logo
Госы

Вопрос 95: Понятие стратегического управления. Этапы развития стратегического управления. Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях

Стратегический менеджмент – управление организацией с упором на человеческий фактор, опорой на потребителя и качество, что обеспечивает выживаемость организации.

Стратегическое управление это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения.

В основе стратегического управления лежат стратегии. Стратегия – это осознанная и продуманная совокупность норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений. Стратегия – это направление развития предприятия.

В хозяйственной практике России механизм стратегического менеджмента находится в стадии становления. При этом российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям на каждом шагу.

В настоящее время предприятие само определяет и прогнозирует параметры внешней среды, ассортимент продукции, цены, поставщиков, рынки сбыта, а также свои долгосрочные цели и стратегии. Руководители новых компаний подходят к пониманию необходимости разработки стратегии развития.

Быстрые изменения внешней среды предприятий также стимулируют появление новых методов, систем, подходов к управлению. Роль стратегического менеджмента расширяется в связи с интеграционными процессами в экономике. Наблюдается процесс глобализации бизнеса.

Недостатки и трудности развития стратегического менеджмента в России:

1) с одной стороны, информационный вакуум, с другой - обилие неупорядоченной внешней информации, отсутствие систематизированных ориентиров для выбора направлений развития предприятия;

2) менеджеры не знают новых методов стратегического управления;

3) отсутствие квалифицированных специалистов по стратегическому управлению.

Этапы развития стратегического менеджмента.

Игорь Ансофф (США) выделяет 4 этапа в развитии стратегического управления:

1 этап: Бюджетирование.

2 этап: Долгосрочное планирование.

3 этап: Стратегическое планирование.

4 этап: Стратегический менеджмент.

1 этап (1900 – 1930 годы). Составлялись ежегодные краткосрочные сметы-бюджеты по статьям расходов. Бюджеты составлялись по функциональному признаку (сфера НИОКР, производства, маркетинга) и по отдельным структурным единицам фирмы. Бюджетирование носило формальный характер, являлось краткосрочным и имело внутреннюю направленность. Основным показателем была текущая прибыль.

2 этап (1950 – 1960 годы). Расширяется горизонт планирования, разрабатывается прогноз продаж фирмы на несколько лет. Основной метод – экстраполяция базисных тенденций в будущее. Составлялся единый финансовый план корпорации. Основной задачей менеджеров было выявление финансовых проблем, ограничивающих рост фирмы. Предвидение роста возможностей фирмы.

3 этап (1960 – 1970 годы). Фирму начинают рассматривать как открытую систему. Проводят анализ внутренних и внешних факторов развития. Цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и на поведение конкурентов. К новым методам стратегического планирования относят: построение сценариев развития фирмы, разработка многовариантных планов на ситуационной основе, применение моделей для анализа портфеля капиталовложений, экспертные методы оценки.

4 этап (1980 – 1990 годы). Основой стратегических решений фирмы становится выбор ее действий в текущий момент времени, который рассматривается как начало будущего. Стратегическое управление включает не только процесс выбора стратегии, но и процесс ее реализации, оценку и контроль выполнения стратегии.

Отличия стратегического менеджмента от стратегического планирования:

1) Стратегический менеджмент связан с процессом реализации стратегии и контроля.

2) В стратегическом менеджменте внешняя среда не рассматривается как нечто неизменное.

3) Стратегические решения могут приниматься вне циклов планирования.

4) Реакция стратегического менеджмента на внешние изменения является двойственной: долговременной и оперативной.

5) Стратегический менеджмент включает элементы всех предшествующих систем управления.

6) В стратегическом менеджменте используется маркетинговый (рыночный) подход, ориентированный на рынок и внешнее окружение предприятия.

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на 3 вопроса:

1) В каком положении предприятие находится в настоящее время?

2) В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 лет?

3) Каким способом достигнуть желаемого положения?

В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.

Стратегическое решение – управленческие решения, которые ориентированы на будущее, сопряжены со значительной неопределенностью, связаны с вовлечением значительных ресурсов, имеют серьезные и долгосрочные последствия для предприятий.

Стратегические решения инновационны по своей природе, направлены на перспективные цели предприятия, на будущее, требуют знаний, субъективны по своей природе.

Эффективность системы стратегического менеджмента определяется следующим:

1) обеспечивает комплексный системный взгляд на предприятии и его внешнее окружение;

2) облегчает принятие стратегических решений на основе использования специальных понятий, методов и подходов;

3) помогает справиться с изменениями и провести изменения;

4) дает возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;

5) помогает сделать стратегический выбор и реализовать стратегию.