Вопрос 94: Основные методы стратегического управления
Выделяют следующие методы стратегического управления:
- портфельный (матричный) анализ;
- SWOT-анализ;
- PEST-анализ;
- ситуационный анализ;
- экспертные оценки;
- экономико-математические методы и другие.
Рассмотрим более подробно первые три основных метода стратегического управления.
Портфельный анализ – совокупность методов, с помощью которых руководство предприятия оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления и сокращения инвестиций в неэффективные проекты.
Портфельный анализ предназначен для решения следующих проблем:
1) согласование стратегий отдельных хозяйственных подразделений предприятия;
2) для распределения кадровых и финансовых ресурсов между подразделениями;
3) для проведения реструктуризации предприятия.
Основными достоинствами портфельного анализа является возможность наглядного отражения стратегических проблем, относительная простота представления результатов, акцент на качественные стороны анализа.
Процесс портфельного анализа идет по следующей схеме:
1. Все виды деятельности предприятия (или ассортимент продукции) разбиваются на стратегические единицы бизнеса (СЕБ).
2. Определяется относительная конкурентоспособность СЕБ и перспективы развития соответствующих рынков.
3. Разрабатывается стратегия каждой бизнес-единицы, и бизнес-единицы объединяются в однородные группы.
4. Руководство оценивает бизнес-стратегии всех подразделений предприятия с точки зрения их соответствия корпоративной стратегии.
Недостатки портфельного анализа:
1) Используются данные о текущем состоянии бизнеса, которые не всегда можно экстраполировать в будущее.
2) Виды бизнеса при СЕБ оцениваются только по двум критериям, при этом множество других факторов остаются без внимания.
Матрица Бостонской Консалтинговой Группы (БКГ).
БКГ – матрица 2×2, в основе которой лежит модель жизненного цикла товара, соответственно товар в своем развитии проходит 4 стадии.
1 стадия: выход на рынок (товар «вопросительный знак» или «трудный ребенок»).
2 стадия: рост товара («товар звезда»).
3 стадия: зрелость товара («дойная корова»).
4 стадия: спад (товар «собака»).
По оси У на матрице отражается показатель темпа роста рынка (ТРР). Показатель ТРР основан на прогнозах продаж продукции отрасли и связан с анализом жизненного цикла отрасли.
По оси Х показывается относительная доля рынка (ОДР).
Если ОДР < 1, то доля данного предприятия меньше доли рыночного лидера. И наоборот. Если ОДР = 2, то объем продаж в 2 раза превышает объемы продаж конкурента, компания является отраслевым лидером.
Продукция «Вопросительный знак»
Такие продукты могут оказаться очень перспективными, но они нуждаются в существенной финансовой поддержке. Главный стратегический вопрос: когда прекратить финансирование этих продуктов, если они неэффективны.
Виды стратегий:
- идти на увеличение доли бизнеса на рынке;
- довольствоваться тем, что достигнуто;
- сокращать данный бизнес.
Товар «Звезды»
Это рыночные лидеры на быстрорастущем рынке. Требует существенных инвестиций для поддержания доли рынка.
Виды стратегий:
- стремиться к сохранению бизнеса на рынке;
- стремиться к увеличению бизнеса на рынке.
Товар «Дойные коровы»
За счет того, что компания лидирует на рынке, эффект экономии на масштабе позволяет получать ей более высший доход. Привлекательность «дойных коров» объясняется тем, что они не требуют больших инвестиций и обеспечивают значительные положительные денежные потоки.
Виды стратегий:
- сохранение доли бизнеса на рынке;
- увеличение доли бизнеса на рынке.
«Собаки»
Поток денежной наличности либо незначительный, либо равен нулю, либо отрицательный. Это устаревшая продукция, которую необходимо снимать с производства.
Виды стратегий:
- сохранение своих позиций (если есть спрос);
- сокращение позиций
- полная ликвидация.
Основная ценность матрицы БКГ состоит в том, что можно определить не только стратегические позиции каждого вида бизнеса, но и дать рекомендации по стратегическому балансу потока денежной наличности. Данная модель помогает сформировать сбалансированный номенклатурный (продуктовый) портфель предприятия. Недостатком модели является учет только двух показателей: ОДР и ТРР.
Матрица дает хороший результат при условии, что стратегическая единица бизнеса в будущем остается в той же фазе жизненного цикла, а ожидаемый уровень нестабильности будет невысоким.
SWOT-анализ.
SWOT – по начальным буквам английских слов strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы).
Возможности – это положительные тенденции внешней среды для предприятия. Угрозы – отрицательные тенденции во внешней среде предприятия.
Выделяют 4 этапа SWOT – анализа:
На первом этапе предприятие составляет список своих сильных и слабых сторон.
На втором этапе составляется список возможностей и угроз, заключенных во внешней среде.
На третьем этапе определяется взаимозависимость факторов внутренней и внешней среды. Составляется матрица SWOT.
Таблица 1. Матрица SWOT.
| Возможности: 1. 2. | Угрозы 1. 2. |
Сильные стороны 1. 2. | Поле СИВ | Поле СИУ |
Слабые стороны 1. 2.. | Поле СЛВ | Поле СЛУ |
На каждом из полей необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии.
Поле СИВ:
В отношении тех пар, которые выбраны с этого поля, при разработке стратегии необходимо использовать сильные стороны для того, чтобы получить максимальную отдачу от возможностей.
Поле СЛВ:
Для тех пар с этого поля стратегия должна быть построена так, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
Поле СИУ:
Стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы.
Поле СЛУ:
Фирма должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей избавиться от слабости и попытаться преодолеть нависшую угрозу.
На четвертом этапе оценивается значимость факторов и их влияние на формирование стратегии в целом. Для этого используется метод экспертных оценок.
PEST-анализ.
PEST-анализ изучает политические, экономические, социокультурные и технологические факторы внешней среды предприятия. Цель PEST-анализа – отслеживание факторов, которые могут повлиять на стратегию предприятия.
При анализе макросреды применяется PEST – анализ:
1. Р – политико-правовые факторы;
2. Е – экономические факторы;
3. S – социально-культурные факторы;
4. Т – технологические факторы.
К политическим факторам относятся: правительственная стабильность; роль профсоюзов; создание новых политических блоков; стабилизация политической ситуации в регионе.
К экономическим факторам относятся: изменения ВНП; темпы инфляции; стоимость кредитов; уровень доходов населения; безработица; изменение курсов валют; изменение отраслевой структуры экономики.
К социальным факторам относятся: уровень образования; стиль жизни, обычаи, привычки; активность потребителей; возникновение религиозных течений.
К технологическим факторам относятся: развитие НТП; затраты на НИОКР; разработка и внедрение новой продукции и технологий; защита интеллектуальной собственности и другие.
- Порядок расчета производственной программы
- Понятие и виды производственной мощности
- Порядок расчета производственной мощности
- Учет поступления основных средств
- Учет выбытия основных средств
- Состав и структура оборотных средств
- Методы оценки материальных ресурсов:
- 1. Анализ объема и структуры оборотного капитала.
- 2. Анализ эффективности использования оборотных средств.
- 3. Оценка обеспеченности собственными оборотными средствами.
- 4. Анализ ликвидности активов.
- По степени специализации различают:
- По степени непрерывности технологического процесса различают
- По способу поддержания ритма различают линии:
- Вопрос 21: Логистический подход к управлению материальными потоками: понятие логистики, необходимость применения, специфика логистического подхода к управлению
- Вопрос 22: Общая характеристика предпринимательства. Типология предпринимательской деятельности
- Вопрос 23: Современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- Вопрос 24: Малое предпринимательство: критерии, роль в экономике. Особенности налогообложения
- Вопрос 25: Предпринимательский риск: классификация, методы оценки и управления рисками.
- Вопрос 26: Этапы и формы организации собственного бизнеса
- Вопрос 27: Основные виды и методы регулирования внешнеэкономических операций
- Вопрос 28: Таможенный контроль
- Вопрос 29: Формы международных расчетов
- Вопрос 30: Система всемирного хозяйства и международное разделение труда
- Вопрос 31: Международная экономическая интеграция
- Вопрос 32: Международная валютная система
- Вопрос 33: Основы составления платежного баланса страны
- Горизонтальное представление платежного баланса
- Вопрос 34: Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений
- Моментные
- Интервальные.
- Вопрос 35: Понятие экономических индексов. Классификация индексов. Важнейшие экономические индексы и их взаимосвязи
- Степень охвата явления:
- Вопрос 36: Статистическая методология национального счетоводства и макроэкономических расчетов. Система национальных счетов (снс) России и ее основные показатели
- 7. Счет операций с капиталом в текущих ценах
- Вопрос 37: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Основные принципы бухгалтерского учета
- Вопрос 38: Бухгалтерский баланс и отчетность
- Типы изменений в балансе
- Вопрос 39: Виды расчетных операций и их учет
- Вопрос 40: Учетные регистры. Формы бухгалтерского учета. Учетная политика
- Вопрос 41: Международные стандарты финансовой отчетности
- Вопрос 42: Финансовая система России: функции, звенья.
- Вопрос 43: Финансовый рынок: сущность, функции. Кредитный рынок. Страховой рынок. Рынок ценных бумаг. Валютный рынок
- Вопрос 44: Сущность и функции денег. Виды денег. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены
- Вопрос 45: Финансовые ресурсы предприятия. Особенности формирования и использования
- Вопрос 46: Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Финансовые инструменты. Информационное обеспечение.
- Вопрос 47: Управление собственным капиталом: производственный и финансовый леверидж, дивидендная политика, стоимость бизнеса.
- Вопрос 48: Управление оборотным капиталом: управление запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и их эквивалентами
- Вопрос 49: Антикризисное управление предприятием
- Вопрос 50: Финансовые стратегии. Методы прогнозирования основных финансовых показателей.
- Вопрос 51: Банковская система России: центральный банк, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения страны. Банковские операции
- Вопрос 52: Банковские кредиты: принципы кредитования, классификация банковских кредитов, кредитный договор
- 1) Срочность возврата; 2) дифференцированность;
- Вопрос 53: Система ценных бумаг в России: понятие ценной бумаги, виды, классификация, качество ценных бумаг, портфель ценных бумаг, проблемы рынка ценных бумаг в России
- Вопрос 54: Рынок недвижимости: особенности, классификация, тенденции развития
- Вопрос 55: Оценка стоимости недвижимости: основные методы, их сравнительный анализ
- Вопрос 56: Биржевая торговля: понятие биржи, признаки, участники торгов, биржевой товар, формирование цен на бирже, биржевые индексы
- Вопрос 57: Аудиторская деятельность: понятие, цель. Сопутствующие аудиту услуги
- Вопрос 58: Аудиторское заключение: структура и виды
- Вопрос 59: Налоговая система Российской Федерации. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение.
- Вопрос 60: Эволюция менеджмента. Управление и его роль в современном мире. Принципы и методы управления
- Вопрос 61: Организационные структуры: понятие, виды, принципы построения
- Бюрократическая организационная структура
- Вопрос 62: Мотивация: основные понятия, теории мотивации и практика их применения
- Вопрос 63: Коммуникации: понятие, виды, структура коммуникационного процесса, преграды, пути совершенствования
- Наставления по искусству эффективно слушать
- Прекратите говорить. Невозможно слушать разговаривая. Полоний (Гамлету): «Дай каждому твой слух, но никому – твой голос».
- Вопрос 64: Управленческое решение: понятие, классификация, характеристика процесса принятия решения и требования к нему. Методы принятия решения
- Вопрос 65: Формы власти
- 4. Власть примера. Влияние с помощью харизмы.
- 5.Власть эксперта. Влияние через разумную веру.
- 6. Влияние путем убеждения.
- 7. Влияние через участие трудящихся в управление.
- Вопрос 66: Стили управления: характеристика, практика применения
- Авторитарный стиль управления
- Демократический стиль управления
- Либеральный стиль управления
- Вопрос 67: Организационная культура: понятие, виды, подходы к формированию
- Вопрос 68: Конфликты: понятие, классификация, причины возникновения. Методы разрешения конфликтных ситуаций
- Вопрос 69: Финансовая устойчивость организации: показатели, методика анализа Анализ финансовой устойчивости
- Вопрос 70: Платежеспособность организации: понятие, показатели, методика анализа Анализ платежеспособности предприятия
- Анализ ликвидности баланса (тыс. Руб.)
- Вопрос 71: Трудовые ресурсы предприятия: понятие, структура, основные направления анализа
- Анализ структуры персонала
- Анализ использования рабочего времени
- Анализ использования рабочего времени (чел.-дней)
- Вопрос 72: Использование системного анализа в экономике: понятие системы, структура, связи, цель, функции, поведение. Особенности системного мышления
- Вопрос 73: Внутрифирменное планирование: типы, принципы, функции, методы, организация планирования
- I. По степени неопределённости:
- II. По временной ориентации идей планирования:
- Вопрос 74: Планирование технического развития предприятия
- Вопрос 75: Оперативно-производственное планирование и регулирование производства
- Позаказная система опп
- Система планирования по заделам (система «ритм»)
- Система непрерывного опп (снопп)
- Вопрос 76: Планирование материального обеспечения предприятия
- Вопрос 77: Финансовое планирование. Бюджетирование
- Вопрос 78: Бизнес-план: понятие, виды, цели составления, содержание
- Вопрос 79: Индивидуальный трудовой договор: содержание, порядок заключения и расторжения. Коллективный трудовой договор
- Вопрос 80: Уровень жизни населения: понятие, показатели
- Вопрос 81: Формы и системы оплаты труда на предприятии: тарифная система, бестарифная система, проблемы оплаты труда в России. Единый социальный налог. Налог на доходы физических лиц
- Различают тарифную и бестарифную системы оплаты труда.
- При повременной системе оплаты труда заработок рабочего начисляется в соответствии с часовой тарифной ставкой рабочего или окладом за фактически отработанное время. Имеется две системы:
- Вопрос 82: Нормирование труда: виды норм, методы нормирования, классификация затрат рабочего времен
- Виды норм труда
- Вопрос 83: Классификация затрат для принятия управленческих решений
- Затраты, используемые для калькулирования и оценки готовой продукции
- Затраты на производство, данные о которых служат основанием при принятии управленческих решений
- Затраты, используемые в процессе планирования, контроля и регулирования
- Вопрос 84: Современные модели управления затратами: директ-костинг, стандарт-кост, маржинальный анализ, система сбалансированных показателей
- Вопрос 85: Сущность и виды контроллинга. Формирование системы контроллинга на предприятии
- Вопрос 86: Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
- Вопрос 87: Качество продукции: понятие, показатели качества и конкурентоспособности продукции
- Вопрос 88: Стандартизация и сертификация продукции
- Вопрос 89: Система управления качеством на предприятии
- Вопрос 90: Проект: понятие, типы проектов, анализ и методы управления. Рынок проектов в России
- К проектам будущего можно отнести:
- 1. По масштабу (размерам) проекта:
- В зависимости от значимости:
- По срочности:
- По степени связанности:
- Вопрос 91: Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта
- Вопрос 92: Инновации: понятие, классификация и значение. Инновационная деятельность предприятий. Показатели инновационной деятельности
- Вопрос 93: Стратегия предприятия: понятие, типы стратегий, процесс их формирования
- 1. По уровням иерархий управления:
- 3. По функциональным направлениям деятельности фирмы:
- 4. Эталонные стратегии развития фирмы (базисные):
- Вопрос 94: Основные методы стратегического управления
- Вопрос 95: Понятие стратегического управления. Этапы развития стратегического управления. Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях
- Вопрос 96: Маркетинговое исследование: методы и процедуры проведения
- Вопрос 97: Продукт: виды, уровни, классификация. Особенности услуг. Жизненный цикл продукта. Оценка конкурентоспособности продукта. Стратегия разработки нового продукта. Брэнды и марки
- Вопрос 98: Ценообразование в маркетинге. Методы расчета базовой цены. Ценовые стратегии
- Вопрос 99: Маркетинговые коммуникации: понятие, основные средства, методы проведения, достоинства и недостатки. Интегрирование маркетинговых коммуникаций на предприятии
- Паблик рилейшнз (пр)
- Реклама
- Персональные продажи
- Продвижение продаж
- Интегрирование маркетинговых коммуникаций
- Вопрос 100: Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Типы маркетинговых служб. План и бюджет маркетинга. Оценка эффективности маркетинговой деятельности
- Вопрос 101: Маркетинговые каналы: типы и уровни организации. Управление каналами.
- Типы маркетинговых каналов