logo
Госы

Вопрос 40: Учетные регистры. Формы бухгалтерского учета. Учетная политика

Учетные регистры

Записать операцию на счетах – это значит отразить ее содержание в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами.

учетной регистрацией понимают запись хозяйственных операций в учетных регистрах.

По внешнему виду учетные регистры подразделяются на книги, карточки и свободные листы (ведомости), а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. В бухгалтерских книгах все страницы пронумерованы и заключены в переплет. На последней странице указывается общее число пронумерованных страниц, за подписью главного бухгалтера или другого уполномоченного лица.

Карточки из плотной бумаги или неплотного картона не скрепляются между собой. Их хранят в специальных ящиках – картотеках. Карточки открываются на год. Открытые карточки регистрируют в специальном реестре для обеспечения контроля, за их сохранностью.

Свободные листы (ведомости) отличаются от карточек тем, что они изготавливаются из менее плотной бумаги, имеют большой формат. Хранят их в особых папках – регистраторах; заводятся они, как правило, на месяц или квартал.

По содержанию учетные регистры подразделяются на регистры синтетического, аналитического учета и комбинированные, то есть сочетающие эти два вида учета.

В основу построения регистров синтетич-ого учёта заложена шахматная форма графления учётных таблиц – дебитуемые счета располаг-ся в горизонтальных, кредитуемые – в вертикальных колонках.

По окончании месяца на каждой странице учетных регистров подводятся итоги. Итоговые записи синтетических и аналитических регистров обязательно сверяются путем составления оборотных ведомостей.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

После утверждения годового отчета учетные регистры группируют, переплетают и сдают на хранение в текущий архив организации.

Формы бухгалтерского учета

Под формой бухгалтерского учета понимаются процессы обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них.

При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записывают в регистрационный журнал, и записи в Главную книгу (регистр синтетического учета).

Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:

  1. применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;

  2. совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;

  3. объединение в журналах-ордерах синтетической записи с хронологической;

  4. отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разряде показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

  5. сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.

Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого формата со значительным количеством реквизитов. Открываются они на месяц на отдельный синтетический счет или группу синтетических счетов. Каждому журналу-ордеру присваивается определенный постоянный номер.

Запись в журнале-ордере производят ежедневно либо непосредственно с первичных документов, либо со вспомогательных ведомостей, которые служат для накапливания и группировки данных первичных документов.

В журналах-ордерах дается расшифровка кредитового оборота каждого синтетического счета, а в Главной книге расшифровка дебетового оборота этого же счета. После проверки оборотов выводится Сальдо на начало следующего месяца и записывается в соответствующей колонке Главной книги.

Для проверки правильности записей в Главной книге подсчитывают суммы оборотов и сальдо по всем счетам. Сумма дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны.

Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляются по данным Главной книги, журналов-ордеров и вспомогательных к ним ведомостей.

В настоящее время организациям предоставлено право самим выбирать форму бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки при соблюдении общих методологических принципов, а также технологии обработки учетной информации.

Учетная политика (ПБУ «Учётная политика»)

Учетная политика организации это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета, первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

  1. организационно-правовая форма организации;

  2. отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство и т.д.);

  3. масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);

  4. управленческая структура организации и структура бухгалтерии;

  5. материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.).

Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  1. выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

  2. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

  3. формы первичных учетных документов применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

  4. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

  5. правила документооборота и технология обработки учетной информации;

  6. порядок контроля за хозяйственными операциями;

  7. другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.