финансы предприятий
- 12.1. Сущность и функции финансов предприятий, принципы их организации
- 12.2. Организация финансовой работы на предприятии
- 12.3. Финансовая отчетность хозяйствующего субъекта
- Коэффициенты платежеспособности
- 12.4. Выручка от продажи товаров, работ и услуг
- 12.5. Затраты предприятия, их состав и классификация
- Итого полная себестоимость
- 12.6. Оборотные производственные фонды и оборотные средства, их нормирование, способы финансирования и кредитования
- 12.7. Основные фонды предприятий, роль финансов в их кругообороте и источниках формирования
- Контрольные вопросы
- Тема 13. Рынок ценных бумаг
- 13.1. Основные понятия рынка ценных бумаг
- 13.2. Структурные элементы и организация рынка ценных бумаг
- 13.3. Профессиональные посредники на рынке ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Тема 14. Кредит
- 14.1. Природа и функции кредита в экономике
- 14.2. Виды обеспечения кредита
- 14.3. Классификация видов кредита
- 14.4. Коммерческий и банковский кредиты
- Классификация ссуд
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Кредитная система рф
- 15.1. Кредитная система и ее организация
- 15.2. Центральный банк и его место в кредитной системе
- 15.3. Денежно-кредитная политика
- 15.4. Основные направления денежно-кредитной политики цб рф на современном этапе
- Контрольные вопросы
- 9. Объясните значение устойчивости банковской системы. Заключение
- Список литературы
- Содержание
- Приложения
- Гюнтер Ирина Николаевна Шевцова Наталья Викторовна Финансы и кредит
- 308023, Г. Белгород, ул. Садовая, 116а