logo
Госы

Вопрос 63: Коммуникации: понятие, виды, структура коммуникационного процесса, преграды, пути совершенствования

Коммуникации - это обмен информацией. Цель коммуникации – добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их.

Коммуникационные процессы

Коммуникационный процесс – это обмен информации между двумя и более людьми. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся процессом обмена, т.е. сообщений.

В процессе обмена информации можно выделить четыре базовых элемента:

  1. Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию.

  2. Сообщение, информация, закодированная с помощью символов.

  3. Канал, средство передачи информации.

  4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и который интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходит несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею.

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.

Этапы КП:

  1. Зарождение идеи.

  2. Кодирование и выбор канала.

  3. Передача

  4. Декодирование

Прежде чем обнаружить препятствия на пути обмена, необходимо освоить две важные концепции – обратная связь и помехи.

Обратная связь – это опорная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено, информация отсылается назад к отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. Руководитель, который не наладит обратную связь для получения информации, обнаружит, что эффективность его управленческих действий резка снижена. Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен, позволяя обеим сторонам подавить шум. На языке теории передачи информации шумом называют то, что искажает смысл.

Межличностные коммуникации

На прямой межличностный обмен информации руководитель тратит от 50 до 90% своего времени, именно поэтому так важна эта сфера коммуникации. Рассмотрение межличностных барьеров сосредоточено на 1) восприятии, 2) семантике, 3) обмене невербальной информацией, 4) некачественной обратной связи и 5) плохом слушании.

Преграды, обусловленные восприятием

Одна из таких преград возникает по причине конфликта между сферами компетенции, основами суждений отправителя и получателя. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта.

Информация, вступающая в противоречие с нашим опытом или ранее освоенными понятиями, зачастую либо полностью отторгается, либо искажается в соответствии с этим опытом или понятиями.

Еще одна причина трудностей восприятия в процессе коммуникаций состоит в существовании преград, обусловленных социальными установками людей. Установки могут смещать восприятия людей и влиять на их поведение.

Руководитель не создающий позитивно окрашенный климат в отношениях с другими, получит в дальнейшем урезанный обмен информации с сотрудниками. В атмосфере доверия растут информационные потоки и точность информации в обменах ее между людьми в организации.

Семантические барьеры

Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Символ не имеет неотъемлемого неповторимого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста.

Семантические затруднения могут быть также обусловлены расхождением способов, которые люди приписывают значение групп символов. Этот момент имеет огромное значение для коммуникации.

Семантические барьеры могут создавать коммуникативные проблемы для компаний, действующих в многонациональной среде. Семантические барьеры, обусловленные культурными различиями, могут серьезно затруднить деловые переговоры.

Невербальные преграды.

В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать, либо изменять смысл. Обмен взглядами, выражение лица, использования пальца как указующего перста, прикрывания рта рукой, прикосновение и т.д. Еще одна разновидность, невербальной коммуникации, интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п. То, как мы произносим слова, может существенно изменить их смысл.

55% сообщений, воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% -через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим.

Плохая обратная связь

Другим ограничителем эффективности межличностного обмена информацией может быть отсутствие обратной связи по поводу посланного вами сообщения. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали. Существует множество причин, по которым сообщение, переданное, по вашему мнению, в полном соответствии с вашей идей, может быть не понято.

Существует ряд способов установления обратной связи. Один из них – задавать вопросы.

Еще один способ создание обратной связи заключается в оценке языка поз, жестов и интонаций человека, которые как будто указывают на замешательство или непонимание.

Обратную связь можно установить также путем контроля первых результатов работы. Соответствующая информация позволит вам оценить, в какой мере выполняется то, что намеревались сообщить. Наконец, еще один способ установления обратной связи – проведение с подчиненными политики открытых дверей.

Неумение слушать

Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. К несчастью, немногие научились слушать с той степенью эффективности, которая в наших силах. Исследования показывают, что руководитель слушает лишь с 25%-й эффективностью. Эффективное слушание является важнейшим качеством эффективно функционирующего менеджмента.