logo
Госы

Вопрос 46: Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Финансовые инструменты. Информационное обеспечение.

Финансовый менеджмент – это наука управления финансами предприятия, направленная на достижение его стратегических и тактических целей. Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

Финансовый менеджмент – это неотъемлемая часть общей системы управления предприятием, в свою очередь, состоящая из двух подсистем:

  1. управляемой – это объект управления, то есть денежные отношения, посредством которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность по привлечению, распределению и использованию фондов и ресурсов.

  2. управляющей – то есть субъект управления – это финансовый директор, финансовые менеджеры и другие работники финансовых служб предприятия.

Финансовый менеджмент призван организовать финансовые потоки, чтобы обеспечить эффективный воспроизводственный процесс на предприятии.

Функции финансового менеджмента:

1) воспроизводственная – обеспечивает достаточность денежных средств для нормального функционирования предприятия;

2) организационная – обеспечивает системный подход в организации управления денежными потоками и фондами, а также взаимную увязку ресурсов в пространстве и во времени;

3) финансовое планирование – позволяет определить, базируясь на анализе хозяйственной деятельности, сколько и каких ресурсов необходимо привлечь, чтобы обеспечить объем производства и продаж для удовлетворения платежеспособного спроса населения;

4) прогнозирование – прогноз деятельности на длительную перспективу позволяет выявить определенные тенденции на рынке, чтобы разработать варианты стратегии и тактики для достижения намеченных целей;

5) стимулирующая – обеспечивает необходимую мотивацию собственникам и коллективу предприятия;

6) контрольная – обеспечивает контроль управленческих решений в области финансов, предусматривая сбор информации, анализ факторов, влияющих на возникающие отклонения от запланированных параметров.

Управление финансами на предприятии ведется по двум направлениям:

1) как распорядиться имеющимися финансовыми ресурсами (управление активами) – означает формирование их оптимальной структуры, а также такую организацию оборотных средств, чтобы они использовались наиболее эффективно на всех стадиях кругооборота.

2) как привлечь необходимые финансовые ресурсы (управление пассивами) – означает не только поиск возможных источников средств, но и формирование их оптимальной структуры, обеспечивающей максимальную отдачу на каждую единицу капитала предприятия.

По временному признаку финансовый менеджмент делится на стратегический и оперативно-тактический. Стратегический финансовый менеджмент представляет собой управление инвестициями. Он предполагает финансовую оценку проектов вложения капитала, отбор критериев принятия инвестиционных решений, выбор наиболее оптимального варианта вложения капитала, определение источников финансирования. Оперативно-тактический финансовый менеджмент представляет собой оперативное управление денежной наличностью. Управление денежной наличностью направлено, во-первых, на обеспечение такой суммы наличных денег, которых будет достаточно для выполнения финансовых обязательств и, во-вторых, на достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных денег в качестве капитала.

В процессе организации финансовой деятельности используют следующие финансовые инструменты:

- финансовые активы – денежные средства; контрактные права на получение от другого предприятия денежных средств и обмен с другими предприятиями финансовыми инструментами на взаимовыгодных условиях; договорное контрактное право на уступку или переуступку прав требований; контрактные права на доверительное трастовое управление;

- финансовые обязательства – контрактные договорные обязательства по выплате денежных средств и предоставлению иных видов активов другому предприятию, обмену финансовыми инструментами с различными организациями на потенциально выгодных условиях.

Финансовые инструменты подразделяют на первичные (денежные средства, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженности и т. д.) и производные (опционы, фьючерсы).

Информационной базой финансового менеджмента является бухгалтерская отчетность, включающая бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении денежных средств (форма № 4). Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и размещению с одной стороны (актив), и по источникам формирования – с другой (пассив). Отчет о прибылях и убытках содержит информацию о том, каких результатов достигло предприятие в течение года, каковы масштабы его деятельности. Форма № 4 является информационным источником для анализа денежных потоков по различным видам деятельности хозяйствующих субъектов: текущей, инвестиционной и финансовой. Кроме того, финансовые менеджеры используют информацию о внешней среде предприятия (о состоянии рынка, конкурентах), а также сведения, поступающие с товарно-фондовых бирж и от кредитной системы, различные нормативные и инструктивные материалы.

Финансовые инструменты. Методы финансового анализа

К финансовым инструментам относятся различные способы и методы реализации финансовой политики фирмы.

К финансовым инструментам относятся:

  1. дивидендная политика предприятия

  2. политика ценообразования

  3. финансовое планирование и прогнозирование

  4. процентная политика

К финансовым инструментам относятся – анализ финансовых коэффициентов:

    1. к-ты ликвидности

    2. платёжеспособности

    3. деловой активности

    4. рыночной активности и др.

К финансовым инструментам относятся – разнообразные методы финансового анализа:

  1. чтение отчётности

  2. вертикальный анализ

  3. горизонтальный анализ

  4. трендовый анализ

Важнейшим финансовым инструментом яв-ся финансовая отчётность.

Основные методы фин-ого анализа:

  1. чтение отчётности – изучение абсолютных показателей, представленных в отчётности

  2. горизонтальный анализ – позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчётности по сравнению с предшествующим годом, полугодием или кварталом

  3. вертикальный анализ – проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчётности в общем итоговом показателе, принимаемого за 100%

  4. трендовый анализ – основан на расчёте относительных отклонений показателей отчётности за ряд лет от уравнений базисного года, для которого все показатели принимаем за 100%

К методам фин-ого анализа относится расчёт финансовых коэффициентов, который описывает финансовые пропорции м/д различными статьями отчётности.

Информационное обеспечение. Понятие финансовой отчётности в системе финансового менеджмента.

В системе фин-ого менеджмента финансовая отчётность – совокупность форм отчётности, составленной на основе данных фин-ого учёта, управленческого, налогового, внутрифирменного бух. учёта, с целью предоставления пользователям обобщённой информации о финансовом положении предприятия в удобной и понятной форме для принятия этими пользователями определённых деловых решений.

Внутренние и внешние пользователи финансовой информации

К внутренним пользователям финансовой информации относятся управленческий персонал предприятия – он принимает различные решения производственного и финансового характера.

На базе отчётности:

  1. составляется финансовый план предприятия

  2. принимаются решения об изменении объёма реализации

  3. формализуется ценовая политика

  4. решается вопрос о направлениях кредитной политики

Среди внешних пользователей финансовой информации выделяют 2 группы:

    1. пользователи непосредственно заинтересованные информацией

    2. пользователи опосредованно заинтересованные информацией, которым изучение отчётности необходимо для защиты интересов 1 группы пользователей

К 1 группе относятся:

      1. акционеры

      2. кредиторы (банки)

      3. поставщики (покупатели)

      4. гос-во в лице налоговых органов

      5. служащие предприятия

Ко 2 группе пользователей относятся:

        1. аудиторские службы

        2. консультанты по финансовым вопросам

        3. фондовые биржи

        4. законодательные органы

        5. эк-ая пресса и информационное агенство

        6. профсоюзы