logo
Госы

Вопрос 89: Система управления качеством на предприятии

Концепция всеобщего управления качеством.

Эта концепция – ТQН предусматривает всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания.

Концепция ТQН носит междисциплинарный характер. Это совокупность принципов, методов, средств и форм управления качеством с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организации.

Она состоит из трех частей:

- базовая система;

- система технического обеспечения;

- система совершенствования всеобщего управления качеством.

Система ТQН имеет существенные недостатки, в частности она не имеет тесной связи с системой маркетинга и менеджмента, цели которых специфичны при единой направленности – обеспечение конкурентоспособности. ТQН не может быть рекомендована в качестве глобальной системы, а только как подсистема системы обеспечения конкурентоспособности – СОК.

Система СОК ставит целью разработку нормативов конкурентоспособности будущих товаров, конкурентоспособных новшеств, выпуск конкурентоспособных товаров, ускорение доставки конкурентоспособных товаров до потребителей.

Инструменты повышения качества продукции.

Главным условием повышения конкурентоспособности товаров является повышение качества. Существует программа «шесть сигм» позволяющая снизить уровень дефектности до 3-4 дефектов на 1 млн. изделий.

В специальной литературе приводятся несколько вариантов набора инструментов качества. В качестве базового можно привести следующий набор:

- метод расслоения;

- графики;

- гистограммы Парето;

- причинно-следственные диаграммы (диаграмма Исикава);

- диаграммы рассеяния;

- контрольные карты и контрольные листки.

Рассмотрение инструмента повышения качества применяются на передовых фирмах Японии, США, Германии. Эти инструменты применяются при контроле технологических процессов изготовления изделий.