logo search
Госы

Вопрос 24: Малое предпринимательство: критерии, роль в экономике. Особенности налогообложения

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным государственными органами или другими представительными организациями законам с целью получения прибыли.

Общими критериями, на основе которых предприятия относят к малому бизнесу: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода).

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней .

Этапы развития малого бизнеса в современной России

Первый этап (1985-1987 гг.) – «экспериментальный»

Зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов. Малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

Второй этап (1987-1988 гг.) – «кооперативное движение»

Сфера деятельности малого бизнеса расширяется, предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью – отсутствие достаточных финансовых ресурсов и неразвитость инфраструктуры. На этом этапе происходило накопление и перераспределение капиталов, приобретение начальных знаний, навыков работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.)

Формирование нормативно-законодательной базы, подготовка и проведение малой приватизации => создана необходимая база для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики, узаконено частное предпринимательство, развитие арендных отношений.

Четвертого этапа (1991-1992 гг.)

Для этого этапа характерна коммерциализация и появление среднего бизнеса, дальнейшее развитие нормативно-законодательной базы, становление рыночной инфраструктуры, повышение уровня профессионализма, укрупнение коммерческих структур, укрепление финансовых институтов.

Пятый этап (1993-1994 гг.)

Широкомасштабная приватизация способствовала развитию всех видов предпринимательства, расширение сферы участия малого бизнеса. Стабилизируется возрастной ценз бизнеса: франчайзинг, предпринимательские цепи, мини-монополии – старшее поколение, мини-монополии – молодое. Появляется четкое разграничение сфер приложения внимания среди поколений. На этом этапе заложены основы рыночных отношений, накоплены предпосылки к развитию инвестиционной деятельности.

Шестой этап (с 1995г.)

Поставленная цель – инвестиционная деят-ть не решена и по сегодняшний день.

Седьмой этап

С 2000-х годов для российской экономики характерен инновационный вектор развития. В связи с этим в последние годы активно развивается инновационное предпринимательство.

Особенности малого предприятия: единство права собственности и непосредственного управления предприятием; «обозримость предприятия»; личностный характер отношений (между хозяином и работником); персонифицированный характер отношений (между предпринимателем и клиентами); относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта; ключевая роль руководителя в жизни предприятия; характер финансирования.

Функции малого предприятия:

  1. экономические функции - функция работодателя; производителя продукции и услуг; катализатора научно-технического прогресса; налогоплательщика; агента рыночных отношений.

  2. социальные - через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал; малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров.

  3. экологическая функция малого бизнеса – создание малых предприятий по переработке промышленных отходов крупных и средних предприятий.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход от предпринимательской деятельности уплатой стоимости патента на занятие данной деятельность.

Под действие упрощенной системы налогообложения не попадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Субъекты малого предпринимательства имеют право в предусмотренном порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысечекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения установлен совокупный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта РФ. Совокупный доход исчисляется как разница меду валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за использование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ плюс 3%), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов. Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

Единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

При введении единого налога на территориях РФ с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, акцизы, налоги на операции с ценными бумагами, отчисления на производство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий, отдельные налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, налог на имущество предприятий, налог с продаж и ряд других.

Однако малые предприятия и индивидуальные предприниматели уплачивают: государственные и таможенные пошлины, иные таможенные платежи, лицензионные и регистрационные сборы, налог на приобретение транспортных средств, земельный налог, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, подоходный налог, уплачиваемый индивидуальными предпринимателями с любых доходов, за исключением доходов, получаемых с деятельности, по которой установлен единый налог на вмененный доход.

Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Вмененным доходом является потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Ставка единого налога устанавливается в размере 20% вмененного дохода. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которой является условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и др.), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых действиях.