logo
Госы

Вопрос 39: Виды расчетных операций и их учет

Синтетический учет расчетов

Основными задачами учета расчетов являются:

1) своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

2) контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

3) контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

4) своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

Факты возникновения обязательств и их погашения представляют собой расчетные операции. При этом любая организация может выступать как дебитором, так и кредитором.

Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.

По истечении срока исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен в три года.

Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов.

Списание задолженности оформляется приказом руководителя и следующими бухгалтерскими записями:

Кредит счетов 62, 76.

Кредит счетов 62, 76.

Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты и оформляется следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счетов 60, 76,

Кредит счета 91.

В плане счетов в разделе IV «Расчеты» приводится перечень счетов по учету расчетных операций:

Расчеты осуществляются организацией либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей.

Формы расчетов

Бумажные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет покупателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте.

Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. Их учитывают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями», 45 «Товары отгруженные» и др.

К нетоварным операциям относят расчеты с коммерческими учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п. Их учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Расчеты с бюджетом учитывают на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», расчеты с органами социального страхования на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и т.д.

В зависимости от места нахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные).

Иногородними называют расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, которые находятся в разных населенных пунктах, а одногородними расчеты между организациями обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, которые находятся в одном населенном пункте.

Формы безналичных расчетов

Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением Центрального банка РФ:

а) расчеты платежными поручениями;

б) расчеты по инкассо;

в) расчеты по аккредитиву;

г) расчеты чеками.

Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками

Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов. Расчетный документ это оформленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение:

Платежное поручение - приказ банку о перечислении с расчетного счета суммы денежных средств другому предприятию, организации или учреждению. Платежными поручениями оформляются:

1) платежи в доход бюджета страховым компаниям, пенсионным фондам;

2) перечисления за работы, услуги, авансовые платежи;

3) платежи в оплату претензий по качеству и недостачи продукции, штрафов, пеней, неустоек и погашение прочей кредиторской задолженности.

Расчеты по инкассо – это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений.

Платежное требование – расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной суммы через банк.

Инкассовое поручение расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях, когда она установлена договором и, когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Аккредитив – это поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказание услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Денежные средства в сумме аккредитива перечисляются с расчетного счета покупателя на счет аккредитивов, или покупателю для открытия выдается ссуда банка.

Каждый аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком на срок, установленный банком. При частичном использовании суммы аккредитива ее остаток перечисляется на расчетный счет. Особенно предпочтительна эта форма расчетов в условиях неплатежей, так как создает возможность скорейшего получения платежа поставщиком после исполнения своих обязательств и в дальнейшем должна найти более глубокое применение.

Расчетный чек письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя).

Все безналичные перечисления осуществляются со счета 51 «Расчетный счет». Расчет наличными денежными средствами ведется со счета 50 «Касса».