Вопрос 95: Понятие стратегического управления. Этапы развития стратегического управления. Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях
Стратегический менеджмент – управление организацией с упором на человеческий фактор, опорой на потребителя и качество, что обеспечивает выживаемость организации.
Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения.
В основе стратегического управления лежат стратегии. Стратегия – это осознанная и продуманная совокупность норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений. Стратегия – это направление развития предприятия.
В хозяйственной практике России механизм стратегического менеджмента находится в стадии становления. При этом российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям на каждом шагу.
В настоящее время предприятие само определяет и прогнозирует параметры внешней среды, ассортимент продукции, цены, поставщиков, рынки сбыта, а также свои долгосрочные цели и стратегии. Руководители новых компаний подходят к пониманию необходимости разработки стратегии развития.
Быстрые изменения внешней среды предприятий также стимулируют появление новых методов, систем, подходов к управлению. Роль стратегического менеджмента расширяется в связи с интеграционными процессами в экономике. Наблюдается процесс глобализации бизнеса.
Недостатки и трудности развития стратегического менеджмента в России:
1) с одной стороны, информационный вакуум, с другой - обилие неупорядоченной внешней информации, отсутствие систематизированных ориентиров для выбора направлений развития предприятия;
2) менеджеры не знают новых методов стратегического управления;
3) отсутствие квалифицированных специалистов по стратегическому управлению.
Этапы развития стратегического менеджмента.
Игорь Ансофф (США) выделяет 4 этапа в развитии стратегического управления:
1 этап: Бюджетирование.
2 этап: Долгосрочное планирование.
3 этап: Стратегическое планирование.
4 этап: Стратегический менеджмент.
1 этап (1900 – 1930 годы). Составлялись ежегодные краткосрочные сметы-бюджеты по статьям расходов. Бюджеты составлялись по функциональному признаку (сфера НИОКР, производства, маркетинга) и по отдельным структурным единицам фирмы. Бюджетирование носило формальный характер, являлось краткосрочным и имело внутреннюю направленность. Основным показателем была текущая прибыль.
2 этап (1950 – 1960 годы). Расширяется горизонт планирования, разрабатывается прогноз продаж фирмы на несколько лет. Основной метод – экстраполяция базисных тенденций в будущее. Составлялся единый финансовый план корпорации. Основной задачей менеджеров было выявление финансовых проблем, ограничивающих рост фирмы. Предвидение роста возможностей фирмы.
3 этап (1960 – 1970 годы). Фирму начинают рассматривать как открытую систему. Проводят анализ внутренних и внешних факторов развития. Цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и на поведение конкурентов. К новым методам стратегического планирования относят: построение сценариев развития фирмы, разработка многовариантных планов на ситуационной основе, применение моделей для анализа портфеля капиталовложений, экспертные методы оценки.
4 этап (1980 – 1990 годы). Основой стратегических решений фирмы становится выбор ее действий в текущий момент времени, который рассматривается как начало будущего. Стратегическое управление включает не только процесс выбора стратегии, но и процесс ее реализации, оценку и контроль выполнения стратегии.
Отличия стратегического менеджмента от стратегического планирования:
1) Стратегический менеджмент связан с процессом реализации стратегии и контроля.
2) В стратегическом менеджменте внешняя среда не рассматривается как нечто неизменное.
3) Стратегические решения могут приниматься вне циклов планирования.
4) Реакция стратегического менеджмента на внешние изменения является двойственной: долговременной и оперативной.
5) Стратегический менеджмент включает элементы всех предшествующих систем управления.
6) В стратегическом менеджменте используется маркетинговый (рыночный) подход, ориентированный на рынок и внешнее окружение предприятия.
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на 3 вопроса:
1) В каком положении предприятие находится в настоящее время?
2) В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 лет?
3) Каким способом достигнуть желаемого положения?
В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.
Стратегическое решение – управленческие решения, которые ориентированы на будущее, сопряжены со значительной неопределенностью, связаны с вовлечением значительных ресурсов, имеют серьезные и долгосрочные последствия для предприятий.
Стратегические решения инновационны по своей природе, направлены на перспективные цели предприятия, на будущее, требуют знаний, субъективны по своей природе.
Эффективность системы стратегического менеджмента определяется следующим:
1) обеспечивает комплексный системный взгляд на предприятии и его внешнее окружение;
2) облегчает принятие стратегических решений на основе использования специальных понятий, методов и подходов;
3) помогает справиться с изменениями и провести изменения;
4) дает возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;
5) помогает сделать стратегический выбор и реализовать стратегию.
- Порядок расчета производственной программы
- Понятие и виды производственной мощности
- Порядок расчета производственной мощности
- Учет поступления основных средств
- Учет выбытия основных средств
- Состав и структура оборотных средств
- Методы оценки материальных ресурсов:
- 1. Анализ объема и структуры оборотного капитала.
- 2. Анализ эффективности использования оборотных средств.
- 3. Оценка обеспеченности собственными оборотными средствами.
- 4. Анализ ликвидности активов.
- По степени специализации различают:
- По степени непрерывности технологического процесса различают
- По способу поддержания ритма различают линии:
- Вопрос 21: Логистический подход к управлению материальными потоками: понятие логистики, необходимость применения, специфика логистического подхода к управлению
- Вопрос 22: Общая характеристика предпринимательства. Типология предпринимательской деятельности
- Вопрос 23: Современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- Вопрос 24: Малое предпринимательство: критерии, роль в экономике. Особенности налогообложения
- Вопрос 25: Предпринимательский риск: классификация, методы оценки и управления рисками.
- Вопрос 26: Этапы и формы организации собственного бизнеса
- Вопрос 27: Основные виды и методы регулирования внешнеэкономических операций
- Вопрос 28: Таможенный контроль
- Вопрос 29: Формы международных расчетов
- Вопрос 30: Система всемирного хозяйства и международное разделение труда
- Вопрос 31: Международная экономическая интеграция
- Вопрос 32: Международная валютная система
- Вопрос 33: Основы составления платежного баланса страны
- Горизонтальное представление платежного баланса
- Вопрос 34: Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений
- Моментные
- Интервальные.
- Вопрос 35: Понятие экономических индексов. Классификация индексов. Важнейшие экономические индексы и их взаимосвязи
- Степень охвата явления:
- Вопрос 36: Статистическая методология национального счетоводства и макроэкономических расчетов. Система национальных счетов (снс) России и ее основные показатели
- 7. Счет операций с капиталом в текущих ценах
- Вопрос 37: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Основные принципы бухгалтерского учета
- Вопрос 38: Бухгалтерский баланс и отчетность
- Типы изменений в балансе
- Вопрос 39: Виды расчетных операций и их учет
- Вопрос 40: Учетные регистры. Формы бухгалтерского учета. Учетная политика
- Вопрос 41: Международные стандарты финансовой отчетности
- Вопрос 42: Финансовая система России: функции, звенья.
- Вопрос 43: Финансовый рынок: сущность, функции. Кредитный рынок. Страховой рынок. Рынок ценных бумаг. Валютный рынок
- Вопрос 44: Сущность и функции денег. Виды денег. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены
- Вопрос 45: Финансовые ресурсы предприятия. Особенности формирования и использования
- Вопрос 46: Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Финансовые инструменты. Информационное обеспечение.
- Вопрос 47: Управление собственным капиталом: производственный и финансовый леверидж, дивидендная политика, стоимость бизнеса.
- Вопрос 48: Управление оборотным капиталом: управление запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и их эквивалентами
- Вопрос 49: Антикризисное управление предприятием
- Вопрос 50: Финансовые стратегии. Методы прогнозирования основных финансовых показателей.
- Вопрос 51: Банковская система России: центральный банк, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения страны. Банковские операции
- Вопрос 52: Банковские кредиты: принципы кредитования, классификация банковских кредитов, кредитный договор
- 1) Срочность возврата; 2) дифференцированность;
- Вопрос 53: Система ценных бумаг в России: понятие ценной бумаги, виды, классификация, качество ценных бумаг, портфель ценных бумаг, проблемы рынка ценных бумаг в России
- Вопрос 54: Рынок недвижимости: особенности, классификация, тенденции развития
- Вопрос 55: Оценка стоимости недвижимости: основные методы, их сравнительный анализ
- Вопрос 56: Биржевая торговля: понятие биржи, признаки, участники торгов, биржевой товар, формирование цен на бирже, биржевые индексы
- Вопрос 57: Аудиторская деятельность: понятие, цель. Сопутствующие аудиту услуги
- Вопрос 58: Аудиторское заключение: структура и виды
- Вопрос 59: Налоговая система Российской Федерации. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение.
- Вопрос 60: Эволюция менеджмента. Управление и его роль в современном мире. Принципы и методы управления
- Вопрос 61: Организационные структуры: понятие, виды, принципы построения
- Бюрократическая организационная структура
- Вопрос 62: Мотивация: основные понятия, теории мотивации и практика их применения
- Вопрос 63: Коммуникации: понятие, виды, структура коммуникационного процесса, преграды, пути совершенствования
- Наставления по искусству эффективно слушать
- Прекратите говорить. Невозможно слушать разговаривая. Полоний (Гамлету): «Дай каждому твой слух, но никому – твой голос».
- Вопрос 64: Управленческое решение: понятие, классификация, характеристика процесса принятия решения и требования к нему. Методы принятия решения
- Вопрос 65: Формы власти
- 4. Власть примера. Влияние с помощью харизмы.
- 5.Власть эксперта. Влияние через разумную веру.
- 6. Влияние путем убеждения.
- 7. Влияние через участие трудящихся в управление.
- Вопрос 66: Стили управления: характеристика, практика применения
- Авторитарный стиль управления
- Демократический стиль управления
- Либеральный стиль управления
- Вопрос 67: Организационная культура: понятие, виды, подходы к формированию
- Вопрос 68: Конфликты: понятие, классификация, причины возникновения. Методы разрешения конфликтных ситуаций
- Вопрос 69: Финансовая устойчивость организации: показатели, методика анализа Анализ финансовой устойчивости
- Вопрос 70: Платежеспособность организации: понятие, показатели, методика анализа Анализ платежеспособности предприятия
- Анализ ликвидности баланса (тыс. Руб.)
- Вопрос 71: Трудовые ресурсы предприятия: понятие, структура, основные направления анализа
- Анализ структуры персонала
- Анализ использования рабочего времени
- Анализ использования рабочего времени (чел.-дней)
- Вопрос 72: Использование системного анализа в экономике: понятие системы, структура, связи, цель, функции, поведение. Особенности системного мышления
- Вопрос 73: Внутрифирменное планирование: типы, принципы, функции, методы, организация планирования
- I. По степени неопределённости:
- II. По временной ориентации идей планирования:
- Вопрос 74: Планирование технического развития предприятия
- Вопрос 75: Оперативно-производственное планирование и регулирование производства
- Позаказная система опп
- Система планирования по заделам (система «ритм»)
- Система непрерывного опп (снопп)
- Вопрос 76: Планирование материального обеспечения предприятия
- Вопрос 77: Финансовое планирование. Бюджетирование
- Вопрос 78: Бизнес-план: понятие, виды, цели составления, содержание
- Вопрос 79: Индивидуальный трудовой договор: содержание, порядок заключения и расторжения. Коллективный трудовой договор
- Вопрос 80: Уровень жизни населения: понятие, показатели
- Вопрос 81: Формы и системы оплаты труда на предприятии: тарифная система, бестарифная система, проблемы оплаты труда в России. Единый социальный налог. Налог на доходы физических лиц
- Различают тарифную и бестарифную системы оплаты труда.
- При повременной системе оплаты труда заработок рабочего начисляется в соответствии с часовой тарифной ставкой рабочего или окладом за фактически отработанное время. Имеется две системы:
- Вопрос 82: Нормирование труда: виды норм, методы нормирования, классификация затрат рабочего времен
- Виды норм труда
- Вопрос 83: Классификация затрат для принятия управленческих решений
- Затраты, используемые для калькулирования и оценки готовой продукции
- Затраты на производство, данные о которых служат основанием при принятии управленческих решений
- Затраты, используемые в процессе планирования, контроля и регулирования
- Вопрос 84: Современные модели управления затратами: директ-костинг, стандарт-кост, маржинальный анализ, система сбалансированных показателей
- Вопрос 85: Сущность и виды контроллинга. Формирование системы контроллинга на предприятии
- Вопрос 86: Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
- Вопрос 87: Качество продукции: понятие, показатели качества и конкурентоспособности продукции
- Вопрос 88: Стандартизация и сертификация продукции
- Вопрос 89: Система управления качеством на предприятии
- Вопрос 90: Проект: понятие, типы проектов, анализ и методы управления. Рынок проектов в России
- К проектам будущего можно отнести:
- 1. По масштабу (размерам) проекта:
- В зависимости от значимости:
- По срочности:
- По степени связанности:
- Вопрос 91: Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта
- Вопрос 92: Инновации: понятие, классификация и значение. Инновационная деятельность предприятий. Показатели инновационной деятельности
- Вопрос 93: Стратегия предприятия: понятие, типы стратегий, процесс их формирования
- 1. По уровням иерархий управления:
- 3. По функциональным направлениям деятельности фирмы:
- 4. Эталонные стратегии развития фирмы (базисные):
- Вопрос 94: Основные методы стратегического управления
- Вопрос 95: Понятие стратегического управления. Этапы развития стратегического управления. Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях
- Вопрос 96: Маркетинговое исследование: методы и процедуры проведения
- Вопрос 97: Продукт: виды, уровни, классификация. Особенности услуг. Жизненный цикл продукта. Оценка конкурентоспособности продукта. Стратегия разработки нового продукта. Брэнды и марки
- Вопрос 98: Ценообразование в маркетинге. Методы расчета базовой цены. Ценовые стратегии
- Вопрос 99: Маркетинговые коммуникации: понятие, основные средства, методы проведения, достоинства и недостатки. Интегрирование маркетинговых коммуникаций на предприятии
- Паблик рилейшнз (пр)
- Реклама
- Персональные продажи
- Продвижение продаж
- Интегрирование маркетинговых коммуникаций
- Вопрос 100: Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Типы маркетинговых служб. План и бюджет маркетинга. Оценка эффективности маркетинговой деятельности
- Вопрос 101: Маркетинговые каналы: типы и уровни организации. Управление каналами.
- Типы маркетинговых каналов