Вопрос 97: Продукт: виды, уровни, классификация. Особенности услуг. Жизненный цикл продукта. Оценка конкурентоспособности продукта. Стратегия разработки нового продукта. Брэнды и марки
Продукт – это товар, услуга или идея, представляющий собой набор явных или неявных атрибутов (свойств, характеристик). Товары имеют явные, физически измеримые, атрибуты, – цвет, размер, вес. Потребитель может оценить значение до совершения покупки. Следующие идеи могут быть продуктом: идеи реформирования экономики, образования, армии.
Услуги как объект маркетинга имеют четыре особенности:
1) Неявность – неочевидность свойств. До покупки и начала процесса потребления услуги потребитель не может с уверенностью оценить ее качество.
2) Неустойчивость, нестабильность свойств. Выполнение услуги неодинаково и зависит от ситуации – от физического, интеллектуального, эмоционального состояний исполнителя и потребителя услуги.
3) Неотделимость от поставщика. Одну и ту же работу разные специалисты одной квалификации (врачи, консультанты, официанты) делают по-разному.
4) Несохраняемость во времени. Пустое кресло в самолете, выполняющем рейс, нельзя сохранить и продать позже.
Для анализа и разработки продукта как элемента маркетингового комплекса используется концепция продукта, предполагающая разбиение всех характеристик продукта на два уровня. Первичные характеристики – это основная потребность, удовлетворяемая продуктом, характеристики, предоставляемые продуктами-конкурентами. Например, функцию перемещения человека выполняют все марки и модели автомобилей. Дополнительные характеристики – это характеристики, отличающие данный продукт от конкурирующих продуктов. К ним относятся: марочное название, уровень качества, дизайн, упаковка; услуги доставки и кредита, послепродажного сервиса, гарантия.
Все продукты, продаваемые на рынке, можно разделить на потребительские и деловые по критерию цели покупки – соответственно, для личного или делового использования
В зависимости от сложности покупочного решения потребительские продукты делятся на три группы: продукты текущего спроса (это товары и услуги, которые потребитель покупает часто и с минимальными усилиями (хлеб, молоко, массовые банковские услуги)), шоппинговые продукты (или продукты предварительного выбора): одежда, мебель, домашняя техника, услуги перепланировки квартиры, ремонта автомобиля, страхования имущества, специфические продукты (профессиональные услуги известных адвокатов, специфические медицинские услуги) предлагают потребителю уникальные характеристики.
Деловые продукты можно разделить на четыре группы по критерию специфики использования:
1) Капитальные предметы – установки и дополнительное оборудование. Установки – капиталоемкие продукты и используются длительное время (здания, тяжелое стационарное оборудование, большие самолеты и корабли, сложные программные комплексы). Дополнительное оборудование – это капитальные предметы, которые стоят меньше и используются меньший период времени, чем установки. Это портативное заводское и офисное оборудование.
2) Компонентные части и материалы, в том числе сырье. Компонентные части и материалы представляют собой конечный деловой продукт одного производителя, который становится частью конечного продукта другого производителя. К группе сырьевых, или сырых, материалов относятся продукты сельского хозяйства и продукты природного происхождения.
3) Обеспечивающие продукты включают три категории: предметы поддержки, поддерживающие состояние рабочих помещений; ремонтные предметы; оперативные обеспечивающие продукты, т.е. обеспечивающие операции, – масла, уголь, бумага для принтера.
4) Деловые услуги – это неявные продукты, которые фирма покупает для того, чтобы обеспечить свои процессы производства и другие операции.
Жизненный цикл продукта
Жизненный цикл продукта (ЖЦП) – это модель изменения стоимостных величин продукта (продажи и прибыль) в течение всего времени его существования – от появления идеи продукта до снятия его с производства и прекращения сервисной поддержки. ЖЦП включает пять основных стадий:
1. Разработка продукта. Появляется и разрабатывается новая продуктная идея – ведутся научные исследования и разработки; создается опытный образец или серия для испытаний. По результатам испытаний готовится серийный выпуск. На этой стадии разработчик несет существенные затраты, а продаж нет.
2. Введение на рынок. Это период появления продукта на рынке и медленного роста продаж. Затраты продолжают расти.
3. Рост. Это период ускоренного роста продаж и растущей прибыли.
4. Зрелость. Период замедления роста продаж, поскольку продукт уже куплен большей частью потенциальных покупателей. Прибыль стабилизируется или начинает падать в силу растущих затрат на защиту продукта от конкуренции.
5. Спад. Это период, когда продажи резко падают, а прибыль сходит на нет.
Оценка конкурентоспособности продукта
Под конкурентоспособностью понимают такую характеристику продукта, которая показывает его отличие от продукта - конкурента, как по степени соответствия общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Оценка конкурентоспособности продукта основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы продукт удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам: техническим, эстетическим, эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма), нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам), экономическим (уровень цен на товар, сервисное обслуживание).
Для оценки конкурентоспособности продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.
Применяются два метода расчета:
а) при расчете единичных показателей для технических параметров, рост которых обеспечивает повышение конкурентоспособности продукта, используется формула:
где Ра – уровень параметра анализируемой продукции;
Рk – уровень параметра продукции предприятия-конкурента.
При расчете единичных показателей для технических параметров, рост которых сопровождается снижением конкурентоспособности продукта, используется формула:
б) При расчете единичных показателей для экономических параметров, рост которых обеспечивает повышение конкурентоспособности продукта, используется формула:
При расчете единичных показателей для экономических параметров, рост которых сопровождается снижением конкурентоспособности продукта, используется формула:
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (qi) по определенной группе параметров (технических, экономических) с помощью весовых коэффициентов (аi), устанавливаемых экспертным путем:
G = qi аi.
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):
Если I>1, то анализируемая продукция превосходит продукцию предприятия-конкурента по своим параметрам, т.е. является конкурентоспособной, а если I<1, то анализируемая продукция уступает продукции предприятия-конкурента по своим параметрам, т.е. является неконкурентоспособной.
Брэнд и марка
Брэнд, марка – это название, термин, знак, символ, слоган, дизайн или их сочетание, используемые для идентификации продавца и его продуктов. Марки Microsoft, Sony известны во всем мире. Для людей в разных странах они символизируют прогресс, высокое качество и надежность продукции. Главный признак брэнда – узнаваемость потребителями.
Значимость марки для бизнеса определяется тем, что капитализация компании, или ее рыночная стоимость, все больше зависит от неявных активов. Марка, как один из неявных активов, может существенно увеличивать стоимость компании, являясь дополнением материальных активов.
Марочный знак – часть марки, эмблема, знак, символ или картинка, которую можно опознать, но невозможно произнести.
Товарный знак – название, символ или другое средство, которое дает компании юридические, или эксклюзивные, права на использование. Товарный знак – марка или ее часть, обеспеченная правовой защитой. Владелец товарного знака может предоставлять право использования знака другим производителям на основе лицензионного соглашения или договора. Регистрация товарного знака наделяет владельца правом запрещать использовать идентичные или схожие марки.
Марочный актив – ценность названия, символов, ассоциаций и репутации марки для всех целевых аудиторий, взаимодействующих с маркой. Марочный актив позволяет марке получать более высокие продажи и/или прибыль, влияет на рыночную позицию компании.
Стратегия разработки нового продукта
Процесс создания нового продукта включает следующие этапы: генерирование идей, оценка идей, бизнес-анализ, разработка, рыночное тестирование, коммерциализация.
Генерирование идей. Целью этапа генерирования идей является сбор идей, из которых может впоследствии появиться новый продукт. Источниками таких идей являются потребители, сотрудники и служба НИОКР, конкуренты, партнеры, дистрибьюторы.
Фильтрация. Этап фильтрации разделяет идеи на две группы – те, что обладают коммерческим потенциалом, и те, что не соответствуют целям компании. Цель этапа фильтрации – предварительный анализ идей и отброс предложений, не стоящих усилий компании.
Бизнес-анализ. Идеи, прошедшие этап фильтрации, подвергаются бизнес-анализу. Здесь уточняются характеристики будущего продукта; оценивается потенциальный рынок продукта и его рост, конкурентные преимущества.
Разработка. Эта стадия включает изготовление продукта, выполнение лабораторных и потребительских тестов. Процесс превращения концепции в продукт – совместная ответственность инженеров-разработчиков, и маркетологов, обеспечивающих обратную связь с потребителями.
Тест-маркетинг – это предложение продукта на продажу на ограниченной основе, с тем чтобы проверить, покупается ли продукт, и попробовать различные варианты его маркетинга. Оценка жизнеспособности продукта проводится путем измерения продаж в торговых точках и числа заказов розничными торговцами этого продукта у оптовиков.
Коммерциализация – это введение продукта на полномасштабный рынок. Решение о запуске продукта предполагает определение времени и места выхода продукта на рынок.
- Порядок расчета производственной программы
- Понятие и виды производственной мощности
- Порядок расчета производственной мощности
- Учет поступления основных средств
- Учет выбытия основных средств
- Состав и структура оборотных средств
- Методы оценки материальных ресурсов:
- 1. Анализ объема и структуры оборотного капитала.
- 2. Анализ эффективности использования оборотных средств.
- 3. Оценка обеспеченности собственными оборотными средствами.
- 4. Анализ ликвидности активов.
- По степени специализации различают:
- По степени непрерывности технологического процесса различают
- По способу поддержания ритма различают линии:
- Вопрос 21: Логистический подход к управлению материальными потоками: понятие логистики, необходимость применения, специфика логистического подхода к управлению
- Вопрос 22: Общая характеристика предпринимательства. Типология предпринимательской деятельности
- Вопрос 23: Современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- Вопрос 24: Малое предпринимательство: критерии, роль в экономике. Особенности налогообложения
- Вопрос 25: Предпринимательский риск: классификация, методы оценки и управления рисками.
- Вопрос 26: Этапы и формы организации собственного бизнеса
- Вопрос 27: Основные виды и методы регулирования внешнеэкономических операций
- Вопрос 28: Таможенный контроль
- Вопрос 29: Формы международных расчетов
- Вопрос 30: Система всемирного хозяйства и международное разделение труда
- Вопрос 31: Международная экономическая интеграция
- Вопрос 32: Международная валютная система
- Вопрос 33: Основы составления платежного баланса страны
- Горизонтальное представление платежного баланса
- Вопрос 34: Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений
- Моментные
- Интервальные.
- Вопрос 35: Понятие экономических индексов. Классификация индексов. Важнейшие экономические индексы и их взаимосвязи
- Степень охвата явления:
- Вопрос 36: Статистическая методология национального счетоводства и макроэкономических расчетов. Система национальных счетов (снс) России и ее основные показатели
- 7. Счет операций с капиталом в текущих ценах
- Вопрос 37: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Основные принципы бухгалтерского учета
- Вопрос 38: Бухгалтерский баланс и отчетность
- Типы изменений в балансе
- Вопрос 39: Виды расчетных операций и их учет
- Вопрос 40: Учетные регистры. Формы бухгалтерского учета. Учетная политика
- Вопрос 41: Международные стандарты финансовой отчетности
- Вопрос 42: Финансовая система России: функции, звенья.
- Вопрос 43: Финансовый рынок: сущность, функции. Кредитный рынок. Страховой рынок. Рынок ценных бумаг. Валютный рынок
- Вопрос 44: Сущность и функции денег. Виды денег. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены
- Вопрос 45: Финансовые ресурсы предприятия. Особенности формирования и использования
- Вопрос 46: Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Финансовые инструменты. Информационное обеспечение.
- Вопрос 47: Управление собственным капиталом: производственный и финансовый леверидж, дивидендная политика, стоимость бизнеса.
- Вопрос 48: Управление оборотным капиталом: управление запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и их эквивалентами
- Вопрос 49: Антикризисное управление предприятием
- Вопрос 50: Финансовые стратегии. Методы прогнозирования основных финансовых показателей.
- Вопрос 51: Банковская система России: центральный банк, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения страны. Банковские операции
- Вопрос 52: Банковские кредиты: принципы кредитования, классификация банковских кредитов, кредитный договор
- 1) Срочность возврата; 2) дифференцированность;
- Вопрос 53: Система ценных бумаг в России: понятие ценной бумаги, виды, классификация, качество ценных бумаг, портфель ценных бумаг, проблемы рынка ценных бумаг в России
- Вопрос 54: Рынок недвижимости: особенности, классификация, тенденции развития
- Вопрос 55: Оценка стоимости недвижимости: основные методы, их сравнительный анализ
- Вопрос 56: Биржевая торговля: понятие биржи, признаки, участники торгов, биржевой товар, формирование цен на бирже, биржевые индексы
- Вопрос 57: Аудиторская деятельность: понятие, цель. Сопутствующие аудиту услуги
- Вопрос 58: Аудиторское заключение: структура и виды
- Вопрос 59: Налоговая система Российской Федерации. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение.
- Вопрос 60: Эволюция менеджмента. Управление и его роль в современном мире. Принципы и методы управления
- Вопрос 61: Организационные структуры: понятие, виды, принципы построения
- Бюрократическая организационная структура
- Вопрос 62: Мотивация: основные понятия, теории мотивации и практика их применения
- Вопрос 63: Коммуникации: понятие, виды, структура коммуникационного процесса, преграды, пути совершенствования
- Наставления по искусству эффективно слушать
- Прекратите говорить. Невозможно слушать разговаривая. Полоний (Гамлету): «Дай каждому твой слух, но никому – твой голос».
- Вопрос 64: Управленческое решение: понятие, классификация, характеристика процесса принятия решения и требования к нему. Методы принятия решения
- Вопрос 65: Формы власти
- 4. Власть примера. Влияние с помощью харизмы.
- 5.Власть эксперта. Влияние через разумную веру.
- 6. Влияние путем убеждения.
- 7. Влияние через участие трудящихся в управление.
- Вопрос 66: Стили управления: характеристика, практика применения
- Авторитарный стиль управления
- Демократический стиль управления
- Либеральный стиль управления
- Вопрос 67: Организационная культура: понятие, виды, подходы к формированию
- Вопрос 68: Конфликты: понятие, классификация, причины возникновения. Методы разрешения конфликтных ситуаций
- Вопрос 69: Финансовая устойчивость организации: показатели, методика анализа Анализ финансовой устойчивости
- Вопрос 70: Платежеспособность организации: понятие, показатели, методика анализа Анализ платежеспособности предприятия
- Анализ ликвидности баланса (тыс. Руб.)
- Вопрос 71: Трудовые ресурсы предприятия: понятие, структура, основные направления анализа
- Анализ структуры персонала
- Анализ использования рабочего времени
- Анализ использования рабочего времени (чел.-дней)
- Вопрос 72: Использование системного анализа в экономике: понятие системы, структура, связи, цель, функции, поведение. Особенности системного мышления
- Вопрос 73: Внутрифирменное планирование: типы, принципы, функции, методы, организация планирования
- I. По степени неопределённости:
- II. По временной ориентации идей планирования:
- Вопрос 74: Планирование технического развития предприятия
- Вопрос 75: Оперативно-производственное планирование и регулирование производства
- Позаказная система опп
- Система планирования по заделам (система «ритм»)
- Система непрерывного опп (снопп)
- Вопрос 76: Планирование материального обеспечения предприятия
- Вопрос 77: Финансовое планирование. Бюджетирование
- Вопрос 78: Бизнес-план: понятие, виды, цели составления, содержание
- Вопрос 79: Индивидуальный трудовой договор: содержание, порядок заключения и расторжения. Коллективный трудовой договор
- Вопрос 80: Уровень жизни населения: понятие, показатели
- Вопрос 81: Формы и системы оплаты труда на предприятии: тарифная система, бестарифная система, проблемы оплаты труда в России. Единый социальный налог. Налог на доходы физических лиц
- Различают тарифную и бестарифную системы оплаты труда.
- При повременной системе оплаты труда заработок рабочего начисляется в соответствии с часовой тарифной ставкой рабочего или окладом за фактически отработанное время. Имеется две системы:
- Вопрос 82: Нормирование труда: виды норм, методы нормирования, классификация затрат рабочего времен
- Виды норм труда
- Вопрос 83: Классификация затрат для принятия управленческих решений
- Затраты, используемые для калькулирования и оценки готовой продукции
- Затраты на производство, данные о которых служат основанием при принятии управленческих решений
- Затраты, используемые в процессе планирования, контроля и регулирования
- Вопрос 84: Современные модели управления затратами: директ-костинг, стандарт-кост, маржинальный анализ, система сбалансированных показателей
- Вопрос 85: Сущность и виды контроллинга. Формирование системы контроллинга на предприятии
- Вопрос 86: Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
- Вопрос 87: Качество продукции: понятие, показатели качества и конкурентоспособности продукции
- Вопрос 88: Стандартизация и сертификация продукции
- Вопрос 89: Система управления качеством на предприятии
- Вопрос 90: Проект: понятие, типы проектов, анализ и методы управления. Рынок проектов в России
- К проектам будущего можно отнести:
- 1. По масштабу (размерам) проекта:
- В зависимости от значимости:
- По срочности:
- По степени связанности:
- Вопрос 91: Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта
- Вопрос 92: Инновации: понятие, классификация и значение. Инновационная деятельность предприятий. Показатели инновационной деятельности
- Вопрос 93: Стратегия предприятия: понятие, типы стратегий, процесс их формирования
- 1. По уровням иерархий управления:
- 3. По функциональным направлениям деятельности фирмы:
- 4. Эталонные стратегии развития фирмы (базисные):
- Вопрос 94: Основные методы стратегического управления
- Вопрос 95: Понятие стратегического управления. Этапы развития стратегического управления. Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях
- Вопрос 96: Маркетинговое исследование: методы и процедуры проведения
- Вопрос 97: Продукт: виды, уровни, классификация. Особенности услуг. Жизненный цикл продукта. Оценка конкурентоспособности продукта. Стратегия разработки нового продукта. Брэнды и марки
- Вопрос 98: Ценообразование в маркетинге. Методы расчета базовой цены. Ценовые стратегии
- Вопрос 99: Маркетинговые коммуникации: понятие, основные средства, методы проведения, достоинства и недостатки. Интегрирование маркетинговых коммуникаций на предприятии
- Паблик рилейшнз (пр)
- Реклама
- Персональные продажи
- Продвижение продаж
- Интегрирование маркетинговых коммуникаций
- Вопрос 100: Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Типы маркетинговых служб. План и бюджет маркетинга. Оценка эффективности маркетинговой деятельности
- Вопрос 101: Маркетинговые каналы: типы и уровни организации. Управление каналами.
- Типы маркетинговых каналов