Вопрос 67: Организационная культура: понятие, виды, подходы к формированию
Организация – это сложный механизм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам.
Можно выделить две основные системы управления: формальную (административно-организационную, жесткую) и неформальную (социально-психологическую, мягкую). Первой свойственна строгая иерархичность; связи между подразделениями, расположенными на одном уровне организационной структуры, осуществляется через центр; в ходу жесткие должностные инструкции; подчиненным даются исчерпывающие задания, в сотрудниках поощряется исполнительность; главное для человека – сделать так, как сказал начальник. Вторая система не запрещает действовать перескакивая через ступеньки служебной лестницы; дает простор горизонтальным связям; от людей ждут, что они сформируют свою должность сами, не взирая на инструкции; подчиненному лишь ставятся задачи, и его дело, как он будет решать их; поощряется инициатива, творческий подход к делу; главное для человека – решить проблему, представить результат; наконец, исполнитель участвует в постановке самой задачи, которую ему предстоит решать.
Коренное отличие формальной системы от неформальной: в то время как первая опирается на посредственность, а все, кто не вписывается в стандарт, ей только мешают; вторая ориентируется как раз на «из ряда вон выходящие» способности людей, она поощряет их индивидуальность, извлекая именно из нее наибольшие для себя выгоды.
Роль организационной культуры в деятельности предприятия
Целенаправленное формирование организационной культуры может позволить:
эффективно использовать человеческие ресурсы предприятия для реализации его стратегии;
повысить уровень управляемости предприятия;
усилить сплоченность команды;
использовать как стратегический мотивирующий фактор, направляющий сотрудников на достижение целей фирмы.
Значение корпоративной культуры для развития любой организации определяется рядом обстоятельств. Во-первых. Она придает сотрудникам организационную идентичность, определяет внутригрупповое представление о фирме, является важным источником стабильности и преемственности. Во-вторых, знание основ организационной культуры своей фирмы помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие на фирмы события, определяя в них все наиболее важное и существенное. В-третьих, внутриорганизационная культура, более чем, что–либо другое, стимулирует самосознание и высокую ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи.
Ядром организационной культуры, несомненно, являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения на предприятии.
Помимо ценностей в структуре корпоративной культуры выделяются внутриорганизационные нормы и роли. Под нормами понимаются управляющие поведением сотрудников обобщенные правила, которые приводят к достижению целей предприятия. Роли определяют вклад каждого в совместную деятельность, в зависимости от занимаемой им формальной или неформальной позиции в организации, а также возможные ожидания и взаимный контроль сотрудников.
Организационная культура обычно определяет: отношение к компании, отношения к работе, отношение к старшим, коллегам и подчиненным, отношение к себе.
Организационная культура – основа эффективности фирмы
Каждая лидирующая организация обладает сложившейся, хорошо видимой культурой, четко распознаваемой ее наемными работниками.
Стремясь изменить корпоративную стратегию, расширить присутствие на рынке или добиться технологического преимущества, преуспевающие компании осуществляют нечто внутри себя. культура оказывает мощное влияние на производственные показатели деятельности и долгосрочную эффективность предприятий. Без фундаментального изменения совершенно нового вида, а именно изменения в организационной культуре, почти не остается надежды на улучшение показателей продуктивности организации.
Технология формирования организационной культуры
Важное значение приобретает технология формирования новой организационной культуры, в которой желательно участие большей части коллектива предприятия. Это можно организовать с помощью проведения проблемно-ориентированной игры. В ней может участвовать до ста человек. Игра проводится в течение двух дней. Участники делятся на четыре конкурентные группы, которые в процессе «мозговой атаки» вырабатывают последовательно три составляющие философии управления предприятием: миссию, рыночные принципы управления и корпоративную культуру.
В процессе такой работы ее результатом становится опыт, знания, видение каждого участника. В проблемно-ориентированной игре все равны, все только активные участники игры. Административные должности на период игры «ликвидируются». В игре господствует только логика и разум. Руководители игры внимательно следят за соблюдением такой ситуации. Никто не должен пользоваться каким-либо преимуществом. В процессе игры совершенно недопустима критика личности, – разрешается высказывать любые идеи.
На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют выработать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимания между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис и построить новую организационную культуру.
Участники создают при этом, как возможность путей формирования новой организационной культуры, так и собственную мотивацию, мотивацию своего участия в этом, что в свою очередь гарантирует успешность их практических действий.
Данный проект рассматривается во всех подразделениях предприятия, и уточненный утверждается на совещании у генерального директора, превращаясь в официальную концепцию.
- Порядок расчета производственной программы
- Понятие и виды производственной мощности
- Порядок расчета производственной мощности
- Учет поступления основных средств
- Учет выбытия основных средств
- Состав и структура оборотных средств
- Методы оценки материальных ресурсов:
- 1. Анализ объема и структуры оборотного капитала.
- 2. Анализ эффективности использования оборотных средств.
- 3. Оценка обеспеченности собственными оборотными средствами.
- 4. Анализ ликвидности активов.
- По степени специализации различают:
- По степени непрерывности технологического процесса различают
- По способу поддержания ритма различают линии:
- Вопрос 21: Логистический подход к управлению материальными потоками: понятие логистики, необходимость применения, специфика логистического подхода к управлению
- Вопрос 22: Общая характеристика предпринимательства. Типология предпринимательской деятельности
- Вопрос 23: Современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- Вопрос 24: Малое предпринимательство: критерии, роль в экономике. Особенности налогообложения
- Вопрос 25: Предпринимательский риск: классификация, методы оценки и управления рисками.
- Вопрос 26: Этапы и формы организации собственного бизнеса
- Вопрос 27: Основные виды и методы регулирования внешнеэкономических операций
- Вопрос 28: Таможенный контроль
- Вопрос 29: Формы международных расчетов
- Вопрос 30: Система всемирного хозяйства и международное разделение труда
- Вопрос 31: Международная экономическая интеграция
- Вопрос 32: Международная валютная система
- Вопрос 33: Основы составления платежного баланса страны
- Горизонтальное представление платежного баланса
- Вопрос 34: Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений
- Моментные
- Интервальные.
- Вопрос 35: Понятие экономических индексов. Классификация индексов. Важнейшие экономические индексы и их взаимосвязи
- Степень охвата явления:
- Вопрос 36: Статистическая методология национального счетоводства и макроэкономических расчетов. Система национальных счетов (снс) России и ее основные показатели
- 7. Счет операций с капиталом в текущих ценах
- Вопрос 37: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Основные принципы бухгалтерского учета
- Вопрос 38: Бухгалтерский баланс и отчетность
- Типы изменений в балансе
- Вопрос 39: Виды расчетных операций и их учет
- Вопрос 40: Учетные регистры. Формы бухгалтерского учета. Учетная политика
- Вопрос 41: Международные стандарты финансовой отчетности
- Вопрос 42: Финансовая система России: функции, звенья.
- Вопрос 43: Финансовый рынок: сущность, функции. Кредитный рынок. Страховой рынок. Рынок ценных бумаг. Валютный рынок
- Вопрос 44: Сущность и функции денег. Виды денег. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены
- Вопрос 45: Финансовые ресурсы предприятия. Особенности формирования и использования
- Вопрос 46: Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Финансовые инструменты. Информационное обеспечение.
- Вопрос 47: Управление собственным капиталом: производственный и финансовый леверидж, дивидендная политика, стоимость бизнеса.
- Вопрос 48: Управление оборотным капиталом: управление запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и их эквивалентами
- Вопрос 49: Антикризисное управление предприятием
- Вопрос 50: Финансовые стратегии. Методы прогнозирования основных финансовых показателей.
- Вопрос 51: Банковская система России: центральный банк, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения страны. Банковские операции
- Вопрос 52: Банковские кредиты: принципы кредитования, классификация банковских кредитов, кредитный договор
- 1) Срочность возврата; 2) дифференцированность;
- Вопрос 53: Система ценных бумаг в России: понятие ценной бумаги, виды, классификация, качество ценных бумаг, портфель ценных бумаг, проблемы рынка ценных бумаг в России
- Вопрос 54: Рынок недвижимости: особенности, классификация, тенденции развития
- Вопрос 55: Оценка стоимости недвижимости: основные методы, их сравнительный анализ
- Вопрос 56: Биржевая торговля: понятие биржи, признаки, участники торгов, биржевой товар, формирование цен на бирже, биржевые индексы
- Вопрос 57: Аудиторская деятельность: понятие, цель. Сопутствующие аудиту услуги
- Вопрос 58: Аудиторское заключение: структура и виды
- Вопрос 59: Налоговая система Российской Федерации. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение.
- Вопрос 60: Эволюция менеджмента. Управление и его роль в современном мире. Принципы и методы управления
- Вопрос 61: Организационные структуры: понятие, виды, принципы построения
- Бюрократическая организационная структура
- Вопрос 62: Мотивация: основные понятия, теории мотивации и практика их применения
- Вопрос 63: Коммуникации: понятие, виды, структура коммуникационного процесса, преграды, пути совершенствования
- Наставления по искусству эффективно слушать
- Прекратите говорить. Невозможно слушать разговаривая. Полоний (Гамлету): «Дай каждому твой слух, но никому – твой голос».
- Вопрос 64: Управленческое решение: понятие, классификация, характеристика процесса принятия решения и требования к нему. Методы принятия решения
- Вопрос 65: Формы власти
- 4. Власть примера. Влияние с помощью харизмы.
- 5.Власть эксперта. Влияние через разумную веру.
- 6. Влияние путем убеждения.
- 7. Влияние через участие трудящихся в управление.
- Вопрос 66: Стили управления: характеристика, практика применения
- Авторитарный стиль управления
- Демократический стиль управления
- Либеральный стиль управления
- Вопрос 67: Организационная культура: понятие, виды, подходы к формированию
- Вопрос 68: Конфликты: понятие, классификация, причины возникновения. Методы разрешения конфликтных ситуаций
- Вопрос 69: Финансовая устойчивость организации: показатели, методика анализа Анализ финансовой устойчивости
- Вопрос 70: Платежеспособность организации: понятие, показатели, методика анализа Анализ платежеспособности предприятия
- Анализ ликвидности баланса (тыс. Руб.)
- Вопрос 71: Трудовые ресурсы предприятия: понятие, структура, основные направления анализа
- Анализ структуры персонала
- Анализ использования рабочего времени
- Анализ использования рабочего времени (чел.-дней)
- Вопрос 72: Использование системного анализа в экономике: понятие системы, структура, связи, цель, функции, поведение. Особенности системного мышления
- Вопрос 73: Внутрифирменное планирование: типы, принципы, функции, методы, организация планирования
- I. По степени неопределённости:
- II. По временной ориентации идей планирования:
- Вопрос 74: Планирование технического развития предприятия
- Вопрос 75: Оперативно-производственное планирование и регулирование производства
- Позаказная система опп
- Система планирования по заделам (система «ритм»)
- Система непрерывного опп (снопп)
- Вопрос 76: Планирование материального обеспечения предприятия
- Вопрос 77: Финансовое планирование. Бюджетирование
- Вопрос 78: Бизнес-план: понятие, виды, цели составления, содержание
- Вопрос 79: Индивидуальный трудовой договор: содержание, порядок заключения и расторжения. Коллективный трудовой договор
- Вопрос 80: Уровень жизни населения: понятие, показатели
- Вопрос 81: Формы и системы оплаты труда на предприятии: тарифная система, бестарифная система, проблемы оплаты труда в России. Единый социальный налог. Налог на доходы физических лиц
- Различают тарифную и бестарифную системы оплаты труда.
- При повременной системе оплаты труда заработок рабочего начисляется в соответствии с часовой тарифной ставкой рабочего или окладом за фактически отработанное время. Имеется две системы:
- Вопрос 82: Нормирование труда: виды норм, методы нормирования, классификация затрат рабочего времен
- Виды норм труда
- Вопрос 83: Классификация затрат для принятия управленческих решений
- Затраты, используемые для калькулирования и оценки готовой продукции
- Затраты на производство, данные о которых служат основанием при принятии управленческих решений
- Затраты, используемые в процессе планирования, контроля и регулирования
- Вопрос 84: Современные модели управления затратами: директ-костинг, стандарт-кост, маржинальный анализ, система сбалансированных показателей
- Вопрос 85: Сущность и виды контроллинга. Формирование системы контроллинга на предприятии
- Вопрос 86: Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
- Вопрос 87: Качество продукции: понятие, показатели качества и конкурентоспособности продукции
- Вопрос 88: Стандартизация и сертификация продукции
- Вопрос 89: Система управления качеством на предприятии
- Вопрос 90: Проект: понятие, типы проектов, анализ и методы управления. Рынок проектов в России
- К проектам будущего можно отнести:
- 1. По масштабу (размерам) проекта:
- В зависимости от значимости:
- По срочности:
- По степени связанности:
- Вопрос 91: Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта
- Вопрос 92: Инновации: понятие, классификация и значение. Инновационная деятельность предприятий. Показатели инновационной деятельности
- Вопрос 93: Стратегия предприятия: понятие, типы стратегий, процесс их формирования
- 1. По уровням иерархий управления:
- 3. По функциональным направлениям деятельности фирмы:
- 4. Эталонные стратегии развития фирмы (базисные):
- Вопрос 94: Основные методы стратегического управления
- Вопрос 95: Понятие стратегического управления. Этапы развития стратегического управления. Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях
- Вопрос 96: Маркетинговое исследование: методы и процедуры проведения
- Вопрос 97: Продукт: виды, уровни, классификация. Особенности услуг. Жизненный цикл продукта. Оценка конкурентоспособности продукта. Стратегия разработки нового продукта. Брэнды и марки
- Вопрос 98: Ценообразование в маркетинге. Методы расчета базовой цены. Ценовые стратегии
- Вопрос 99: Маркетинговые коммуникации: понятие, основные средства, методы проведения, достоинства и недостатки. Интегрирование маркетинговых коммуникаций на предприятии
- Паблик рилейшнз (пр)
- Реклама
- Персональные продажи
- Продвижение продаж
- Интегрирование маркетинговых коммуникаций
- Вопрос 100: Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Типы маркетинговых служб. План и бюджет маркетинга. Оценка эффективности маркетинговой деятельности
- Вопрос 101: Маркетинговые каналы: типы и уровни организации. Управление каналами.
- Типы маркетинговых каналов