logo
Учебное пособие

9.2. Местные бюджеты: их функции, методы формирования и направления использования

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

В соответствии с БК РФ доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов, доходов за счет отчислений их федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают:

Кроме того, субъекты Федерации должны передать на уровень местного самоуправления определенную долю отчислений от федеральных налогов, которую регионы получают от федерального бюджета.

Если в пределах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, то источники доходов местных бюджетов должны разграничиваться между ними на основе законов субъекта РФ. Если же муниципальные образования расположены внутри города как более крупного муниципального образования, закрепление между ними долей доходов местных бюджетов регламентируется Уставом города.

Расходы бюджетов муниципальных образований можно разделить на несколько групп. Это расходы связанные с:

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и другие расходы, а также уточнен порядок исполнения расходной части местного бюджета. Кроме того, все расходы можно подразделить на финансируемые исключительно из местных бюджетов и финансируемые совместно с бюджетами других уровней.

Как правило, для бюджетов муниципальных образований характерно наличие дефицита. Его финансирование осуществляется из двух источников:

В связи с использованием указанных источников финансирования дефицита местных бюджетов может возникнуть муниципальный долг, который полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом (муниципальной собственностью). Долговые обязательства погашаются в сроки, указанные в каждом из договоров заимствования, но в пределах 10 лет. При этом государство не несет ответственности по долговым обязательствам местных властей, если эти обязательства не были гарантированы субъектом Федерации или на федеральном уровне. Субъект Федерации не отвечает по обязательствам муниципальных образований.

Привлекаемый объем заемных средств для финансирования дефицита бюджета не должен превышать 15 % объема доходов местного бюджета, а затраты на обслуживание долга – 15% объема расходов.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4