Вопрос 46: Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Финансовые инструменты. Информационное обеспечение.
Финансовый менеджмент – это наука управления финансами предприятия, направленная на достижение его стратегических и тактических целей. Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.
Финансовый менеджмент – это неотъемлемая часть общей системы управления предприятием, в свою очередь, состоящая из двух подсистем:
управляемой – это объект управления, то есть денежные отношения, посредством которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность по привлечению, распределению и использованию фондов и ресурсов.
управляющей – то есть субъект управления – это финансовый директор, финансовые менеджеры и другие работники финансовых служб предприятия.
Финансовый менеджмент призван организовать финансовые потоки, чтобы обеспечить эффективный воспроизводственный процесс на предприятии.
Функции финансового менеджмента:
1) воспроизводственная – обеспечивает достаточность денежных средств для нормального функционирования предприятия;
2) организационная – обеспечивает системный подход в организации управления денежными потоками и фондами, а также взаимную увязку ресурсов в пространстве и во времени;
3) финансовое планирование – позволяет определить, базируясь на анализе хозяйственной деятельности, сколько и каких ресурсов необходимо привлечь, чтобы обеспечить объем производства и продаж для удовлетворения платежеспособного спроса населения;
4) прогнозирование – прогноз деятельности на длительную перспективу позволяет выявить определенные тенденции на рынке, чтобы разработать варианты стратегии и тактики для достижения намеченных целей;
5) стимулирующая – обеспечивает необходимую мотивацию собственникам и коллективу предприятия;
6) контрольная – обеспечивает контроль управленческих решений в области финансов, предусматривая сбор информации, анализ факторов, влияющих на возникающие отклонения от запланированных параметров.
Управление финансами на предприятии ведется по двум направлениям:
1) как распорядиться имеющимися финансовыми ресурсами (управление активами) – означает формирование их оптимальной структуры, а также такую организацию оборотных средств, чтобы они использовались наиболее эффективно на всех стадиях кругооборота.
2) как привлечь необходимые финансовые ресурсы (управление пассивами) – означает не только поиск возможных источников средств, но и формирование их оптимальной структуры, обеспечивающей максимальную отдачу на каждую единицу капитала предприятия.
По временному признаку финансовый менеджмент делится на стратегический и оперативно-тактический. Стратегический финансовый менеджмент представляет собой управление инвестициями. Он предполагает финансовую оценку проектов вложения капитала, отбор критериев принятия инвестиционных решений, выбор наиболее оптимального варианта вложения капитала, определение источников финансирования. Оперативно-тактический финансовый менеджмент представляет собой оперативное управление денежной наличностью. Управление денежной наличностью направлено, во-первых, на обеспечение такой суммы наличных денег, которых будет достаточно для выполнения финансовых обязательств и, во-вторых, на достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных денег в качестве капитала.
В процессе организации финансовой деятельности используют следующие финансовые инструменты:
- финансовые активы – денежные средства; контрактные права на получение от другого предприятия денежных средств и обмен с другими предприятиями финансовыми инструментами на взаимовыгодных условиях; договорное контрактное право на уступку или переуступку прав требований; контрактные права на доверительное трастовое управление;
- финансовые обязательства – контрактные договорные обязательства по выплате денежных средств и предоставлению иных видов активов другому предприятию, обмену финансовыми инструментами с различными организациями на потенциально выгодных условиях.
Финансовые инструменты подразделяют на первичные (денежные средства, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженности и т. д.) и производные (опционы, фьючерсы).
Информационной базой финансового менеджмента является бухгалтерская отчетность, включающая бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении денежных средств (форма № 4). Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и размещению с одной стороны (актив), и по источникам формирования – с другой (пассив). Отчет о прибылях и убытках содержит информацию о том, каких результатов достигло предприятие в течение года, каковы масштабы его деятельности. Форма № 4 является информационным источником для анализа денежных потоков по различным видам деятельности хозяйствующих субъектов: текущей, инвестиционной и финансовой. Кроме того, финансовые менеджеры используют информацию о внешней среде предприятия (о состоянии рынка, конкурентах), а также сведения, поступающие с товарно-фондовых бирж и от кредитной системы, различные нормативные и инструктивные материалы.
Финансовые инструменты. Методы финансового анализа
К финансовым инструментам относятся различные способы и методы реализации финансовой политики фирмы.
К финансовым инструментам относятся:
дивидендная политика предприятия
политика ценообразования
финансовое планирование и прогнозирование
процентная политика
К финансовым инструментам относятся – анализ финансовых коэффициентов:
к-ты ликвидности
платёжеспособности
деловой активности
рыночной активности и др.
К финансовым инструментам относятся – разнообразные методы финансового анализа:
чтение отчётности
вертикальный анализ
горизонтальный анализ
трендовый анализ
Важнейшим финансовым инструментом яв-ся финансовая отчётность.
Основные методы фин-ого анализа:
чтение отчётности – изучение абсолютных показателей, представленных в отчётности
горизонтальный анализ – позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчётности по сравнению с предшествующим годом, полугодием или кварталом
вертикальный анализ – проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчётности в общем итоговом показателе, принимаемого за 100%
трендовый анализ – основан на расчёте относительных отклонений показателей отчётности за ряд лет от уравнений базисного года, для которого все показатели принимаем за 100%
К методам фин-ого анализа относится расчёт финансовых коэффициентов, который описывает финансовые пропорции м/д различными статьями отчётности.
Информационное обеспечение. Понятие финансовой отчётности в системе финансового менеджмента.
В системе фин-ого менеджмента финансовая отчётность – совокупность форм отчётности, составленной на основе данных фин-ого учёта, управленческого, налогового, внутрифирменного бух. учёта, с целью предоставления пользователям обобщённой информации о финансовом положении предприятия в удобной и понятной форме для принятия этими пользователями определённых деловых решений.
Внутренние и внешние пользователи финансовой информации
К внутренним пользователям финансовой информации относятся управленческий персонал предприятия – он принимает различные решения производственного и финансового характера.
На базе отчётности:
составляется финансовый план предприятия
принимаются решения об изменении объёма реализации
формализуется ценовая политика
решается вопрос о направлениях кредитной политики
Среди внешних пользователей финансовой информации выделяют 2 группы:
пользователи непосредственно заинтересованные информацией
пользователи опосредованно заинтересованные информацией, которым изучение отчётности необходимо для защиты интересов 1 группы пользователей
К 1 группе относятся:
акционеры
кредиторы (банки)
поставщики (покупатели)
гос-во в лице налоговых органов
служащие предприятия
Ко 2 группе пользователей относятся:
аудиторские службы
консультанты по финансовым вопросам
фондовые биржи
законодательные органы
эк-ая пресса и информационное агенство
профсоюзы
- Порядок расчета производственной программы
- Понятие и виды производственной мощности
- Порядок расчета производственной мощности
- Учет поступления основных средств
- Учет выбытия основных средств
- Состав и структура оборотных средств
- Методы оценки материальных ресурсов:
- 1. Анализ объема и структуры оборотного капитала.
- 2. Анализ эффективности использования оборотных средств.
- 3. Оценка обеспеченности собственными оборотными средствами.
- 4. Анализ ликвидности активов.
- По степени специализации различают:
- По степени непрерывности технологического процесса различают
- По способу поддержания ритма различают линии:
- Вопрос 21: Логистический подход к управлению материальными потоками: понятие логистики, необходимость применения, специфика логистического подхода к управлению
- Вопрос 22: Общая характеристика предпринимательства. Типология предпринимательской деятельности
- Вопрос 23: Современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- Вопрос 24: Малое предпринимательство: критерии, роль в экономике. Особенности налогообложения
- Вопрос 25: Предпринимательский риск: классификация, методы оценки и управления рисками.
- Вопрос 26: Этапы и формы организации собственного бизнеса
- Вопрос 27: Основные виды и методы регулирования внешнеэкономических операций
- Вопрос 28: Таможенный контроль
- Вопрос 29: Формы международных расчетов
- Вопрос 30: Система всемирного хозяйства и международное разделение труда
- Вопрос 31: Международная экономическая интеграция
- Вопрос 32: Международная валютная система
- Вопрос 33: Основы составления платежного баланса страны
- Горизонтальное представление платежного баланса
- Вопрос 34: Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений
- Моментные
- Интервальные.
- Вопрос 35: Понятие экономических индексов. Классификация индексов. Важнейшие экономические индексы и их взаимосвязи
- Степень охвата явления:
- Вопрос 36: Статистическая методология национального счетоводства и макроэкономических расчетов. Система национальных счетов (снс) России и ее основные показатели
- 7. Счет операций с капиталом в текущих ценах
- Вопрос 37: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Основные принципы бухгалтерского учета
- Вопрос 38: Бухгалтерский баланс и отчетность
- Типы изменений в балансе
- Вопрос 39: Виды расчетных операций и их учет
- Вопрос 40: Учетные регистры. Формы бухгалтерского учета. Учетная политика
- Вопрос 41: Международные стандарты финансовой отчетности
- Вопрос 42: Финансовая система России: функции, звенья.
- Вопрос 43: Финансовый рынок: сущность, функции. Кредитный рынок. Страховой рынок. Рынок ценных бумаг. Валютный рынок
- Вопрос 44: Сущность и функции денег. Виды денег. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены
- Вопрос 45: Финансовые ресурсы предприятия. Особенности формирования и использования
- Вопрос 46: Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Финансовые инструменты. Информационное обеспечение.
- Вопрос 47: Управление собственным капиталом: производственный и финансовый леверидж, дивидендная политика, стоимость бизнеса.
- Вопрос 48: Управление оборотным капиталом: управление запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и их эквивалентами
- Вопрос 49: Антикризисное управление предприятием
- Вопрос 50: Финансовые стратегии. Методы прогнозирования основных финансовых показателей.
- Вопрос 51: Банковская система России: центральный банк, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения страны. Банковские операции
- Вопрос 52: Банковские кредиты: принципы кредитования, классификация банковских кредитов, кредитный договор
- 1) Срочность возврата; 2) дифференцированность;
- Вопрос 53: Система ценных бумаг в России: понятие ценной бумаги, виды, классификация, качество ценных бумаг, портфель ценных бумаг, проблемы рынка ценных бумаг в России
- Вопрос 54: Рынок недвижимости: особенности, классификация, тенденции развития
- Вопрос 55: Оценка стоимости недвижимости: основные методы, их сравнительный анализ
- Вопрос 56: Биржевая торговля: понятие биржи, признаки, участники торгов, биржевой товар, формирование цен на бирже, биржевые индексы
- Вопрос 57: Аудиторская деятельность: понятие, цель. Сопутствующие аудиту услуги
- Вопрос 58: Аудиторское заключение: структура и виды
- Вопрос 59: Налоговая система Российской Федерации. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение.
- Вопрос 60: Эволюция менеджмента. Управление и его роль в современном мире. Принципы и методы управления
- Вопрос 61: Организационные структуры: понятие, виды, принципы построения
- Бюрократическая организационная структура
- Вопрос 62: Мотивация: основные понятия, теории мотивации и практика их применения
- Вопрос 63: Коммуникации: понятие, виды, структура коммуникационного процесса, преграды, пути совершенствования
- Наставления по искусству эффективно слушать
- Прекратите говорить. Невозможно слушать разговаривая. Полоний (Гамлету): «Дай каждому твой слух, но никому – твой голос».
- Вопрос 64: Управленческое решение: понятие, классификация, характеристика процесса принятия решения и требования к нему. Методы принятия решения
- Вопрос 65: Формы власти
- 4. Власть примера. Влияние с помощью харизмы.
- 5.Власть эксперта. Влияние через разумную веру.
- 6. Влияние путем убеждения.
- 7. Влияние через участие трудящихся в управление.
- Вопрос 66: Стили управления: характеристика, практика применения
- Авторитарный стиль управления
- Демократический стиль управления
- Либеральный стиль управления
- Вопрос 67: Организационная культура: понятие, виды, подходы к формированию
- Вопрос 68: Конфликты: понятие, классификация, причины возникновения. Методы разрешения конфликтных ситуаций
- Вопрос 69: Финансовая устойчивость организации: показатели, методика анализа Анализ финансовой устойчивости
- Вопрос 70: Платежеспособность организации: понятие, показатели, методика анализа Анализ платежеспособности предприятия
- Анализ ликвидности баланса (тыс. Руб.)
- Вопрос 71: Трудовые ресурсы предприятия: понятие, структура, основные направления анализа
- Анализ структуры персонала
- Анализ использования рабочего времени
- Анализ использования рабочего времени (чел.-дней)
- Вопрос 72: Использование системного анализа в экономике: понятие системы, структура, связи, цель, функции, поведение. Особенности системного мышления
- Вопрос 73: Внутрифирменное планирование: типы, принципы, функции, методы, организация планирования
- I. По степени неопределённости:
- II. По временной ориентации идей планирования:
- Вопрос 74: Планирование технического развития предприятия
- Вопрос 75: Оперативно-производственное планирование и регулирование производства
- Позаказная система опп
- Система планирования по заделам (система «ритм»)
- Система непрерывного опп (снопп)
- Вопрос 76: Планирование материального обеспечения предприятия
- Вопрос 77: Финансовое планирование. Бюджетирование
- Вопрос 78: Бизнес-план: понятие, виды, цели составления, содержание
- Вопрос 79: Индивидуальный трудовой договор: содержание, порядок заключения и расторжения. Коллективный трудовой договор
- Вопрос 80: Уровень жизни населения: понятие, показатели
- Вопрос 81: Формы и системы оплаты труда на предприятии: тарифная система, бестарифная система, проблемы оплаты труда в России. Единый социальный налог. Налог на доходы физических лиц
- Различают тарифную и бестарифную системы оплаты труда.
- При повременной системе оплаты труда заработок рабочего начисляется в соответствии с часовой тарифной ставкой рабочего или окладом за фактически отработанное время. Имеется две системы:
- Вопрос 82: Нормирование труда: виды норм, методы нормирования, классификация затрат рабочего времен
- Виды норм труда
- Вопрос 83: Классификация затрат для принятия управленческих решений
- Затраты, используемые для калькулирования и оценки готовой продукции
- Затраты на производство, данные о которых служат основанием при принятии управленческих решений
- Затраты, используемые в процессе планирования, контроля и регулирования
- Вопрос 84: Современные модели управления затратами: директ-костинг, стандарт-кост, маржинальный анализ, система сбалансированных показателей
- Вопрос 85: Сущность и виды контроллинга. Формирование системы контроллинга на предприятии
- Вопрос 86: Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
- Вопрос 87: Качество продукции: понятие, показатели качества и конкурентоспособности продукции
- Вопрос 88: Стандартизация и сертификация продукции
- Вопрос 89: Система управления качеством на предприятии
- Вопрос 90: Проект: понятие, типы проектов, анализ и методы управления. Рынок проектов в России
- К проектам будущего можно отнести:
- 1. По масштабу (размерам) проекта:
- В зависимости от значимости:
- По срочности:
- По степени связанности:
- Вопрос 91: Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта
- Вопрос 92: Инновации: понятие, классификация и значение. Инновационная деятельность предприятий. Показатели инновационной деятельности
- Вопрос 93: Стратегия предприятия: понятие, типы стратегий, процесс их формирования
- 1. По уровням иерархий управления:
- 3. По функциональным направлениям деятельности фирмы:
- 4. Эталонные стратегии развития фирмы (базисные):
- Вопрос 94: Основные методы стратегического управления
- Вопрос 95: Понятие стратегического управления. Этапы развития стратегического управления. Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях
- Вопрос 96: Маркетинговое исследование: методы и процедуры проведения
- Вопрос 97: Продукт: виды, уровни, классификация. Особенности услуг. Жизненный цикл продукта. Оценка конкурентоспособности продукта. Стратегия разработки нового продукта. Брэнды и марки
- Вопрос 98: Ценообразование в маркетинге. Методы расчета базовой цены. Ценовые стратегии
- Вопрос 99: Маркетинговые коммуникации: понятие, основные средства, методы проведения, достоинства и недостатки. Интегрирование маркетинговых коммуникаций на предприятии
- Паблик рилейшнз (пр)
- Реклама
- Персональные продажи
- Продвижение продаж
- Интегрирование маркетинговых коммуникаций
- Вопрос 100: Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Типы маркетинговых служб. План и бюджет маркетинга. Оценка эффективности маркетинговой деятельности
- Вопрос 101: Маркетинговые каналы: типы и уровни организации. Управление каналами.
- Типы маркетинговых каналов