Вопрос 68: Конфликты: понятие, классификация, причины возникновения. Методы разрешения конфликтных ситуаций
Конфликт – предельный случай обострения противоречий. Конфликтная ситуация – основа конфликта (база конфликта). Конфликтная ситуация включает два элемента: оппонентов и объект конфликта.
Оппоненты конфликта, т.е. его участники, что в переводе с латинского означает противополагающий, возражающий, противник в споре. В качестве оппонентов в конфликтных ситуациях выступают любые сложные образования, состоящие из отдельных лиц, групп, подразделений, организаций и т.п. Разумеется оппонентов в конфликтных ситуациях может быть больше двух.
Характеристику «силы» оппонента назовем рангом оппонента.
Оппонент первого ранга назовем индивида, выступающего от собственного имени и преследующего в конфликте собственные интересы.
Оппонентом второго ранга – группу, состоящую из отдельных индивидов и преследующих в конфликте некую групповую цель.
Оппонентом третьего ранга будет структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп и преследующих общую цель.
Установить ранг сложной структуры сложно
Очевидно лишь, что общественные институты, выступающие на основе закона от имени государства представляют собой оппонентов высшего ранга и в любом конфликте обладают наибольшей «силой».
Оппонент нулевого ранга – индивид в то время, когда он в споре с самим собой только вырабатывает свое решение.
Вторым непременным элементом конфликтной ситуации является объект конфликта, вызвавший к жизни данную конфликтную ситуацию. Определить его в каждой конкретной ситуации далеко не просто.
Характерным свойством объекта конфликтной ситуации является его неделимость.
Объект конфликтной ситуации надо выделить на основе его неделимости. Но неделимость объекта является необходимым, но недостаточным условием. Необходимо учитывать и другое свойство.
Таким образом, чтобы конфликт произошел, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на овладение объектом. Такие действия называются инцидентом. Следовательно формулу конфликта можно записать так
КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ
Следовательно, конфликтная ситуация может возникнуть задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов.
Инцидент и конфликтные ситуации могут возникнуть либо по инициативе оппонентов (например, выпуск бракованной продукции), либо объективной, независимой от их воли и желания. Кроме того, конфликтная ситуация может передаваться по наследству, переходить к новым оппонентам даже в случае, когда начало ее положено не объективными обстоятельствами, а случайно, или когда причины конфликта давно исчезли.
Конфликтные ситуации (КС) можно разделить на два типа:
1. Субъективные КС – это ситуации, порожденные субъектом конфликта: человеком, группой, организацией и т. п., а не объективными обстоятельствами.
Субъективно возникшая конфликтная ситуация и инцидент могут закончиться как субъективно, по инициативе одного из оппонентов, так и объективно, в результате изменения конфликтной ситуации.
2. Объективная КС – это ситуация порожденная объективными условиями независимо от оппонентов
Однако, конфликтные ситуации возникшие объективно не могут закончиться субъективно. Их окончание может быть только объективным.
Деловой и эмоциональный конфликт
Деловые конфликты происходят из-за вполне конкретных объектов, к числу которых можно отнести ответственность за выполнение должностных функций, должностные права и т. д.
Источник эмоциональных конфликтов кроется либо в личных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости. Такую внутри психологическую причину называют предметом конфликта.
В эмоциональном конфликте возможны только два выхода:
либо разъединение оппонентов, при котором взаимодействие между ними невозможно;
либо полная психологическая перестройка всех оппонентов, вовлеченных в конфликт.
Закономерности динамики деловых конфликтов
Любой деловой конфликт или непрерывная цепь деловых конфликтов, оппоненты в которых постоянны, имеет тенденцию переходить в эмоциональный конфликт. Другими словами затянувшийся деловой конфликт вследствие действующих в нем психологических закономерностей может привести к тому, что, во-первых, произойдет «потеря» объекта конфликта( т.е. сам объект потеряет свою значимость для оппонентов) и, во-вторых, сформируется негативное отношение друг к другу.
Поэтому часто возникающие в организации конфликты нецеленаправленно, спонтанно, должны находиться под контролем руководителей и общественных организаций, чтобы они не перерастали в эмоциональные.
Развитие конфликта
Логично разрешение конфликта однозначно связывать с изменением конфликтной ситуации, а способы разрешения со способами изменения конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация может существовать не переходя в инцидент, но инцидент без конфликтной ситуации начаться не может быть продолжением данного инцидента с изменением конфликтной ситуации. Следовательно, данный конфликт прекращается с изменением данной конфликтной ситуации
Окончание же данного инцидента может произойти в одном единственном случае – в случае изменения конфликтной ситуации, т.е изменения любой характеристики ее элементов или их взаимоотношения: объекта конфликта; оппонентов; отношений «объект-оппонент»; отношений «оппонент-оппонент».
Для разрешения конфликта очень важно правильно понять источники конфликтного взаимодействия в организации, вовремя обнаружить их. Это действительно можно сделать поскольку никакой конфликт не может быть без конфликтной ситуации. Более того иногда конфликтная ситуация может долго существовать, не превращаясь в инцидент. Не жесткая связи между конфликтной ситуацией и конфликтным взаимодействием дает возможность руководителю направлять конфликт в нужную для дела сторону.
Очень много конфликтов является плодом недоразумений, ошибок, личных качеств оппонентов, несовпадающих желаний и интересов отдельных людей.
Еще хуже может получится, если руководитель сумеет прервать течение конфликта, в основе которого лежит объективная ситуация, не приняв эффективных действий по ее изменению. Такое прерывание нельзя считать разрешением конфликта. Это лишь его, образно говоря, замораживание. Конфликт может возникнуть в любой момент с новой силой. Такое течение конфликта таит в себе две опасности: во-первых, конфликт порождает вокруг новые конфликтные ситуации с новыми оппонентами, т.е. имеет тенденцию к расширению; во-вторых, между постоянными оппонентами укрепляется чувство неприязни и он может перейти в эмоциональный конфликт.
- Порядок расчета производственной программы
- Понятие и виды производственной мощности
- Порядок расчета производственной мощности
- Учет поступления основных средств
- Учет выбытия основных средств
- Состав и структура оборотных средств
- Методы оценки материальных ресурсов:
- 1. Анализ объема и структуры оборотного капитала.
- 2. Анализ эффективности использования оборотных средств.
- 3. Оценка обеспеченности собственными оборотными средствами.
- 4. Анализ ликвидности активов.
- По степени специализации различают:
- По степени непрерывности технологического процесса различают
- По способу поддержания ритма различают линии:
- Вопрос 21: Логистический подход к управлению материальными потоками: понятие логистики, необходимость применения, специфика логистического подхода к управлению
- Вопрос 22: Общая характеристика предпринимательства. Типология предпринимательской деятельности
- Вопрос 23: Современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- Вопрос 24: Малое предпринимательство: критерии, роль в экономике. Особенности налогообложения
- Вопрос 25: Предпринимательский риск: классификация, методы оценки и управления рисками.
- Вопрос 26: Этапы и формы организации собственного бизнеса
- Вопрос 27: Основные виды и методы регулирования внешнеэкономических операций
- Вопрос 28: Таможенный контроль
- Вопрос 29: Формы международных расчетов
- Вопрос 30: Система всемирного хозяйства и международное разделение труда
- Вопрос 31: Международная экономическая интеграция
- Вопрос 32: Международная валютная система
- Вопрос 33: Основы составления платежного баланса страны
- Горизонтальное представление платежного баланса
- Вопрос 34: Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений
- Моментные
- Интервальные.
- Вопрос 35: Понятие экономических индексов. Классификация индексов. Важнейшие экономические индексы и их взаимосвязи
- Степень охвата явления:
- Вопрос 36: Статистическая методология национального счетоводства и макроэкономических расчетов. Система национальных счетов (снс) России и ее основные показатели
- 7. Счет операций с капиталом в текущих ценах
- Вопрос 37: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Основные принципы бухгалтерского учета
- Вопрос 38: Бухгалтерский баланс и отчетность
- Типы изменений в балансе
- Вопрос 39: Виды расчетных операций и их учет
- Вопрос 40: Учетные регистры. Формы бухгалтерского учета. Учетная политика
- Вопрос 41: Международные стандарты финансовой отчетности
- Вопрос 42: Финансовая система России: функции, звенья.
- Вопрос 43: Финансовый рынок: сущность, функции. Кредитный рынок. Страховой рынок. Рынок ценных бумаг. Валютный рынок
- Вопрос 44: Сущность и функции денег. Виды денег. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены
- Вопрос 45: Финансовые ресурсы предприятия. Особенности формирования и использования
- Вопрос 46: Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Финансовые инструменты. Информационное обеспечение.
- Вопрос 47: Управление собственным капиталом: производственный и финансовый леверидж, дивидендная политика, стоимость бизнеса.
- Вопрос 48: Управление оборотным капиталом: управление запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и их эквивалентами
- Вопрос 49: Антикризисное управление предприятием
- Вопрос 50: Финансовые стратегии. Методы прогнозирования основных финансовых показателей.
- Вопрос 51: Банковская система России: центральный банк, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения страны. Банковские операции
- Вопрос 52: Банковские кредиты: принципы кредитования, классификация банковских кредитов, кредитный договор
- 1) Срочность возврата; 2) дифференцированность;
- Вопрос 53: Система ценных бумаг в России: понятие ценной бумаги, виды, классификация, качество ценных бумаг, портфель ценных бумаг, проблемы рынка ценных бумаг в России
- Вопрос 54: Рынок недвижимости: особенности, классификация, тенденции развития
- Вопрос 55: Оценка стоимости недвижимости: основные методы, их сравнительный анализ
- Вопрос 56: Биржевая торговля: понятие биржи, признаки, участники торгов, биржевой товар, формирование цен на бирже, биржевые индексы
- Вопрос 57: Аудиторская деятельность: понятие, цель. Сопутствующие аудиту услуги
- Вопрос 58: Аудиторское заключение: структура и виды
- Вопрос 59: Налоговая система Российской Федерации. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение.
- Вопрос 60: Эволюция менеджмента. Управление и его роль в современном мире. Принципы и методы управления
- Вопрос 61: Организационные структуры: понятие, виды, принципы построения
- Бюрократическая организационная структура
- Вопрос 62: Мотивация: основные понятия, теории мотивации и практика их применения
- Вопрос 63: Коммуникации: понятие, виды, структура коммуникационного процесса, преграды, пути совершенствования
- Наставления по искусству эффективно слушать
- Прекратите говорить. Невозможно слушать разговаривая. Полоний (Гамлету): «Дай каждому твой слух, но никому – твой голос».
- Вопрос 64: Управленческое решение: понятие, классификация, характеристика процесса принятия решения и требования к нему. Методы принятия решения
- Вопрос 65: Формы власти
- 4. Власть примера. Влияние с помощью харизмы.
- 5.Власть эксперта. Влияние через разумную веру.
- 6. Влияние путем убеждения.
- 7. Влияние через участие трудящихся в управление.
- Вопрос 66: Стили управления: характеристика, практика применения
- Авторитарный стиль управления
- Демократический стиль управления
- Либеральный стиль управления
- Вопрос 67: Организационная культура: понятие, виды, подходы к формированию
- Вопрос 68: Конфликты: понятие, классификация, причины возникновения. Методы разрешения конфликтных ситуаций
- Вопрос 69: Финансовая устойчивость организации: показатели, методика анализа Анализ финансовой устойчивости
- Вопрос 70: Платежеспособность организации: понятие, показатели, методика анализа Анализ платежеспособности предприятия
- Анализ ликвидности баланса (тыс. Руб.)
- Вопрос 71: Трудовые ресурсы предприятия: понятие, структура, основные направления анализа
- Анализ структуры персонала
- Анализ использования рабочего времени
- Анализ использования рабочего времени (чел.-дней)
- Вопрос 72: Использование системного анализа в экономике: понятие системы, структура, связи, цель, функции, поведение. Особенности системного мышления
- Вопрос 73: Внутрифирменное планирование: типы, принципы, функции, методы, организация планирования
- I. По степени неопределённости:
- II. По временной ориентации идей планирования:
- Вопрос 74: Планирование технического развития предприятия
- Вопрос 75: Оперативно-производственное планирование и регулирование производства
- Позаказная система опп
- Система планирования по заделам (система «ритм»)
- Система непрерывного опп (снопп)
- Вопрос 76: Планирование материального обеспечения предприятия
- Вопрос 77: Финансовое планирование. Бюджетирование
- Вопрос 78: Бизнес-план: понятие, виды, цели составления, содержание
- Вопрос 79: Индивидуальный трудовой договор: содержание, порядок заключения и расторжения. Коллективный трудовой договор
- Вопрос 80: Уровень жизни населения: понятие, показатели
- Вопрос 81: Формы и системы оплаты труда на предприятии: тарифная система, бестарифная система, проблемы оплаты труда в России. Единый социальный налог. Налог на доходы физических лиц
- Различают тарифную и бестарифную системы оплаты труда.
- При повременной системе оплаты труда заработок рабочего начисляется в соответствии с часовой тарифной ставкой рабочего или окладом за фактически отработанное время. Имеется две системы:
- Вопрос 82: Нормирование труда: виды норм, методы нормирования, классификация затрат рабочего времен
- Виды норм труда
- Вопрос 83: Классификация затрат для принятия управленческих решений
- Затраты, используемые для калькулирования и оценки готовой продукции
- Затраты на производство, данные о которых служат основанием при принятии управленческих решений
- Затраты, используемые в процессе планирования, контроля и регулирования
- Вопрос 84: Современные модели управления затратами: директ-костинг, стандарт-кост, маржинальный анализ, система сбалансированных показателей
- Вопрос 85: Сущность и виды контроллинга. Формирование системы контроллинга на предприятии
- Вопрос 86: Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
- Вопрос 87: Качество продукции: понятие, показатели качества и конкурентоспособности продукции
- Вопрос 88: Стандартизация и сертификация продукции
- Вопрос 89: Система управления качеством на предприятии
- Вопрос 90: Проект: понятие, типы проектов, анализ и методы управления. Рынок проектов в России
- К проектам будущего можно отнести:
- 1. По масштабу (размерам) проекта:
- В зависимости от значимости:
- По срочности:
- По степени связанности:
- Вопрос 91: Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта
- Вопрос 92: Инновации: понятие, классификация и значение. Инновационная деятельность предприятий. Показатели инновационной деятельности
- Вопрос 93: Стратегия предприятия: понятие, типы стратегий, процесс их формирования
- 1. По уровням иерархий управления:
- 3. По функциональным направлениям деятельности фирмы:
- 4. Эталонные стратегии развития фирмы (базисные):
- Вопрос 94: Основные методы стратегического управления
- Вопрос 95: Понятие стратегического управления. Этапы развития стратегического управления. Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях
- Вопрос 96: Маркетинговое исследование: методы и процедуры проведения
- Вопрос 97: Продукт: виды, уровни, классификация. Особенности услуг. Жизненный цикл продукта. Оценка конкурентоспособности продукта. Стратегия разработки нового продукта. Брэнды и марки
- Вопрос 98: Ценообразование в маркетинге. Методы расчета базовой цены. Ценовые стратегии
- Вопрос 99: Маркетинговые коммуникации: понятие, основные средства, методы проведения, достоинства и недостатки. Интегрирование маркетинговых коммуникаций на предприятии
- Паблик рилейшнз (пр)
- Реклама
- Персональные продажи
- Продвижение продаж
- Интегрирование маркетинговых коммуникаций
- Вопрос 100: Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Типы маркетинговых служб. План и бюджет маркетинга. Оценка эффективности маркетинговой деятельности
- Вопрос 101: Маркетинговые каналы: типы и уровни организации. Управление каналами.
- Типы маркетинговых каналов