7.1. Сущность и назначение внебюджетных фондов
Внебюджетный фонд – форма образования и расходования фонда денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
В современных условиях внебюджетные фонды, с одной стороны, представляют собой механизм перераспределения национального дохода с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера, с другой – выступают как совокупность финансовых средств целевого назначения, находящихся в руках органов власти.
Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:
выделения из бюджета определенных, особо значимых расходов и специальных фондов для их финансирования;
формирования фондов с собственными источниками доходов.
Внебюджетные фонды имеют всегда строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов являются государственной либо муниципальной собственностью. При превышении доходов над расходами фондов (т. е. наличии положительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.
Большинство фондов создается в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций, либо в форме отчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.
Таким образом, внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных, экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.
Фонды различаются по правовому положению и целям создания.
По правовому положению фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративным устройством могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации); вторые — в распоряжении органов местного самоуправления.
В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на:
фонды социального назначения (их иногда называют фондами социального страхования);
экономические фонды.
К экономическим фондам в РФ относятся внебюджетные фонды территориального (регионального) развития и ведомственные (отраслевые, межотраслевые) внебюджетные фонды. В Российской Федерации к фондам социального назначения относятся:
1) Пенсионный фонд РФ (ПФ);
2) Фонд социального страхования РФ (ФСС);
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Эти фонды призваны обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации на получение пенсий, социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.п.
Внебюджетные фонды ведомственного назначения в России создаются на федеральном уровне для финансирования конкретных программ, видов деятельности. В частности, для покрытия затрат на НИОКР, материально-техническое обеспечение отдельных ведомств, министерств.
Ряд фондов создается путем выделения отдельных расходов бюджета с приданием им статуса внебюджетного фонда, другие фонды, наоборот, включаются в бюджеты субъектов Федерации либо непосредственно в государственный бюджет. Так, например, дорожные фонды, экологические фонды с 1994г. консолидированы в госбюджет РФ.
Территориальные (региональные) внебюджетные фонды, как правило, аккумулируют различные неналоговые доходы, в том числе добровольные взносы. Средства фондов используются в соответствии с положениями о данных фондах.
Решение об образовании региональных фондов принимают законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ. Региональные фонды создаются в России преимущественно для решения задач производственного и социального развития регионов, социальной поддержки населения, развития жилищного строительства. Наиболее крупным региональным фондом в России по объему аккумулируемых средств является Валютный фонд правительства Москвы.
Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями и зачастую выступают в качестве крупных инвесторов, прежде всего на рынке государственных ценных бумаг, с целью получения дополнительных доходов – другими словами, становятся кредиторами бюджета.
Порядок функционирования внебюджетных фондов федерального уровня определяется законами, постановлениями Федерального Собрания РФ либо указами Президента РФ.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- И.Н. Гюнтер
- Введение
- Тема 12 излагает основы теории и практики управления финансами хозяйствующих субъектов.
- Тема 1. Деньги и денежная система
- 1.1. Происхождение и сущность денег
- 1.2. Виды денег
- 1.3. Функции денег
- 1.4. Теории денег и их эволюция
- 1.5. Организация безналичного и наличного денежного оборота
- 1.6. Денежная масса и ее роль в денежно-кредитной политике
- 1.7. Денежная система: типы, структуры и элементы
- 1.8. Законы денежного обращения
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Инфляция
- 2.1. Сущность инфляции и ее виды
- 2.2. Показатели инфляции и ее причины
- 2.3. Основные направления антиинфляционной политики
- 2.4. Денежные реформы
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Финансы и финансовая система
- 3.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов
- 3.2. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь
- 3.3. Финансовая политика
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Управление государственными финансами
- 4.1. Субъекты и структура органов управления государственными финансами
- Система управления финансами
- 4.2. Финансовое планирование и прогнозирование
- 4.3. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Бюджет как основное звено системы финансов
- 5.1. Состав и принципы построения бюджетной системы государства
- 5.2. Сущность и функции государственного бюджета
- 5.3. Государственный бюджет Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Бюджетный процесс и бюджетная политика
- 6.1. Бюджетная классификация
- 6.2. Бюджетный процесс
- 6.3. Бюджетная политика
- 6.4. Дефицит бюджета, его причины и способы финансирования
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Внебюджетные фонды
- 7.1. Сущность и назначение внебюджетных фондов
- 7.2. Источники и порядок формирования средств внебюджетных социальных фондов рф
- Максимальные тарифы страховых взносов работодателей (ставок есн) в государственные внебюджетные фонды
- Плательщики единого социального налога в государственные внебюджетные фонды
- Пенсионный фонд рф
- Фонд социального страхования рф
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- 7.3. Направление и порядок использования средств внебюджетных социальных фондов
- Пенсионный фонд рф
- Фонд социального страхования рф
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Государственный кредит
- 8.1. Сущность государственного кредита
- 8.2. Формы государственного кредита
- 8.3. Государственный долг
- 8.4. Управление государственным долгом рф
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Региональные финансы
- 9.1. Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования
- 9.2. Местные бюджеты: их функции, методы формирования и направления использования
- 9.3. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, регионального и местных бюджетов
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Страхование
- 10.1. Социально-экономическое содержание страхования, его назначение
- 10.2. Классификация и виды страхования
- 10.3. Развитие страхования в условиях рынка
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Налоговая система государства
- 11.1. Налоги: сущность, функции, классификация
- 11.2. Налоговая система
- Федеральные налоги
- 11.3. Налоговая политика
- 11.4. Налоговые термины
- Контрольные вопросы
- Тема 12. Финансы предприятий
- 12.1. Сущность и функции финансов предприятий, принципы их организации
- 12.2. Организация финансовой работы на предприятии
- 12.3. Финансовая отчетность хозяйствующего субъекта
- Коэффициенты платежеспособности
- 12.4. Выручка от продажи товаров, работ и услуг
- 12.5. Затраты предприятия, их состав и классификация
- Итого полная себестоимость
- 12.6. Оборотные производственные фонды и оборотные средства, их нормирование, способы финансирования и кредитования
- 12.7. Основные фонды предприятий, роль финансов в их кругообороте и источниках формирования
- Контрольные вопросы
- Тема 13. Рынок ценных бумаг
- 13.1. Основные понятия рынка ценных бумаг
- 13.2. Структурные элементы и организация рынка ценных бумаг
- 13.3. Профессиональные посредники на рынке ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Тема 14. Кредит
- 14.1. Природа и функции кредита в экономике
- 14.2. Виды обеспечения кредита
- 14.3. Классификация видов кредита
- 14.4. Коммерческий и банковский кредиты
- Классификация ссуд
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Кредитная система рф
- 15.1. Кредитная система и ее организация
- 15.2. Центральный банк и его место в кредитной системе
- 15.3. Денежно-кредитная политика
- 15.4. Основные направления денежно-кредитной политики цб рф на современном этапе
- Контрольные вопросы
- 9. Объясните значение устойчивости банковской системы. Заключение
- Список литературы
- Содержание
- Приложения
- Гюнтер Ирина Николаевна Шевцова Наталья Викторовна Финансы и кредит
- 308023, Г. Белгород, ул. Садовая, 116а