Вопрос 54: Рынок недвижимости: особенности, классификация, тенденции развития
Рынок недвижимости – это система экономических отношений между участниками рынка по поводу купли-продажи недвижимости, сдачи в аренду, доверительного управления, ипотеки и т.д.
Действия на рынке недвижимости представляют собой движение капитала, приносящее доход. Капитал, овеществленный в недвижимости, приносит доход, если он используется для производства товарной продукции или услуг, перепродается, сдается в аренду и т.п. Поэтому рынки недвижимости, труда, товаров и услуг, финансов тесно связаны между собой.
Имеется 4 группы участников рынка недвижимости:
– покупатели – физ-е и юридические лица, инвесторы, иностранные лица и государства;
– продавцы – физические и юридические лица, фонды имущества, уполномоченные органы управления, конкурсные управляющие;
– посредники (профессиональные участники) – агентства оценщиков, риэлтерские фирмы, страховые компании, биржи недвижимости, банки;
– государственные органы, задающие правила игры на этом рынке и контролирующие их исполнение, – бюро технической инвентаризации, комитеты по управлению имуществом, нотариальные конторы, налоговые инспекции, арбитражный суд, учреждения Минюста РФ, органы государственной власти, субъектов РФ, органы местного самоуправления.
Основным мотивом деятельности на рынке недвижимости таких участников, как покупатели и продавцы, является получение дохода.
Посредники (профессиональные участники) получают свой доход на основе соглашений с заинтересованными лицами, самостоятельно не способными эффективно и с приемлемым для себя риском совершить нужную операцию на этом рынке.
Основные особенности недвижимости как товара:
1. Высокая стоимость и длительный жизненный цикл.
2. Невысокая ликвидность (продажа и покупка занимает много времени).
3. Высокий пороговый уровень капитала для вхождения на рынок недвижимости.
4. Относительно меньший инвестиционный риск и большая доходность по сравнению с другими товарами вследствие физической осязаемости и неперемещаемости недвижимости в пространстве. Недвижимость нельзя спрятать, увезти, обменять на другой товар без санкции собственника. Инвестиции в недвижимость мало теряют в цене от инфляции, имеют более высокую отдачу, чем кредитные ставки, что и делает выгодным приобретение недвижимости за счет заемных средств.
5. Потребность в профессиональном управлении недвижимостью и высоких затратах по ее обслуживанию.
6. Необходимость доказательства прав на приобретенный объект через государств-ную регистрацию сделки.
Специфические особенности недвижимости как товара обусловливают определенные черты рынка недвижимости, отличающие его от рынка других товаров (рисунок 1).
Рынок недвижимости делится на первичный и вторичный. На первичном рынке недвижимость как товар выступает впервые, это новая недвижимость, и главными продавцами являются государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления, а также строительные компании – поставщики жилой и нежилой недвижимости. На вторичном рынке обращается товар, бывший в употреблении и принадлежащий иным физ-м и юрид-м лицам.
Первичный и вторичный рынки тесно взаимодействуют. Например, если по каким-то причинам (спад деловой активности, плохая экологическая обстановка, затяжной межнациональный или религиозный конфликт и т.п.) в регионе увеличивается предложение жилья на вторичном рынке недвижимости, то автоматически падают спрос и цены на первичном рынке.
Ввиду многомерности объектов недвижимости и наличия у них многочисленных специфических свойств рынок недвижимости распадается на ряд сегментов, характеризующихся определенными особенностями (таблица 1)
Рисунок 1 – Основные особенности рынка недвижимости
Таблица 1 – Сегментация рынка недвижимости
-
Признак
Вид рынка недвижимости
1.Виды объектов
– Земля
– Здания и сооружения
– Предприятия
– Помещения
– Многолетние насаждения
– Вещные права
– Иные объекты
2. Виды сделок
– Купля-продажа
– Аренда
– Ипотека
– Вещные права
– Иные сделки
3.Функциональное назначение объектов
–Производственные здания
–Непроизводственные здания (офисы, склады и т.п.)
– Жилье
–Гостиницы, торговые помещения, рестораны и т.д.
4.Географический фактор
– Местный
– Городской
– Региональный
– Национальный
– Мировой
5.Отраслевая принадлежность
– Промышленные объекты
–Сельскохозяйственные объекты
– Общественные здания
6.Степень готовности к эксплуатации
–Существующие объекты (уже эксплуатируемые)
– Незавершенное строительство
– Новое строительство
7. Форма собственности объектов
– Частная
– Федеральная, региональная и муниципальная
Рынок недвижимости выполняет в экономике ряд важных функций:
– установления равновесных цен, при которых платежеспособный спрос соответствует объему предложения недвижимости;
– регулирующая, с помощью которой распределяются ресурсы по сферам экономики, формируется ее эффективная структура и удовлетворяются общественные интересы;
– коммерческая, заключающаяся в организации движения капитала и получения прибыли;
– санирования, выражающаяся в очищении экономики от неконкурентоспособных, слабых и малоэффективных элементов;
– стимулирующая, заключающаяся в развитии конкуренции и использовании научно-технических и управленческих новшеств в погоне за прибылью при создании и использовании недвижимого имущества;
– социальная, проявляющаяся в росте активности населения, стремящегося стать собственниками квартир, других капитальных и престижных объектов.
Ипотека (от греч. hipotheke – залог, заклад) – это такой вид залога недвижимости, при котором закладываемое имущество не передается в руки кредитора, а остается у должника (залогодателя) в его владении и пользовании.
В течение срока действия кредита и заемщик, и кредитор являются неполными долевыми собственниками недвижимости. У них есть права владения и пользования, но нет права распоряжения.
Юридический документ, подтверждающий, что в качестве обеспечения кредита выступает конкретный объект недвижимости - «закладная». В случае невыполнения платежных обязательств заемщиком кредитор может продать недвижимость по цене, достаточной для покрытия долга.
Все ипотечные кредиты можно разделить на два класса: с постоянными и переменными выплатами. Второй класс очень разнообразен и делится на практически неограниченное число подклассов.
К первому классу относится, как правило, ипотечное кредитование жилья. Так, например, Российская Федеральная программа ипотечного жилищного кредитования (в 2005 г.) имела следующие условия:
– процентная ставка 15% годовых (при инфляции 12%);
– размер кредита не менее 30% и не более 70% стоимости жилья;
– ежемесячные платежи по кредиту не должны превышать 35% от чистого ежемесячного семейного дохода и должны оставлять семье сумму не менее прожиточного минимума;
– кредит должен быть погашен заемщиком до достижения пенсионного возраста, срок кредита составляет от 10 до 26 лет, и через 6 месяцев возможно досрочное погашение;
– погашение производится равными платежами.
Дополнительные расходы заемщика:
– оплата услуг независимого оценщика за оценку жилья;
– комиссионные банку за оформление документов;
– оплата услуг нотариуса за удостоверение договора купли-продажи и закладной;
– сборы Федеральной регистрационной службы;
– годовой взнос страховой компании;
– оплата услуг риэлтерской фирмы при ее привлечении
- Порядок расчета производственной программы
- Понятие и виды производственной мощности
- Порядок расчета производственной мощности
- Учет поступления основных средств
- Учет выбытия основных средств
- Состав и структура оборотных средств
- Методы оценки материальных ресурсов:
- 1. Анализ объема и структуры оборотного капитала.
- 2. Анализ эффективности использования оборотных средств.
- 3. Оценка обеспеченности собственными оборотными средствами.
- 4. Анализ ликвидности активов.
- По степени специализации различают:
- По степени непрерывности технологического процесса различают
- По способу поддержания ритма различают линии:
- Вопрос 21: Логистический подход к управлению материальными потоками: понятие логистики, необходимость применения, специфика логистического подхода к управлению
- Вопрос 22: Общая характеристика предпринимательства. Типология предпринимательской деятельности
- Вопрос 23: Современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- Вопрос 24: Малое предпринимательство: критерии, роль в экономике. Особенности налогообложения
- Вопрос 25: Предпринимательский риск: классификация, методы оценки и управления рисками.
- Вопрос 26: Этапы и формы организации собственного бизнеса
- Вопрос 27: Основные виды и методы регулирования внешнеэкономических операций
- Вопрос 28: Таможенный контроль
- Вопрос 29: Формы международных расчетов
- Вопрос 30: Система всемирного хозяйства и международное разделение труда
- Вопрос 31: Международная экономическая интеграция
- Вопрос 32: Международная валютная система
- Вопрос 33: Основы составления платежного баланса страны
- Горизонтальное представление платежного баланса
- Вопрос 34: Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений
- Моментные
- Интервальные.
- Вопрос 35: Понятие экономических индексов. Классификация индексов. Важнейшие экономические индексы и их взаимосвязи
- Степень охвата явления:
- Вопрос 36: Статистическая методология национального счетоводства и макроэкономических расчетов. Система национальных счетов (снс) России и ее основные показатели
- 7. Счет операций с капиталом в текущих ценах
- Вопрос 37: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Основные принципы бухгалтерского учета
- Вопрос 38: Бухгалтерский баланс и отчетность
- Типы изменений в балансе
- Вопрос 39: Виды расчетных операций и их учет
- Вопрос 40: Учетные регистры. Формы бухгалтерского учета. Учетная политика
- Вопрос 41: Международные стандарты финансовой отчетности
- Вопрос 42: Финансовая система России: функции, звенья.
- Вопрос 43: Финансовый рынок: сущность, функции. Кредитный рынок. Страховой рынок. Рынок ценных бумаг. Валютный рынок
- Вопрос 44: Сущность и функции денег. Виды денег. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены
- Вопрос 45: Финансовые ресурсы предприятия. Особенности формирования и использования
- Вопрос 46: Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Финансовые инструменты. Информационное обеспечение.
- Вопрос 47: Управление собственным капиталом: производственный и финансовый леверидж, дивидендная политика, стоимость бизнеса.
- Вопрос 48: Управление оборотным капиталом: управление запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и их эквивалентами
- Вопрос 49: Антикризисное управление предприятием
- Вопрос 50: Финансовые стратегии. Методы прогнозирования основных финансовых показателей.
- Вопрос 51: Банковская система России: центральный банк, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения страны. Банковские операции
- Вопрос 52: Банковские кредиты: принципы кредитования, классификация банковских кредитов, кредитный договор
- 1) Срочность возврата; 2) дифференцированность;
- Вопрос 53: Система ценных бумаг в России: понятие ценной бумаги, виды, классификация, качество ценных бумаг, портфель ценных бумаг, проблемы рынка ценных бумаг в России
- Вопрос 54: Рынок недвижимости: особенности, классификация, тенденции развития
- Вопрос 55: Оценка стоимости недвижимости: основные методы, их сравнительный анализ
- Вопрос 56: Биржевая торговля: понятие биржи, признаки, участники торгов, биржевой товар, формирование цен на бирже, биржевые индексы
- Вопрос 57: Аудиторская деятельность: понятие, цель. Сопутствующие аудиту услуги
- Вопрос 58: Аудиторское заключение: структура и виды
- Вопрос 59: Налоговая система Российской Федерации. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение.
- Вопрос 60: Эволюция менеджмента. Управление и его роль в современном мире. Принципы и методы управления
- Вопрос 61: Организационные структуры: понятие, виды, принципы построения
- Бюрократическая организационная структура
- Вопрос 62: Мотивация: основные понятия, теории мотивации и практика их применения
- Вопрос 63: Коммуникации: понятие, виды, структура коммуникационного процесса, преграды, пути совершенствования
- Наставления по искусству эффективно слушать
- Прекратите говорить. Невозможно слушать разговаривая. Полоний (Гамлету): «Дай каждому твой слух, но никому – твой голос».
- Вопрос 64: Управленческое решение: понятие, классификация, характеристика процесса принятия решения и требования к нему. Методы принятия решения
- Вопрос 65: Формы власти
- 4. Власть примера. Влияние с помощью харизмы.
- 5.Власть эксперта. Влияние через разумную веру.
- 6. Влияние путем убеждения.
- 7. Влияние через участие трудящихся в управление.
- Вопрос 66: Стили управления: характеристика, практика применения
- Авторитарный стиль управления
- Демократический стиль управления
- Либеральный стиль управления
- Вопрос 67: Организационная культура: понятие, виды, подходы к формированию
- Вопрос 68: Конфликты: понятие, классификация, причины возникновения. Методы разрешения конфликтных ситуаций
- Вопрос 69: Финансовая устойчивость организации: показатели, методика анализа Анализ финансовой устойчивости
- Вопрос 70: Платежеспособность организации: понятие, показатели, методика анализа Анализ платежеспособности предприятия
- Анализ ликвидности баланса (тыс. Руб.)
- Вопрос 71: Трудовые ресурсы предприятия: понятие, структура, основные направления анализа
- Анализ структуры персонала
- Анализ использования рабочего времени
- Анализ использования рабочего времени (чел.-дней)
- Вопрос 72: Использование системного анализа в экономике: понятие системы, структура, связи, цель, функции, поведение. Особенности системного мышления
- Вопрос 73: Внутрифирменное планирование: типы, принципы, функции, методы, организация планирования
- I. По степени неопределённости:
- II. По временной ориентации идей планирования:
- Вопрос 74: Планирование технического развития предприятия
- Вопрос 75: Оперативно-производственное планирование и регулирование производства
- Позаказная система опп
- Система планирования по заделам (система «ритм»)
- Система непрерывного опп (снопп)
- Вопрос 76: Планирование материального обеспечения предприятия
- Вопрос 77: Финансовое планирование. Бюджетирование
- Вопрос 78: Бизнес-план: понятие, виды, цели составления, содержание
- Вопрос 79: Индивидуальный трудовой договор: содержание, порядок заключения и расторжения. Коллективный трудовой договор
- Вопрос 80: Уровень жизни населения: понятие, показатели
- Вопрос 81: Формы и системы оплаты труда на предприятии: тарифная система, бестарифная система, проблемы оплаты труда в России. Единый социальный налог. Налог на доходы физических лиц
- Различают тарифную и бестарифную системы оплаты труда.
- При повременной системе оплаты труда заработок рабочего начисляется в соответствии с часовой тарифной ставкой рабочего или окладом за фактически отработанное время. Имеется две системы:
- Вопрос 82: Нормирование труда: виды норм, методы нормирования, классификация затрат рабочего времен
- Виды норм труда
- Вопрос 83: Классификация затрат для принятия управленческих решений
- Затраты, используемые для калькулирования и оценки готовой продукции
- Затраты на производство, данные о которых служат основанием при принятии управленческих решений
- Затраты, используемые в процессе планирования, контроля и регулирования
- Вопрос 84: Современные модели управления затратами: директ-костинг, стандарт-кост, маржинальный анализ, система сбалансированных показателей
- Вопрос 85: Сущность и виды контроллинга. Формирование системы контроллинга на предприятии
- Вопрос 86: Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
- Вопрос 87: Качество продукции: понятие, показатели качества и конкурентоспособности продукции
- Вопрос 88: Стандартизация и сертификация продукции
- Вопрос 89: Система управления качеством на предприятии
- Вопрос 90: Проект: понятие, типы проектов, анализ и методы управления. Рынок проектов в России
- К проектам будущего можно отнести:
- 1. По масштабу (размерам) проекта:
- В зависимости от значимости:
- По срочности:
- По степени связанности:
- Вопрос 91: Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта
- Вопрос 92: Инновации: понятие, классификация и значение. Инновационная деятельность предприятий. Показатели инновационной деятельности
- Вопрос 93: Стратегия предприятия: понятие, типы стратегий, процесс их формирования
- 1. По уровням иерархий управления:
- 3. По функциональным направлениям деятельности фирмы:
- 4. Эталонные стратегии развития фирмы (базисные):
- Вопрос 94: Основные методы стратегического управления
- Вопрос 95: Понятие стратегического управления. Этапы развития стратегического управления. Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях
- Вопрос 96: Маркетинговое исследование: методы и процедуры проведения
- Вопрос 97: Продукт: виды, уровни, классификация. Особенности услуг. Жизненный цикл продукта. Оценка конкурентоспособности продукта. Стратегия разработки нового продукта. Брэнды и марки
- Вопрос 98: Ценообразование в маркетинге. Методы расчета базовой цены. Ценовые стратегии
- Вопрос 99: Маркетинговые коммуникации: понятие, основные средства, методы проведения, достоинства и недостатки. Интегрирование маркетинговых коммуникаций на предприятии
- Паблик рилейшнз (пр)
- Реклама
- Персональные продажи
- Продвижение продаж
- Интегрирование маркетинговых коммуникаций
- Вопрос 100: Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Типы маркетинговых служб. План и бюджет маркетинга. Оценка эффективности маркетинговой деятельности
- Вопрос 101: Маркетинговые каналы: типы и уровни организации. Управление каналами.
- Типы маркетинговых каналов