Вопрос 47: Управление собственным капиталом: производственный и финансовый леверидж, дивидендная политика, стоимость бизнеса.
Производственный леверидж (операционный рычаг) – это финансовый механизм управления прибылью организации за счет оптимизации соотношения постоянных и переменных издержек. Результат этого управления оценивается с помощью показателя «эффект операционного рычага».
Действия (эффект) операционного (производственного, хоз-ого) Левериджа (рычага) проявляется в том, что л. изменение выручки от реализации порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объёма производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли, с каждым процентным снижением выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.
ВМ – валовая маржа
П – прибыль
ВР – выручка от реализации
ПР – переменные затраты
ПИ – постоянные издержки
Например, если операционный рычаг равен 3, то увеличение (снижение) выручки на 1% приведет к росту (сокращению) прибыли на 3%. Если же этот эффект равен 15, то изменение прибыли составит уже 15% при 1%-ном изменении выручки
Сила воздействия операционного рычага в значительной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты. Чем больше доля постоянных затрат, тем выше уровень операционного рычага, а следовательно и больше риск.
Финансовый леверидж (или финансовый рычаг) – это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных финансовых средств. Результат этого управления оценивается с помощью показателя «эффект финансового рычага».
Действие (эффект) фин-ого рычага заключается в том, что предприятие, использующие заёмные средства изменяют чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности.
Уровень эффекта финансового Левериджа указывает на фин-ый риск, связанный с предприятием. Поскольку процент за кредит относится к постоянным издержкам наращивания финансовых расходов по заёмным средствам, сопровождающимися увеличением силы операционного рычага и возрастанием предпринимательского риска.
Сущ-ет 2 основных концепции эффекта фин-ого рычага:
западноевропейские экономисты определяют эффект фин-ого рычага как приращение к чистой рентабельности собственных средств, полученных предприятием благодаря использованию кредита
В соответствии с европейской концепцией эффект финансового рычага (ЭФР) рассчитывается следующим образом:
ЭФР = (1-n) * (ЭР – СРСП) *(ЗС/СС)
n – ставка налога на прибыль;
ЭР – экономическая рентабельность активов (ЭР = прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль/актив);
СРСП – средняя расчетная ставка процента (соотношение всех фактических финансовых издержек по всем кредитам за анализируемый период к общей сумме заемных средств, используемых в анализируемом периоде);
ЗС – заемные средства;
СС – собственные средства.
Эта формула позволяет определить безопасный для предприятия объем заемных средств, рассчитать допустимые условия кредитования и облегчит налоговое бремя для предприятия. Если новое заимствование приносит предприятию увеличение ЭФР, то такое заимствование выгодно.
В соответствии с европейской концепцией эффект финансового рычага (ЭФР) рассчитывается следующим образом:
ЭФР = (1-n) * (ЭР – СРСП) *(ЗС/СС)
n – ставка налога на прибыль;
ЭР – экономическая рентабельность активов (ЭР = прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль/актив);
СРСП – средняя расчетная ставка процента (соотношение всех фактических финансовых издержек по всем кредитам за анализируемый период к общей сумме заемных средств, используемых в анализируемом периоде);
ЗС – заемные средства;
СС – собственные средства.
Эта формула позволяет определить безопасный для предприятия объем заемных средств, рассчитать допустимые условия кредитования и облегчит налоговое бремя для предприятия. Если новое заимствование приносит предприятию увеличение ЭФР, то такое заимствование выгодно.
американские учёные трактуют эффект фин-ого рычага как процентное изменение чистой прибыли на акцию, порождаемое процентным изменением прибыли до уплаты процентов за кредит и налогами на прибыль. Чем больше проценты и чем меньше прибыль, тем больше сила финансового рычага и тем выше финансовый риск.
Дивидендная политика – процесс оптимизации пропорций между потреблением и капитализацией прибыли в целях максимизации рыночной стоимости предприятия. Основным законодательным актом, регулирующим дивидендную политику предприятий, является федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 № 208-ФЗ.
Важной задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки, уменьшает возможности к привлечению кредитов. С другой стороны, не получая достаточной прибыльности на вложения, инвесторы начинают скидывать свои бумаги, курс акций падает, рыночная цена предп-тия снижается и может быть утерян контроль над акционерным капиталом
Основные типы дивидендной политики:
1) Остаточная политика дивидендных выплат – дивиденды выплачиваются после того, как за счет прибыли профинансированы все эффективные инвестиционные проекты.
2) Политика стабильного размера дивидендных выплат – предполагает выплату неизменной суммы дивидендов на протяжении продолжительного периода (с корректировкой на индекс инфляции).
3) Политика минимально стабильного размера дивидендов с надбавкой в определенные периоды (политика «экстра-дивиденда») – предусматривает регулярную выплату фиксированной суммы дивидендов, а в случае благоприятной рыночной конъюнктуры и большой величины прибыли за год акционерам выплачиваются экстра-дивиденды.
4) Политика стабильного уровня дивидендов – устанавливает долгосрочный нормативный коэффициент дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли.
5) Политика постоянного возрастания размера дивидендов – предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию.
Под стоимостью бизнеса будем понимать цену предприятия в целом как субъекта на рынке капиталов.
Существуют три базовых подхода к оценке стоимости бизнеса:
1) Подход на основе активов (asset based approach) – способ определения стоимости предприятия, основанный непосредственно на исчислении стоимости активов предприятия за вычетом обязательств.
2) Рыночный подход (market approach) – способ определения стоимости предприятия, основанный на сравнении данного предприятия с аналогичными уже проданными капиталовложениями.
3) Доходный подход (income approach) – способ определения стоимости предприятия, основанный на расчете ожидаемых доходов. Рыночная стоимость компании (V) равна чистой текущей стоимости, полученной в результате дисконтирования суммы чистых денежных потоков (Dt) по приемлемой ставке доходности (r):
Чистый денежный поток представляет собой сумму чистой прибыли и амортизационных отчислений. В качестве приемлемой ставки доходности используется средневзвешенная стоимость капитала.
ТЕТРАДЬ
Выделяют 4 этапа оценки стоимости бизнеса (предприятия):
прогнозируется объём и стоимость продаж
анализируются условия хоз-ия для того, чтобы правильно спрогнозировать чистый денежный поток
ЧДП – чистый денежный поток
ЧП – чистая прибыль
АО – амортизационные отчисления
определяется дисконтная ставка – ставка капитализаций или средневзвешенная стоимость капитала.
определяется чистая настоящая стоимость денежных потоков, исп-ая т/ж в инвестиционном анализе
Расчёт средневзвешенной стоимости капитала (СКК, стоимость бизнеса).
Расчёт средневзвешенной стоимости капитала – представляет собой расчёт цены предприятия, т.е. расчёт средств собственных и заёмных, используемых в качестве источников финансирования.
Этапы расчёта СКК:
необходимо разделить сумму дивидендов по привилегированным акциям на сумму, мобилизованную продажей этих акций
необходимо разделить сумму дивидендов по обыкновенным акциям на сумму средств, мобилизованных продажей этих акций и нераспределённой прибыли
необходимо вычислить среднюю расчётную ставку процентов по заёмным средствам, вкл. и кредиторскую задолженность
необходимо определить удельные веса каждого из обозначенных пунктов в пассивах предприятия
необходимо перемножить стоимость средств по каждому из первых трёх пунктов на соответствующие удельные веса
суммировать полученные результаты
- Порядок расчета производственной программы
- Понятие и виды производственной мощности
- Порядок расчета производственной мощности
- Учет поступления основных средств
- Учет выбытия основных средств
- Состав и структура оборотных средств
- Методы оценки материальных ресурсов:
- 1. Анализ объема и структуры оборотного капитала.
- 2. Анализ эффективности использования оборотных средств.
- 3. Оценка обеспеченности собственными оборотными средствами.
- 4. Анализ ликвидности активов.
- По степени специализации различают:
- По степени непрерывности технологического процесса различают
- По способу поддержания ритма различают линии:
- Вопрос 21: Логистический подход к управлению материальными потоками: понятие логистики, необходимость применения, специфика логистического подхода к управлению
- Вопрос 22: Общая характеристика предпринимательства. Типология предпринимательской деятельности
- Вопрос 23: Современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- Вопрос 24: Малое предпринимательство: критерии, роль в экономике. Особенности налогообложения
- Вопрос 25: Предпринимательский риск: классификация, методы оценки и управления рисками.
- Вопрос 26: Этапы и формы организации собственного бизнеса
- Вопрос 27: Основные виды и методы регулирования внешнеэкономических операций
- Вопрос 28: Таможенный контроль
- Вопрос 29: Формы международных расчетов
- Вопрос 30: Система всемирного хозяйства и международное разделение труда
- Вопрос 31: Международная экономическая интеграция
- Вопрос 32: Международная валютная система
- Вопрос 33: Основы составления платежного баланса страны
- Горизонтальное представление платежного баланса
- Вопрос 34: Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений
- Моментные
- Интервальные.
- Вопрос 35: Понятие экономических индексов. Классификация индексов. Важнейшие экономические индексы и их взаимосвязи
- Степень охвата явления:
- Вопрос 36: Статистическая методология национального счетоводства и макроэкономических расчетов. Система национальных счетов (снс) России и ее основные показатели
- 7. Счет операций с капиталом в текущих ценах
- Вопрос 37: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Основные принципы бухгалтерского учета
- Вопрос 38: Бухгалтерский баланс и отчетность
- Типы изменений в балансе
- Вопрос 39: Виды расчетных операций и их учет
- Вопрос 40: Учетные регистры. Формы бухгалтерского учета. Учетная политика
- Вопрос 41: Международные стандарты финансовой отчетности
- Вопрос 42: Финансовая система России: функции, звенья.
- Вопрос 43: Финансовый рынок: сущность, функции. Кредитный рынок. Страховой рынок. Рынок ценных бумаг. Валютный рынок
- Вопрос 44: Сущность и функции денег. Виды денег. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены
- Вопрос 45: Финансовые ресурсы предприятия. Особенности формирования и использования
- Вопрос 46: Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Финансовые инструменты. Информационное обеспечение.
- Вопрос 47: Управление собственным капиталом: производственный и финансовый леверидж, дивидендная политика, стоимость бизнеса.
- Вопрос 48: Управление оборотным капиталом: управление запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и их эквивалентами
- Вопрос 49: Антикризисное управление предприятием
- Вопрос 50: Финансовые стратегии. Методы прогнозирования основных финансовых показателей.
- Вопрос 51: Банковская система России: центральный банк, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения страны. Банковские операции
- Вопрос 52: Банковские кредиты: принципы кредитования, классификация банковских кредитов, кредитный договор
- 1) Срочность возврата; 2) дифференцированность;
- Вопрос 53: Система ценных бумаг в России: понятие ценной бумаги, виды, классификация, качество ценных бумаг, портфель ценных бумаг, проблемы рынка ценных бумаг в России
- Вопрос 54: Рынок недвижимости: особенности, классификация, тенденции развития
- Вопрос 55: Оценка стоимости недвижимости: основные методы, их сравнительный анализ
- Вопрос 56: Биржевая торговля: понятие биржи, признаки, участники торгов, биржевой товар, формирование цен на бирже, биржевые индексы
- Вопрос 57: Аудиторская деятельность: понятие, цель. Сопутствующие аудиту услуги
- Вопрос 58: Аудиторское заключение: структура и виды
- Вопрос 59: Налоговая система Российской Федерации. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение.
- Вопрос 60: Эволюция менеджмента. Управление и его роль в современном мире. Принципы и методы управления
- Вопрос 61: Организационные структуры: понятие, виды, принципы построения
- Бюрократическая организационная структура
- Вопрос 62: Мотивация: основные понятия, теории мотивации и практика их применения
- Вопрос 63: Коммуникации: понятие, виды, структура коммуникационного процесса, преграды, пути совершенствования
- Наставления по искусству эффективно слушать
- Прекратите говорить. Невозможно слушать разговаривая. Полоний (Гамлету): «Дай каждому твой слух, но никому – твой голос».
- Вопрос 64: Управленческое решение: понятие, классификация, характеристика процесса принятия решения и требования к нему. Методы принятия решения
- Вопрос 65: Формы власти
- 4. Власть примера. Влияние с помощью харизмы.
- 5.Власть эксперта. Влияние через разумную веру.
- 6. Влияние путем убеждения.
- 7. Влияние через участие трудящихся в управление.
- Вопрос 66: Стили управления: характеристика, практика применения
- Авторитарный стиль управления
- Демократический стиль управления
- Либеральный стиль управления
- Вопрос 67: Организационная культура: понятие, виды, подходы к формированию
- Вопрос 68: Конфликты: понятие, классификация, причины возникновения. Методы разрешения конфликтных ситуаций
- Вопрос 69: Финансовая устойчивость организации: показатели, методика анализа Анализ финансовой устойчивости
- Вопрос 70: Платежеспособность организации: понятие, показатели, методика анализа Анализ платежеспособности предприятия
- Анализ ликвидности баланса (тыс. Руб.)
- Вопрос 71: Трудовые ресурсы предприятия: понятие, структура, основные направления анализа
- Анализ структуры персонала
- Анализ использования рабочего времени
- Анализ использования рабочего времени (чел.-дней)
- Вопрос 72: Использование системного анализа в экономике: понятие системы, структура, связи, цель, функции, поведение. Особенности системного мышления
- Вопрос 73: Внутрифирменное планирование: типы, принципы, функции, методы, организация планирования
- I. По степени неопределённости:
- II. По временной ориентации идей планирования:
- Вопрос 74: Планирование технического развития предприятия
- Вопрос 75: Оперативно-производственное планирование и регулирование производства
- Позаказная система опп
- Система планирования по заделам (система «ритм»)
- Система непрерывного опп (снопп)
- Вопрос 76: Планирование материального обеспечения предприятия
- Вопрос 77: Финансовое планирование. Бюджетирование
- Вопрос 78: Бизнес-план: понятие, виды, цели составления, содержание
- Вопрос 79: Индивидуальный трудовой договор: содержание, порядок заключения и расторжения. Коллективный трудовой договор
- Вопрос 80: Уровень жизни населения: понятие, показатели
- Вопрос 81: Формы и системы оплаты труда на предприятии: тарифная система, бестарифная система, проблемы оплаты труда в России. Единый социальный налог. Налог на доходы физических лиц
- Различают тарифную и бестарифную системы оплаты труда.
- При повременной системе оплаты труда заработок рабочего начисляется в соответствии с часовой тарифной ставкой рабочего или окладом за фактически отработанное время. Имеется две системы:
- Вопрос 82: Нормирование труда: виды норм, методы нормирования, классификация затрат рабочего времен
- Виды норм труда
- Вопрос 83: Классификация затрат для принятия управленческих решений
- Затраты, используемые для калькулирования и оценки готовой продукции
- Затраты на производство, данные о которых служат основанием при принятии управленческих решений
- Затраты, используемые в процессе планирования, контроля и регулирования
- Вопрос 84: Современные модели управления затратами: директ-костинг, стандарт-кост, маржинальный анализ, система сбалансированных показателей
- Вопрос 85: Сущность и виды контроллинга. Формирование системы контроллинга на предприятии
- Вопрос 86: Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
- Вопрос 87: Качество продукции: понятие, показатели качества и конкурентоспособности продукции
- Вопрос 88: Стандартизация и сертификация продукции
- Вопрос 89: Система управления качеством на предприятии
- Вопрос 90: Проект: понятие, типы проектов, анализ и методы управления. Рынок проектов в России
- К проектам будущего можно отнести:
- 1. По масштабу (размерам) проекта:
- В зависимости от значимости:
- По срочности:
- По степени связанности:
- Вопрос 91: Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта
- Вопрос 92: Инновации: понятие, классификация и значение. Инновационная деятельность предприятий. Показатели инновационной деятельности
- Вопрос 93: Стратегия предприятия: понятие, типы стратегий, процесс их формирования
- 1. По уровням иерархий управления:
- 3. По функциональным направлениям деятельности фирмы:
- 4. Эталонные стратегии развития фирмы (базисные):
- Вопрос 94: Основные методы стратегического управления
- Вопрос 95: Понятие стратегического управления. Этапы развития стратегического управления. Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях
- Вопрос 96: Маркетинговое исследование: методы и процедуры проведения
- Вопрос 97: Продукт: виды, уровни, классификация. Особенности услуг. Жизненный цикл продукта. Оценка конкурентоспособности продукта. Стратегия разработки нового продукта. Брэнды и марки
- Вопрос 98: Ценообразование в маркетинге. Методы расчета базовой цены. Ценовые стратегии
- Вопрос 99: Маркетинговые коммуникации: понятие, основные средства, методы проведения, достоинства и недостатки. Интегрирование маркетинговых коммуникаций на предприятии
- Паблик рилейшнз (пр)
- Реклама
- Персональные продажи
- Продвижение продаж
- Интегрирование маркетинговых коммуникаций
- Вопрос 100: Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Типы маркетинговых служб. План и бюджет маркетинга. Оценка эффективности маркетинговой деятельности
- Вопрос 101: Маркетинговые каналы: типы и уровни организации. Управление каналами.
- Типы маркетинговых каналов